Лифты. Классификация. Кинематические схемы, принцип работы пассажирского лифта


Пассажир лифта

Лифт — подъемно-транспортное устройство, которое перевозит пассажиров лифта или грузы в вертикальном направлении по жестким стальным лифтовым направляющим. Как правило лифт движется внутри шахты лифта. Скорость лифта бывает от 0,15 м/сек до 10 м/сек и выше. Грузоподъемность лифта достигает 20 тонн.
Лифтовая кабина обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, у нее есть стены, пол кабины

и потолок.
Вход в лифт осуществляется через автоматические двери лифталифтовой портал.
Электрическая схема лифта предполагает, что лифтом может управлять любой пассажир лифта самостоятельно, но перед этим ему обязательно необходимо ознакомиться с правилами устройства и эксплуатации лифтов.

3.11. Принципиальная электрическая схема грузового малого лифта на две остановки грузоподъемностью 100 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,5 м/с

Краткая характеристика системы управления лифтом

. Система управления данным лифтом (рис. 3.7) одиночная наружная, с сигнальным вызовом кабины с загрузочных площадок.

Для управления электроприводом лифта применяется контакторное НКУ типа ЯСЖ5401.

Управление лифтом осуществляют при помощи кнопочных постов управления.

Если лифтом управляют с одной остановки, применяется кнопочный пост типа ПКЛ41УЗ с кнопками «Вверх» или «Вниз», «Звонок», «Стоп» и сигнальной лампой «Занято». При управлении лифтом с двух остановок применяется кнопочный пост типа ПКЛ31УЭ с кнопками «Вверх» или «Вниз», «Звонок», «Стоп» и сигнальной лампой «Занято». Кнопки постов управления выполнены с самовозвратом. На загрузочной площадке, не оборудованной постом управления, устанавливают вызывной аппарат с кноп-кой Кн, которая имеет один замыкающий контакт с самовозвра-том. На время удержания ее включается звонок ЗвВ.

Кабина выполнена с неподвижным полом, без контроля загрузки. Закрывание дверей кабины или устройства, обеспечивающего невозможность перемещения груза за габаритные размеры пола кабины, выключателем не контролируется.

Двери шахты открываются и закрываются вручную. Притвор створок двери контролируется выключателем ДШ, а их запирание автоматическим (ригельным) замком не контролируется.

Узел определения местонахождения кабины и подачи сигнала на ее точную остановку на верхней или нижней загрузочной площадке выполнен на основе этажных переключателей 1ЭП и 2ЭП, установленных в шахте. На кабине размещена отводка, воздействующая на ролик рычага этажного переключателя при входе кабины в зону точной остановки загрузочной площадки. Положения рычага переключателя ЭП представлены в таблице.

Контакт

Положение рычага
Левое 0 Правое
1 +
2 +
3 + +
4 + +

Применение

. + — контакт замкнут;—контакт разомкнут; левое —

после прохождения кабины вверх; правое — после прохождения кабины вниз; 0 — в момент воздействия на ЭП отводки кабины. В случае перехода кабиной уровня точной остановки загрузочной площадки срабатывает конечный выключатель ВК, отключая цепь управления лифтом. В схеме лифта имеются контакторы направления движения вверх и вниз (соответственно КВ и КН), которые управляют электродвигателем Ml.

Рис. 3.7. Принципиальная электрическая схема грузового малого лифта на две остановки грузоподъемностью 100 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,5 м/с

Программа работы лифта

. 1. При нажатии на кнопку 2Кн-1 вызова загрузочной площадки включается электрический звонок ЗвВ, сигнализирующий о требовании направить кабину на данную остановку.

2. При нажатии на кнопку Кн «Вверх» или Кн «Вниз» кабина направляется вверх или вниз, после чего выполняет точную остановку на заданной загрузочной площадке.

3. При нажатии на кнопку Кн «Стоп» движущаяся кабина должна остановиться.

Принцип действия электрической схемы лифта

. Лифт подготавливают к работе включением рубильника В1 и автоматического выключателя ВА1.

