Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: классификация рейтинг лучших

Нужно ли владельцу автомобиля З/У и зачем?

Многие автолюбители годами «катаются», не подключая аккумулятор к зарядному устройству. За этим стоит практика регулярной замены батареи на новую между тем, даже прямые инструкции к автомобилям предписывают проводить периодическую подзарядку аккумулятора. Это продлевает срок работы устройства, является профилактикой ухудшения характеристик.

На все автомобили (за исключением гибридных, электрических и экспериментальных) устанавливаются свинцово-кислотные батареи. Сегодня есть разные технологии, которые усовершенствуют классическую схему, однако все они требуют подзарядки.


Характер эксплуатации автомобиля также влияет на режим подключения АКБ к зарядному устройству:

  1. При хранении аккумуляторов зарядка должна производиться до 100% 1 раз в год (2 раза в год в холодных условиях).
  2. При использовании заряжать АКБ желательно каждые 2 – 3 месяца.

Когда аккумулятор установлен на своём штатном месте в авто, у него сильная отдача в момент пуска двигателя (раскрутка стартера и маховика коленвала). После этого следует зарядка от генератора.

Однако в автомобиле есть и другие потребители тока – они отбирают часть мощности, и аккумулятор не всегда успевает зарядиться на величину, равную отдаче. Это приводит к постоянному недозаряду, который очень вреден для свинцово-кислотного источника питания.

Мнение эксперта

Торсунов Павел Максимович

Наиболее уязвимы те батареи, которые работают в режиме «старт-стоп». Это значит, что после включения двигателя владелец перемещается на автомобиле на небольшое расстояние (например, на работу), где паркуется на весь день и в лучшем случае повторяет поездку вечером в обратном порядке. То есть максимальный разряд при включении зажигания есть, а вот зарядка от генератора минимальна.

Законы химии и физики неумолимы: автомобильные аккумуляторы на свинцовых электродах и серной кислоте в качестве электролита не могут долго храниться в разряженном состоянии. И если со старыми сурьмяными моделями ещё можно было сделать, пусть и в домашних условиях, то современные необслуживаемые батареи с загущенным электролитом или пропитанным серной кислотой стекловолокном просто «умрут» без вовремя проведённой зарядки.

Особенности умных ЗУ

Основой интеллектуального ЗУ является высокотехнологическая электроника, благодаря которой производителям удалось создать прибор с полностью автоматическим процессом зарядки. Устройство представляет собой прибор небольших размеров с интеллектуальной подзарядкой, управление осуществляется с помощью микропроцессора. Микроконтроллер, установленный внутри, запрограммирован таким образом, что устройство может работать в разных режимах и с разной защитой.

Благодаря автозарядке владельцу не нужно вникать, как проходят циклы зарядки, делать точные измерения в течение подзарядки, чтобы отслеживать изменения зарядного тока и падение напряжения. Именно от этих показателей зависит качество зарядки, которая гарантирует продолжительную эксплуатацию АКБ. Главная особенность микропроцессорного интеллектуального ЗУ в том, что пользователь должен знать только емкость батареи. Процесс зарядки полностью контролируется интеллектуальным устройством, оценивается состояние АКБ во время зарядки, учитывается износ батареи, контролируется, как проходит зарядка.


Автозарядка Hyundai для АКБ

Если сравнивать процесс зарядки с помощью стандартного импульсного ЗУ, то заряжаться аккумулятор может до двух дней. При этом нужно следить, чтобы уровень электролита соответствовал норме, а ток заряда не был превышен устройством. При этом прибор заряжает батарею авто до номинального значения, а затем начинается процесс разрядки. Во время процесса зарядки возможны закипания и замыкания АКБ. Если не будет соблюдена технология зарядки, могут посыпаться пластины аккумулятора.

Большим преимуществом интеллектуальных ЗУ устройств является то, что с их помощью можно заряжать аккумуляторы любого типа: сурьмянистые, кальциевые, гелиевые и AGM. За счет отсутствия в конструкции прибора катушки, стало возможным сделать их компактными и легкими. В основном их вес не превышает 600 граммов. Самое мощное адаптивное интеллектуальное ЗУ весит не больше 1,5-2 кг.

