Смотровая яма в гараже своими руками — пошаговая инструкция с фото и описанием всех размеров и материалов

Габариты

Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже, надо оценить свой автомобиль. Ведь габариты ямы, ее длина и ширина полностью зависит от ширины и длины техники, расстояния между колесами.

Если Вы не хотите вдаваться в такие детали, то помните, что во всех деталях есть свои установленные стандарты. В нашем случае универсальная ширина ровняется 80-85 сантиметрам. Длина, как правило, берется на один метр больше длины самого транспортного средства.

Однако, это всего лишь стандарты. ГОСТ размеров смотровой ямы в гараже хозяин определяет сам. При определенных условиях яму можно делать гораздо длинней, все зависит от желания и планов каждого автомобильного владельца.

Заливка

Проведя все подготовочные работы, можно приступать к возведению стен и заливке полов. Приготовьте заранее такие материалы, как:

  • ОСБ плиту
  • Доски
  • Бетономешалку
  • Мастерки и правила
  • Уровень
  • Армирующую сетку


Мы разберём, вариант заливки бетоном. Что касается варианта постройки ямы в гараже своими руками из кирпича, то здесь почти всё одно и тоже, только не надо будет создавать опалубку, а ниши в стенах просто выкладываются как окна.

Займёмся заливкой:

Для начала рассчитайте необходимо количество бетона. Затем на полы необходимо положить армирующую сетку с ячейками не более 15 см. Также каркас не должен находится на земляном покрытии, поэтому размещаем его на стульчики.

Заливаем полы, чтобы сетка покрылась бетоном. Даём смеси застыть, это происходит на протяжении 7-20 дней, всё зависит от влажности и температуры воздуха.

Для стен делаем опалубку из ОСБ плит. Скрепляем их между собой досками и саморезами. Щелей в конструкции не должно быть, в случае чего их можно задуть пеной или набить деревянную планку. Делаем распорки между стенами, дабы при заливке их не распёрло.

В конце, по периметру выкладываем металлические уголки, которые послужат местом для закрывающих яму досок.

Также, рекомендуется сделать гидроизоляцию ямы, от возможных подводных вод.

Глубина

После того, как с длиной и шириной определились, нужно решить какой будет глубина ямы. Этот показатель определяется конечно же с учётом роста человека, который станет её использовать в работе.

Надо сделать так, у человека во время ремонтных работ был хороший доступ к любой детали снизу авто, при этом рядом должен удобно располагаться необходимый инструмент.

Эксперты советуют рыть яму на глубину не менее двух метров. Даже если человек имеет относительно небольшой рост всегда можно что-нибудь подложить, чтобы достать до нужного уровня..

Учитывая окончательные размеры смотровой ямы в гараже, котлован под будущую яму лучше рыть с запасом. Ведь в дальнейшем он будет обустраиваться, как минимум туда надо будет установить подушку из песка и щебня, после чего залить ее стяжкой.


В качестве материала для стен используются бетон, кирпич, бетонные блоки. Установка этих материалов также забирает различное пространство, поэтому надо помнить об этом.

Глубина и тип фундамента

При его выборе обязательно учитывается вес конструкции и вид грунта. При возведении стен из шлакоблоков достаточно обустройства мелкозаглубленного ленточного или столбчатого основания. Его можно залить из бетона или соорудить из тех же блоков.

Но, если для возведения стен используются пустотелые конструкции, то для обустройства фундамента понадобятся полнотелые шлакоблоки. Фундамент из них способен выдержать конструкцию весом до 100 т.

Подготовка траншеи

Разметка фундамент для гаража

Перед началом работ необходимо определиться с шириной и длиной строения. Чертежей и фото гаража, возведенного своими руками, в сети немало. Для легкового авто стандартных размеров достаточно будет возведения здания размером 3х6 м. По ширине необходимо оставить запас в 70 см для удобства прохода и обустройства стеллажей. Если к гаражу планируется пристроить мастерскую, то длина или ширина соответственно увеличиваются. Приемлемая высота такого строения составляет 2,3 м.