При этом подается напряжение сети:

• трехфазное — по проводам ЛЗ1, JI32 и JI33 на главные контакты контакторов КВ и КН;

• однофазное — по проводу JI33—Л43 на предохранитель Пр1 и далее в цепь управления лифтом;

• двухфазное — по проводам JI22 и JI23 на предохранители Пр2 и далее по проводам JI82 и JI83 на понижающий трансформатор ТрЗ.

В цепь управления подается напряжение 220 В переменного тока (при напряжении сети 380 В): на провод 1 (101) подается фаза сети (380 В), а провод 0 (104) присоединен к нулевому проводу сети.

С выхода обмотки низшего напряжения трансформатора ТрЗ через предохранитель ПрЗ по проводам 03 (803) и 02 (102) снимается переменное двухфазное напряжение 24 В, которое подается в цепи питания сигнальных ламп 1ЛП-1, 2ЛП-1 и ЛЗ, звонка вызова кабины ЗвВ и штепсельных разъемов ШР1, ШРЗ — ШР5.

Действие электрической схемы при нажатии кнопок управления и вызова

. Схема выполнена для случая, когда кабина и кнопочный пост управления находятся на первой остановке. Предположим, что кабину с открытыми дверями шахты первой остановки требуется направить на верхнюю остановку. Для ее пуска необходимо закрыть двери шахты первой остановки, после чего замкнутся электрические контакты 1ДШ-1 и 2ДШ-1, и нажать кнопку вызова Кн «Вверх». Действие электрической схемы таково:

Цепь питания контактора КВ: 1 — 2 — 2-2 — 2ДШ-1 — 3 — 4 — ВЛ — 6 — ВК — 8 — 1ДШ-1 — 10 — 12 — Кн «Стоп» — 15 — Кн «Вверх» — 16 — 2ЭП-2 — 17 — КН — (03) — катушка КВ.

После включения контактора КВ кнопку можно отпустить, так как цепь питания катушки КВ будет проходить через 3-контакт КВ (15—16). Кабина начинает движение вверх. При входе в зону точной остановки второй загрузочной площадки отводка кабины переводит рычаг 2ЭП в нулевое положение, при котором размыкается электрический контакт 2ЭП-2, и контактор КВ отключается. Затем отключаются Ml и ЭмТ, и кабина останавливается. Пуск кабины от кнопки Кн «Вниз» аналогичен, только в этом случае включается контактор КН.

Для подачи звукового сигнала вызова кабины на первую остановку, если она находится на второй, нажимают на кнопку 2Кн-1. Включается звонок ЗвВ по цепи 03 — 2Кн-1 — 23 — звонок ЗвВ. При этом на первой остановке получают звуковой сигнал и при отсутствии свечения сигнальной лампы ЛЗ производят пуск кабины вниз.

Действие цепей световой сигнализации

. Лифт оснащен световой сигнализацией. Сигнальные лампы 1ЛП-1 и 2ЛП-1 установлены на первой остановке рядом с постом управления; они указывают номер загрузочной площадки, на которой в данный момент находится кабина. Сигнальная лампа 1ЛП-1 включается контактом 1ЭП-3 (03-21-1), а 2ЛП-1 — контактом 2ЭП-4 (03-21-2). Сигнальная лампа ЛЗ, вмонтированная в пост управления, включается при открытой двери шахты контактом 1ДШ-1 или 2ДШ-1 (03—22), а при движении кабины — 3-контакгом КВ или КН (03-22).

Контрольные вопросы

1. Объясните, почему после включения контактора КВ или КН можно отпустить кнопку Кн «Вверх» или Кн «Вниз».

2. Объясните, почему в цепь катушки КВ введен четвертый контакт 2ЭП, а в цепь катушки КН — третий контакт 1ЭП.

3. В каких случаях включается сигнальная лампа JI3?

4. В каких случаях включается сигнальная лампа 1ЛП-1?

5. В каких случаях размыкается контакт ВК (6^8)? Где на лифте он установлен?