Минусом интеллектуальных устройств можно считать невозможность ремонта своими силами, если произошла поломка. Отремонтировать прибор можно только в специализированном центре, так как для его ремонта нужны определенные знания, специальное оборудование и программное обеспечение. Поэтому в домашних условиях его ремонт невозможен. Кроме того, у многих устройств корпуса запаяны, чтобы полностью исключить попадание влаги внутрь.

Следует учесть, что полная зарядка с помощью автозарядного устройства занимает несколько часов и экстренно зарядить аккумулятор оно не сможет. Если необходимо будет зарядить АКБ перед работой, придется немного подождать. Чтобы избежать подобной ситуации, следует проверять зарядку батареи хотя бы раз в месяц.


Автоматическая зарядка для автомобильного аккумулятора

Принцип работы и режимы

Интеллектуальное ЗУ отличается от стандартных аналогов принципом своей работы. В течение первых пяти часов проходят все основные циклы автозарядки. Затем автозарядное устройство оценивает емкость и состояние АКБ и добивает заряд, устанавливая параметры и характеристики тока согласно состоянию аккумулятора. На это уходит еще 2-3 часа.

На многих интеллектуальных ЗУ есть режим адаптивного автозаряда. В этом случае на полную зарядку может понадобиться от 50 до 90 минут. Время, за какое батарея полностью зарядится, зависит от того, в каком состоянии АКБ и какова ее емкость. О полной зарядке устройство сообщит сигналом. Вид сигнала зависит от модели: это может быть световой сигнал либо на экран будет выведена соответствующая надпись. После этого прибор переходит в плавающий режим.

Многие специалисты не верят, что ЗУ за 50-90 минут может зарядить АКБ, не нанося ему вреда. Зная что 60А АКБ нужно заряжать током 6А длительностью 10 часов, а если ток выше, то сыпим пластины.

В отличие от транзисторных ЗУ, зарядное устройство с микроконтроллером может лечить засульфатированные батареи.

Интеллектуальные автозарядные устройства с компьютерным блоком имеют следующие функции:

  1. Десульфацию. Во время этого режима зарядное устройство проводит импульсный заряд, благодаря которому разрушаются твердые кристаллы сульфатов, образующиеся при полной разрядке аккумулятора или длительном его простое.
  2. Мягкий старт. ЗУ четко контролирует, в каком состоянии находится аккумуляторная батарея, обеспечивая постоянную подзарядку, которая не превышает зарядного напряжения равного 12 В.
  3. Режим тестирования. Во время подзарядки микропроцессор запускает несколько тестов, по результатам которых принимает решение о следующем этапе зарядки. При этом выбирается вид зарядки. Она может быть импульсной или плавной.
  4. Восстановительный режим. Этот режим применяется, чтобы восстановить емкость убитых АКБ. Причем восстанавливаются даже самые безнадежные батареи.


Микропроцессорное ЗУ для аккумуляторной батареи
При выборе интеллектуального зарядного устройства следует учесть следующие факторы:

  • лучше отдавать предпочтение моделям, которые имеют хотя бы небольшой запас зарядного тока;
  • покупать следует приборы известных производителей;
  • желательно выбирать устройство, работающее как в стандартном смарт-режиме, так и функционирующее в качестве стабилизирующего источника питания;
  • лучший выбор – комбинированные модели;
  • следует обращать внимание на индикацию, вес и габариты устройства.

Приобретение зарядного устройства позволит сэкономить на покупке нового аккумулятора, так как нет ограничений в использовании прибора, и он подходит для зарядки аккумулятора любого типа.

