Печать

Обобщение педагогического опыта

вкл. .

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта - вид методической деятельности, предполающий выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование, описание опыта и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта (ПО), либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников.

 Обобщение опыта - это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.

 Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

При выборе ПО и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ образовательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет). Важным этапом в ходе изучения ПО является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения.

Обобщить - это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный ПО. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного ПО.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (психолого-педагогическая, художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.)

 

Методы изучения ПО:

  • посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом;
  • анализ посещенного занятия по предложенной схеме;
  • анкетирование;
  • выявление нового;
  • беседа-опрос;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

          Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора.

Критерии выбора ПО для обобщения:

  • результативность работы педагога (высокие и устойчивые результаты на протяжении ряда лет);
  • актуальность и социальная значимость;
  • учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;
  • научные основы (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент);
  • новизна (новое содержание, формы, педагогические технологии);
  • успешное применение;
  • рационализация педагогического труда;
  • воспроизводство в новых педагогических условиях.

В целом положительный ПО должен соответствовать критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности),

  • дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников),
  • субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога),
  • диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

 

Критерий концептуальности - способность педагога придавать субъектам обучения характеристики открытости, неоднозначности, дополнительности, личностных смыслов и т.д.

Критерий открытости - представление открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая обращаться к смыслотворчеству вместо механического заучивания.

Критерий проблемности - осмысленное отношение к умениям. Формирование проблемных представлений об умениях и опыте их применения. Развитие критичного оценивания, рефлексии, самомотивирования, поиска противоречий, дополнения своим смыслом и умениями.

Параметры оценки и обобщения:

  • концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;
  • разработка вариантов сценария одного и того же занятия;
  • обеспечение взаимодействия: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать обучающегося; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;
  • умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу;
  • умения востребовать пояснения детьми собственных пониманий смысла представляемых педагогом действий;
  • умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена);
  • умения воздействовать на учебный процесс, владеть средствами расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;
  • открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного ПО:

сборники;

учебно-методические пособия;

тематические выставки;

статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.