6. Почему пуск кабины невозможен при открытой двери шахты, срабатывании ловителей или конечного выключателя?

содержание .. 81 82 83 ..

Устройство лифта

Система лифта состоит из:

Кабины лифта – это закрытое купе лифта, в котором перемещается пассажир лифта, высота кабины обычно 2100-2200 миллиметров, размер кабины лифта должен позволять с удобством перевозить нескольких пассажиров

Дверей лифта – в пассажирских лифтах есть лифтовые двери кабины лифта и двери шахты лифта

Направляющих лифталифтовые направляющие из стали по которым движется кабина и противовес лифта (вес направляющих лифта около 50 кг/метр)

Лебедки лифта — это привод лифта, который дает лифту скорость

Троса лифтаканаты лифтовые, на которых подвешена кабина лифта. Тяговый канат лифта имеет 14 кратный запас прочности. Канаты для лифтов специальные, изготавливаются из стальной проволоки

Станции управления лифта — мозг лифта, который им управляет и задает скорость лифта, задает ускорение кабины лифта и управляет схемой лифта

Устройств безопасности лифта

Ограничителя скорости – лифтового устройства, которое контролирует скорость движения лифта

Ловителей лифта — улавливающих заклинивающих захватов лифтовой кабины. Обязательны для современного лифта

Паспорта лифта — технического документа, который обязан иметь каждый лифт. В паспорте лифта указывается вся необходимая информация о лифте

Особенности устройства грузовых лифтов

Все виды лифтового оборудования предназначены, в основном, для транспортировки разнообразных видов грузов. При этом они работают как на подъем, так и на спуск. Кроме того, что все лифты функционируют по одинаковому принципу, их конструкции несколько отличаются. В зависимости от своего назначения каждый вид подъемного оборудования оснащается отдельными, только ему присущими элементами. Однако, характерной для всех особенностью является обязательное наличие механизма, приводящего в движение стальные тросы, которые способствуют перемещению грузовой или пассажирской кабины. Чем в частности отличается устройство грузового лифта, так это тем, что в его конструкции имеются дополнительные шкивы с двойным обвитием тросами. Такая предусмотрительность в более крепком сцеплении с колесами шкивов обеспечивает высокую безопасность при подъеме достаточно тяжеловесного груза.

В зависимости от инженерных решений, принимающихся изготовителем, некоторые модели грузовых лифтов оснащены безредукторной лебедкой. Такие конструкции устанавливаются специалистами обычно на тех объектах, где большое внимание уделяется оперативности транспортировки большого количества грузов. При отсутствии у лебедки редуктора поддерживается синхронное движение колеса шкива и вала двигателя. Лифты с редукторной лебедкой отличаются более низкой скоростью, а потому в основном устанавливаются в невысоких зданиях, коттеджах и частных домах.

Большое значение в устройстве грузовых лифтов имеет расположение приводного механизма. При его верхнем размещении конструкция подъемника может быть несколько упрощена. Такое положение привода способствует уменьшению испытываемой шахтой нагрузки и, кроме того, препятствует образованию изгибов на канатах, что существенно увеличивает срок их службы. При нижнем расположении приводного механизма создаются благоприятные условия для выполнения сотрудниками качественного ремонта и установки лебедки на отдельную основу, что в значительной мере позволяет снизить звук, исходящий от работающего лифта. Правда, в этом случае нужно будет существенно удлинить тяговые канаты и дополнительно установить систему отклоняющих блоков. За счет отклонения тросов в нужном направлении могут случаться их перегибы, обуславливающие в таком случае сокращение срока их службы. Кроме того, создается нагрузка на лифтовую шахту и усложнение конструкции подъемника в целом.

Кто производит лифты в России

Производство большей части отечественных лифтов сосредоточено на двух лифтостроительных заводах — ОАО Щербинский Лифтостроительный Завод (ОАО ЩЛЗ) и ОАО Карачаровский Механический Завод (ОАО КМЗ), некоторое количество лифтов производит в России американская компания OTIS.