Загрузка …

Какие бывают

В зависимости от выдаваемых значений и доступных режимов, все устройства для подключения к АКБ делятся на три типа:

Пусковые

Предназначены для запуска автомобиля, когда родной аккумулятор разряжен. Обычной практикой в таких случаях является просьба соседей по парковке «прикурить» от другого автомобиля. И хотя неписаный кодекс дорог предписывает откликаться на такие просьбы, на практике не все водители соглашаются пойти навстречу. К тому же, в конкретный момент рядом просто может никого не оказаться.

Пусковые батареи представляют собой портативные аккумуляторы. В отличие от тех, что ставятся под капот, эти выполнены по технологии литий-полимерного источника питания. Благодаря электронному преобразователю такой миниатюрный аппарат, выглядящий как увесистый Power-Bank, может выдать кратковременное ток силой 200 – 800 А. Этого вполне хватает для прокручивания стартера, после чего зарядку уже начинает давать генератор.

В остальное время девайс позволяет заряжать смартфоны и планшеты, часто имеет встроенный фонарик.

Пуско-зарядные

Это мощные приборы, которые имеют универсальное значение: они могут и запустить двигатель, выдав пиковую силу тока, и заряжать аккумулятор в течение нескольких часов при значениях в десятки процентов от ёмкости батареи. Все они работают от сети 220 В, преобразуя переменный ток в постоянный. Расширенный функционал существенно отражается на стоимости: среди все зарядных устройств они наиболее дорогие. Лучше всего походят тем автовладельцам, которые имеют свой гараж или больше одного автомобиля в пользовании.

Предпусковые

Также требуют включения в розетку, однако их электрические цепи не рассчитаны на большую нагрузку. Максимум, который они могут выдать, не превышает номинальной ёмкости стандартного 12-вольтового аккумулятора для легкового авто: 50 – 60 А. Задача этого прибора – скорее регулярное обслуживание, чем экстренные ситуации. Зато более простая конструкция и отсутствие дорогостоящих комплектующих положительно сказались на цене.

Пара слов о «начинке»

Внутри корпуса зарядного устройства скрываются «потроха», куда обычный пользователь лезет крайне редко. Правда, многие умельцы дорабатывают зарядные устройства и даже мастерят новые. Но для того, кто и машиной пользуется лишь как средством передвижения, на доработку просто нету времени и желания. Поэтому лучше сразу определиться с тем, что внутри.

Трансформаторные

Тёплые, ламповые, дедушкины. За несколько десятков лет они остались неизменны. Сегодня такие аппараты практически не выпускаются, потому что устарели – заряжать батареи можно и более дешёвыми и технологичными способами. К тому же, трансформаторный вариант материалоёмок – сколько одно металла идёт на мощный трансформатор!

У таких устройств есть своя верная аудитория. Они любят трансформаторные зарядники за неубиваемость, предсказуемость и отсутствие сложной электроники (только выпрямители и резисторы). Ремонт таких устройств может быть выполнен самостоятельно человеком с элементарными электротехническими знаниями и навыками пайки.

Отсутствие автоматики неожиданно даёт свой плюс. Там, где устройство на микросхемах считает современный гелевый аккумулятор вышедшим из строя, трансформаторная машина будет «кочегарить» его заданным током заданного значения. Разумеется, такой процесс должен быть на особом контроле пользователя во избежание нештатных ситуаций.

Импульсные

Сегодня составляют большую часть рынка З/У. Внутри находится плата управления, которая осуществляет процесс контроля над подачей тока с нужными параметрами на клеммы аккумуляторами. Имеют значительно меньший вес, а в силу копеечной стоимости электронных схем (собираемых в Китае) могут быть весьма дёшевы (зависит больше от бренда и позиционирования модели на рынке).

Рекомендации по подзарядке

  • Выполняя подзарядку АКБ мощным выпрямителем, следует постоянно контролировать напряжение, что позволит предупредить сульфатизацию пластин и последующий выход из строя батареи.
  • При транспортировке аккумулятора запрещается переворачивать его и ставить набок. Батарея должна всегда сохранять свое горизонтальное положение.
  • При возможности активируйте авторежим подзарядки, когда электроника полностью регулирует ток, понижая его при увеличении емкости АКБ.
  • Можно с легкостью использовать старый советский зарядник, который выдает качественное напряжение, при этом благодаря наличию вольтметра существенно упрощается работа с такими приборами.