При выборе места для гаража обязательно проверьте план коммуникаций, чтобы не повредить водопроводные и газовые трубы. Для разметки будущей траншеи используют металлические прутки или прочные деревянные кольями с заостренными концами. Их расставляют по углам и сторонам будущего фундамента через каждые 1,5-2 м. Между ними туго натягивают прочный шнур. Для получения идеального прямоугольника его следует протянуть и от углов – диагонали должны получиться равными по размеру и иметь одинаковые углы пересечения.

Траншею роют вручную – при использовании техники грунт будет осыпаться. После его выемки на глубину 70-80 см (на глинистых грунтах на 150 см) землю следует тщательно уплотнить. Для беспроблемных почв большой необходимости в этом нет. На слабых же грунтах эта процедура является обязательной. При хорошем уплотнении песчаной почвы, супеси или суглинка просадка может составлять до 0,5 м.

Укладка блоков для фундамента

Ленточный фундамент из шлакоблоков

Поэтому обустройство гаража следует начинать с выбора типа основания. Возведение фундамента из шлакоблоков допустимо лишь на сухих песчаных почвах, супесях или суглинках. При строительстве на влажном грунте зданию потребуется основание, уходящие под землю ниже точки его промерзания.

Шлакоблоки укладывают на подушку из песка и щебня толщиной 40 см. Вначале траншею необходимо гидроизолировать. Для этого используют рубероид или стекловолокно.

Для получения более массивной подошвы шириной 40 см первый ряд блоков выкладывают «тычком», то есть поперек стены. Остальные ряды располагают обычным способом, «ложком», то есть повдоль. В этом случае толщина стен фундамента будет равняться 20 см.

Виды ленточного фундаментa

Укладку производят в шахматном порядке таким образом, чтобы каждый из блоков следующего ряда приходился на шов ряда предыдущего. Для получения надежной конструкции вертикальность и горизонтальность рядов выверяется строительным уровнем. Высоту фундамента необходимо рассчитать таким образом, чтобы он возвышался над поверхностью на 0,7 м.

Выложенное основание необходимо упрочить с помощью штукатурной сетки. Ее крепят на цементный раствор толщиной 2 см. Для защиты основания от влаги его покрывают жидким битумом. Поверх него крепится двойной слой рубероида или другого рулонного гидроизолятора. После того, как фундамент будет полностью готов, пространство между ним и грунтом засыпается землей и плотно утрамбовывается.

Основная технология постройки

После того, как яма вырыта, надо качественно выровнять стенки и дно лопатами. После этого в первую очередь обустраивается пол. Сначала дно засыпается песком слоем примерно равным 20 см. Песок хорошо утрамбовывают, при необходимости поливая водой.

Поверх утрамбованной песчаной подушки укладывается щебень. Его слой не должен быть меньше 10 сантиметров. Щебень так же хорошо утрамбовывается. Сверху щебня укладываются и вяжутся проволокой хлысты металлической или пластиковой арматуры (6-8 мм) вдоль и поперек ямы, образуя квадраты со стороной примерно 150 мм.

Для армирования можно использовать и строительную решетку. Заключительным этапом дно ямы заливается бетоном. Толщина слоя при этом должна быть не менее 80 мм.

Стены

Для возведения стен чаще всего используют бетонные блоки, кирпичную кладку либо делают опалубку и заливают сплошным бетонным монолитом. Если грунт на срезе твердый, достаточно сделать только внутренний короб опалубки, внешним станет сама земляная стена.

Если грунт сыпучий, придется ставить деревянные щиты по всему периметру ямы. Перед тем, как в установленную опалубку залить бетон, между противоположными щитами обязательно нужно установить прочные распорки. В ином случае доски деформируются и выгнутся от тяжести.