В России выпускаются лифты грузоподъемностью до 5000 кг и скоростью до 2 м/с. Иностранные лифтовые заводы могут производить лифты с грузоподъемностью до 20 тонн и скоростью до 10-15 м/сек (такие лифты нужны для высотных зданий – к примеру скорость лифта в останкинской башне 7 м/сек).

Лифты. Классификация. Кинематические схемы, принцип работы пассажирского лифта

Лифт — разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов или людей на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.

Классификация:

1.По назначению:

· Пассажирские лифты

. Для перевозки людей.

· Грузовые лифты

. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом

· Больничные лифты

. Лифты для лечебно-профилактических учреждений

· Грузопассажирские

. Для транспортировки людей и грузов

· Грузовые платформы

. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования.

· Грузовые с проводником

. Для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц.

· Грузовые без проводника

. Для транспортировки только грузов.

· Грузовые малые

. как правило в ресторанах и кафе,библиотеках, складах и тд

· Промышленные

. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств

2По конструкции:

· Выжимные

. В таком лифте канаты обхватывают кабину снизу.

· Тротуарные

. Кабина выезжает из пола. Тротуарный лифт может быть выжимным.

· Грузовые с монорельсом

, встроенным в кабину.

· Грузовые (малые магазинные

).

· Лифты доступные для инвалидов

.

· Пневмолифты

. Работают за счёт воздуха, который накачивается внутри цилиндра в секции ниже кабины.

· Гидравлические

.

· Коттеджные

. От обычных серийных пассажирских лифтов отличаются следующим: низкое энергопотребление, возможность работать в автономном режиме при перебоях с электропитанием в доме

· Строительные подъёмники

. Предназначены для подъёма и подачи различных грузов внутрь проёмов зданий или на крышу[12].

· Системы парковки

автомобилей.

· Панорамные

. Не имеют собственных лифтовых шахт. Из кабины панорамного лифта пассажирам открывается обозрение внешнего пространства

· Домашние лифты

. Лифты устанавливаются в квартирах и жилых домах с питанием от обычной сети 220В переменного тока

3.По конструкции привода:

· С электрическим приводом:

· С барабанными лебёдками

. Имеют жёсткое соединения кабины и противовеса с барабаном.

· Лебёдки с канатоведущим шкивом

. Не имеют жёсткого соединения кабины и противовеса с канатоведущим шкивом.

· C гидравлическим приводом.

· С пневматическим приводом.

По конструкции привода различают лебёдки с редукторным и безредукторным приводом. Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями.

Кинематические схемы:

а и б — с нижним расположением лебёдки;

в и г — с верхним расположением лебёдки;

д и е — с верхним расположением лебёдки и противовесом;

ж — с нижним расположением лебёдки и противовесом;

з и и — с верхним расположением лебёдки с канатоведущим шкивом и контрблоком;

к — выжимного;

л — с полиспастной подвеской кабины и противовеса.

Принцип работы пассажирского лифта:

Лебёдка с помощью тяговых канатов, соединённых с кабиной пассажирского лифта, перемещает кабину лифта по этажам.

Для части полезного груза и для уравновешивания кабины пассажирского лифта предусмотрен противовес. Кабина пассажирского лифта и противовес перемещаются в специальной шахте. Внутри шахты крепят направляющие кабины и противовеса, которые фиксируют кабину и противовес горизонталтной плоскости.. Строительная конструкция, в которой размещена лебёдка, называется машинным помещением. В этом машинном помещении установлена станция управления с контакторами, рубильниками и другими аппаратами и устройствами.

В лифтах с большой высотой подъёма устанавливают цепи для уравновешивания переменной массы тяговых канатов.

Питание аппаратов осуществляется через подвесной кабель.

Дверные проёмы закрыты дверями шахты, кабина оборудована дверями. В зависимости от системы управления в шахте устанавливают кпеммные коробки и датчик замедления, а на кабине-датчикточной остановке.

1 грузовая лебедка

2 противовес

3 кабель(трос)

4 пассажирская кабина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]