Читать также: Клещи зачистные для провода

Для подсевших батарей нашли восемь автоматических выпрямителей — какой лучше? Автор сравнивал и придирался.

Автоматика или ручной режим

Опытные автолюбители, которые хорошо понимают принципы работы свинцово-кислотных батарей, предпочитают сохранять полный контроль над работой зарядного устройства. Агрегаты с выбором параметров позволяют ступенчато или плавно регулировать напряжение, силу тока, активировать различные режимы.

Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора используете Вы?

ТрансформаторныеИмпульсные

Автоматические устройства считывают данные об аккумуляторе при подключении клемм. Показателями служат напряжение, сила тока, ёмкость и сопротивление батареи. Устройство самостоятельно выбирает наиболее подходящий режим. Это отличный вариант для тех, кто не хочет утруждать себя изучением теории электрохимии, а также «колдовать» над аккумулятором.

Изготавливаем зарядник для АКБ

Выполнить такой выпрямитель не составит труда. Стоимость используемых запчастей минимальна, поэтому вы сможете существенно сэкономить в сравнении с приобретением уже готового заводского прибора.

Читать также: Разъем питания мини usb

Для этой работы вам потребуется:

  • Паяльник и комплект для пайки.
  • Несколько прочных проводов.
  • Диодная сборка и обмоточный трансформатор.
  • Проволочный разрядный реостат.
  • Гасящий конденсатор.
  • Конденсаторная батарея.
  • Ареометр для проверки уровня заряда.

Делаем блок питания

Блок питания можно с легкостью выполнить из диодной сборки и двух обмоточных трансформаторов. Трансформаторы подключаются к диодному и тиристорному мосту, который позволяет снизить уровень напряжения до нужных величин. Регулировка тока будет выполняться нами при помощи реостата. Помните о том, что керамические сердечники или переменные резисторы такой нагрузки выдержать не смогут, поэтому использовать их в выпрямителях для аккумуляторов не следует.

Упростить изготовление зарядника можно путем использования блоков питания от старых компьютеров. Такие блоки выдают необходимое стабильное напряжение, они полностью безопасны в использовании и отличаются простотой подключения к тиристорному блоку, который будет выпрямлять напряжение. Вам необходимо лишь помнить о том, что такие блоки питания рассчитаны на показатель тока не более 2 Ампер, поэтому можно будет выполнить лишь маломощный зарядник.

Стабилизатор напряжения

Использование проволочного реостата позволяет не только оптимальным образом уменьшить показатель выходного напряжения, но и решает проблему с большим выделением тепла от избыточной мощности. К сожалению, КПД таких приборов не слишком высок, соответственно наш реостат будет являться слабым звеном, которое часто ломается и требует замены. Впрочем, на 5—10 подзарядок проволочного реостата хватит, а в последующем буквально за копейки можно приобрести аналогичные детали и выполнить ремонт вышедшего из строя выпрямителя.

Единственный нюанс использования такого проволочного реостата состоит в том, что зарядка АКБ выполняется на меньшем токе, а это приводит к некоторому увеличению длительности такой работы.

Соответственно, если покупными устройствами зарядить аккумулятор можно буквально за сутки, то при помощи самодельного выпрямителя такая работа может затянуться на полтора-два дня.

Автоматический контроль заряда

Именно правильный контроль заряда и изменение силы мощности тока является одним из условий набора емкости батареей, которая в последующем с легкостью заводит двигатель автомобиля. Необходимо подключить в схему автомобильного зарядного устройства вольтметр или же специальные устройства для автоматического контроля заряда. Выполняется такой диодный мост, отвечающий за контроль заряда, при помощи переменных резисторов R 4, которые подключаются к реле К2, что и позволяет отключать нагрузку при достижении определенной емкости батареи.