В худшем варианте они просто могут не выдержать и бетон прольётся на дно ямы. Заливать весь бетон нужно в один приём и не оставлять часть этой работы на следующий день. Иначе место соединения старого и свежего бетона будут непрочными

Для надежности всей конструкции лучше в бетон вложить решетчатую арматуру. По истечении недельного срока после заливки бетона опалубку надо снять. Не стоит сразу давать большие нагрузки своей конструкции, так как бетон наберет все свои характеристики только после того, как 28 дней постоит без внешнего воздействия на него.


После этого можно подумать и о декоративной отделке. Лучшим материалом для этого считается керамическая плитка. Но лучше посмотреть в интернете многочисленные фото смотровой ямы в гараже и подобрать свой собственный самый оптимальный вариант.

Вентиляция и электричество

Для сооружения вентиляции смотровой ямы в гараже обычно берут обычные ПВХ трубы, которые используются в сантехнике. Для их врезки перед заливкой стен бетоном или во время кирпичной кладки оставляют нужные отверстия.

Трубу для притока воздуха размещают на уровне 150 мм от пола, вытяжную — примерно 250 мм от верхнего уровня ямы. Заранее, на начальном этапе нужно предусмотреть и подводку электричества в яму. Ведь как минимум в ней должна быть обязательно установлена розетка для дополнительного освещения и включения электроинструмента.

Многие владельцы гаражей пренебрегают установкой вентиляции в яме, а зря. Свободны воздухообмен способствует удалению лишней сырости. К тому же выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха и могут скапливаться смотровой яме что небезопасно для здоровья человека.

Начальный этап

Начинаем с котлована. Его объем должен соответствовать заданным параметрам. Если он под смотровую яму вырыт, пора заняться полом. Но прежде нужно сконструировать систему вентиляции смотровой ямы. Все это продемонстрировано на фото.

С обустройством пола не нужно торопиться, сначала сделать отверстие, куда вставляется трубка для пропускания воздуха. Ее нужно запустить внутрь на 20 сантиметров и закрыть крышкой.

Теперь приступаем к созданию бетонной основы. Делаем два слоя. Первый состоит из гравия, насыпанного толщиной 10 см, второй из песка, уложенного в шесть сантиметров. Такая конструкция будет служить дренажем для отведения влаги. Она будет препятствовать накоплению сырости и возникновению связанных с ней проблем. Слои тщательно выравниваются, утрамбовываются. После этого яму обмазывают глиняным составом.

Затем необходимо произвести укладку арматуры и по завершению процедуры залить ее бетоном. Как только бетон полностью высох, нужно уложить следующий гидроизоляционный слой. Отделку ямы нужно проводить, обеспечив ее теплоизоляцией.

Гидроизоляция

Рулонный материал наиболее востребован для выполнения гидроизоляционных работ.

В качестве такого материала может применяться полиэтиленовая пленка, имеющая в длину минимум 0.2 миллиметра, рубероид или современный дорогостоящий материал, который был создан специально для этих нужд.

Полоски необходимо укладывать равномерно одинаковой длины от одной стенки к другой, причем лучше всего укладывать так, чтобы одна полоска немножко ложилась сверху на другую. Данный нахлест лучше делать размером 10 сантиметров.

Битумная мастика потом наносится на места нахлеста, если в качестве материала были задействованы битумные изделия, если речь идет о пленке, то крепить ее с другой лучше всего при помощи клеящей ленты.

Как сделать овощную яму в гараже

Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:

  • длина – 2,5-3 м;
  • ширина – 2-2.5 м;
  • глубина – примерно 1,7 м.

Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:

  • защиту от влаги;
  • вентиляцию;
  • засыпной пазух.

Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:

  • нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
  • грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.

Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:

  • на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
  • укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
  • заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
  • заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
  • даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены – заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).

Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.

Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.

В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.

Фото смотровой ямы в гараже своими руками


+6
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]