Дополнительно выпрямитель можно оснастить конденсаторной батареей, которая уменьшает или добавляет ёмкость и позволяет существенно ускорить зарядку АКБ. Наличие такой конденсаторной батареи позволяет с легкостью регулировать выходной ток, а само устройство будет отличаться универсальностью использования, что позволяет применять его для работы с аккумуляторами различной емкости. Использование такой конденсаторной батареи также позволяет решить проблемы с паразитным нагревом, который может доставлять массу хлопот при работе выпрямителя на максимальных показателях мощности тока.

При желании в сети интернет можно найти десятки различных схем исполнения блоков питания и всего зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов, которые будут различаться используемыми компонентами и принципом работы.

Необходимо лишь выполнять все такие выпрямители в точном соответствии с имеющейся схемой зарядки аккумулятора, что позволит как обеспечить безопасность использования электроприборов, так и предупредить выход из строя аккумулятора по причине подачи на него тока большой мощности.

Дополнительные функции

Делают процесс зарядки более удобным, а работу прибора – информативнее:

  • Функция десульфатации. При разряде батареи активная масса аккумулятора окисляется, образуя сульфаты. При заряде они разрушаются. Если батарея долго находится в разряженном состоянии, происходит сульфатация, то есть образование более стойких соединений, которые уже не так просто разрушить. Они забивают ячейки сепаратора (разделителя между анодом и катодом) и ухудшают свойства батареи. Специальный режим обеспечивает воздействие на пластины периодических кратковременных циклов заряда-разряда. В течение нескольких часов такого процесса большая часть сульфатов распадается.
  • Наличие дисплея. Позволяет отслеживать текущий ток заряда, а в продвинутых устройствах на экран выводится информация о текущем режиме, в том числе исходных данных о подключённой батарее.
  • Наличие стрелочного индикатора. В отсутствие полноценного дисплея в более простые устройства может устанавливаться аналоговые указатели. Обычно это вольтметр и амперметр, которые показывают силу зарядного тока и его напряжение.

Мнение эксперта

Торсунов Павел Максимович

При подключении к З/У разряженного аккумулятора сила тока будет большой, а напряжение маленьким. По мере роса ёмкости значения будут меняться в противоположную сторону: сила тока падать, а напряжение – расти.

Лучшие пусковые устройства со встроенным аккумулятором


70mai Midrive PS01

  • для автомобильных аккумуляторов 12 В;
  • максимальный ток пуска 600 А;
  • емкость встроенного аккумулятора 11000 мА·ч;
  • встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств (Powerbank);
  • светодиодная индикация;
  • разъем 1xUSB, USB Type-C;
  • вес 0.414 кг.

Одно из самых доступных пусковых устройств. Несмотря на миниатюрные размеры, устройство неплохо справляется с запуском бензиновых легковушек и даже дизелей до 2,5 литров. Форм-фактор позволяет использовать «пускач» как обычный PowerBank – для того имеются соответствующие разъёмы.


Fubag Drive 400

  • для автомобильных аккумуляторов 12 В;
  • максимальный ток пуска 400 А;
  • емкость встроенного аккумулятора 10000 мА·ч;
  • встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств (Powerbank);
  • вес 0.3 кг.

Параметры этого девайса несколько скромнее, однако это не мешает ему заводить моторы до двух с лишним литров в морозы до -15°С. Для больших значений уже существует риск завести не с первой попытки. В комплекте провода с клеммами, которых вполне хватает для выполнения поставленных задач.


CARKU Pro-60

  • для автомобильных аккумуляторов 12 В;
  • максимальный ток пуска 1500 А;
  • емкость встроенного аккумулятора 25000 мА·ч;
  • встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств (Powerbank);
  • вес 0.82 кг.

Экземпляр весьма увесист – ещё немного, и был бы килограмм. Как шутят пользователи, это всё равно намного меньше, чем тащить домой в тепло аккумулятор. Зато ёмкости и пускового тока хватает даже на то, чтобы заводить довольно мощные дизеля до 3 – 3,5 литров на довольно большом морозе. Расплачиваться за портативное чудо приходится высокой ценой.

Лучшие предпусковые зарядные устройства


AVS Energy BT-6025

  • для автомобильных аккумуляторов 6/12 В;
  • зарядка аккумуляторов 5-100 А·ч;
  • встроенный амперметр;
  • вес 1.15 кг.

Недорогое довольно симпатичное устройство – простое, но надёжное. Пользователю доступно не так уж много ручных настроек – это переключение с 6 на 12 В, а также ручка переменного сопротивления, которое отвечает за силу тока.

Есть стрелочный амперметр, а также индикация состояния. З/У будет полезно ем, у кого кроме машины есть скутер или квадроцикл с 6-вольтовым аккумулятором.


Вымпел 57

  • для автомобильных аккумуляторов 6/12 В;
  • зарядка аккумуляторов 10-220 А·ч;
  • ток зарядки 0.80-20 А;
  • ручная регулировка силы тока и напряжения;
  • предпусковая зарядка, встроенный вольтметр, встроенный амперметр;
  • защита от переполюсовки, от перегрева, от короткого замыкания;
  • цифровая индикация;
  • вес 1 кг.

Зарядные устройства под маркой Вымпел недаром являются одними из самых популярных в России. Несмотря на устаревший дизайн и встречающийся заводской брак, это функциональные и надёжные аппараты. Предусмотрен цифровой дисплей, а также раздельное управление напряжением и силой подаваемого тока. Клеммы с проводами и шнур питания прячутся в корпус.


Bosch C3

  • для автомобильных аккумуляторов 6/12 В;
  • ток зарядки 0.80-3.80 А;
  • подходит для AGM/GEL аккумуляторов, автоматическое отключение зарядки.

А это уже пример европейского подхода – полная автоматика. Одна-единственная кнопка на корпусе, с подсветкой. Всё на микросхемах. Очень удобно – подключаешь и получаешь результат.

Недовольство начинается только после того, как возникает попытка использовать зарядник «по-русски» – для восстановления сульфатированных АКБ, либо же при оживлении аккума, «упавшего» до 8 Вольт (Бош распознаёт их как 6-Вольтовые). Но ведь в Европе никто с таким не возится – не тот подход.

Вопрос-ответ

Грозит ли такая опасность новым аккумуляторам GEL или AGM?

Хотя они и не содержат электролит в жидкой вазе, газы всё равно выделяются. Поскольку горловин с крышками нет, это может привести к критическому вздутию корпуса.

До каких значений напряжение производить зарядку?

Обычно это показатель от 14,4 до 15 В. Всё, что выше, приводит к закипанию электролита.

Какова техника безопасности при заряде АКБ?

Если превысить ток на клеммах, когда батарея уже почти заряжен, может начаться кипение – процесс выделения водорода и кислорода, составляющих гремучей смеси. Поэтому в процессе необходимо хорошо проветривать помещение, где идёт зарядка, не допускать искр.

Автовладелец, берегущий свой автомобиль, обязательно должен иметь зарядное устройство для АКБ, а каким оно будет — зависит от личных предпочтений и условий эксплуатации.

Ещё важно знать: 3 нюанса об эксплуатации

Самоделка по способу эксплуатации несколько отличается от заводского варианта. Это объясняется тем, что у покупного агрегата имеются встроенные функции, помогающие в работе. Их сложно установить на аппарате, собранном дома, а потому придется придерживаться нескольких правил при эксплуатации.

  1. Зарядное устройство, собранное своими руками не будет отключаться при полной зарядке аккумулятора. Именно поэтому необходимо периодически следить за оборудованием и подключать к нему мультиметр – для контроля заряда.
  2. Нужно быть очень аккуратным, не путать «плюс» и «минус», иначе зарядное устройство сгорит.
  3. Оборудование должна быть выключено, когда происходит соединение с зарядным устройством.

Выполняя эти простые правила, получится правильно произвести подпитку АКБ и не допустить неприятных последствий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]