Повышение оригинальности
2. Что такое коэффициент динамической вязкости? В каких единицах измеряется величина вязкости в системе СИ?
Коэффициентом динамической вязкости называется величина, численно равная силе внутреннего трения, с которой один слой увлекает или тормозит другой слой жидкости при условии, что площадь соприкосновения слоев и градиент скорости . В системе СИ за единицу динамической вязкости принимают — вязкость такой среды, в которой один слой увлекает или тормозит другой с силой в , если площадь соприкосновения слоев и градиент скорости .
3. Какие силы действуют на тело, движущееся в жидкости?
На тело, погруженное в жидкость и остающееся в равновесии на плаву действуют две силы: сила тяжести и равная ей выталкивающая сила (и равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) . На тело, погруженное в жидкость и тонущее действуют три силы: сила тяжести, неравная ей (меньше) выталкивающая сила (равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) , а также сила трения при движении, в значительной степени зависящая от скорости погружения и вязкости жидкости. На тело, погруженное в жидкость и лежащее плотно на дне, действуют три силы: сила тяжести, неравная ей выталкивающая сила, и сила реакции со стороны дна. В данном случае выталкивающая сила уменьшается на величину, равную весу жидкости, занимаемому той частью объёма тела, под которой нет воды
4. Дайте определение ламинарного и турбулентного течения жидкости.
Турбулентным называется такое течение жидкости, при котором её частицы совершают неустановившееся и неупорядоченные движения по сложным траекториям, приводящим к перемешиванию слоёв. Ламинарное – это упорядоченное течение жидкости, при котором траектории движения соседних частиц мало отличаются друг от друга.
5. Запишите формулу Стокса и укажите условия ее применимости.
Для тел сферической формы модуль силы вязкого трения определяется формулой Стокса (1) где r – радиус шарика; V – скорость его движения относительно жидкости. Важно отметить, что формула (1) справедлива только в случае ламинарного течения жидкости относительно шарика (скорость движения шарика должна быть небольшой), а жидкость по всем направлениям простирается безгранично, т.е. размеры сосуда, в котором находится жидкость, должны быть много больше по сравнению с размерами шарика.
6. Определите величину силы трения, действующей на стальной шарик диаметром 3 мм, падающий со скоростью 0,75 м/с в жидкости с коэффициентом вязкости 1,5 Па.с. F=6*3.14*1.5*0.003*0.75=0.063
7. Почему шарик в начале движения ускоряется, а затем движется равномерно? Что такое градиент скорости? В начале движения шарика движение будет ускоренным за счет ускорения свободного падения. С ростом скорости растет и сила сопротивления, а ускорение шарика уменьшается. Наступает такой момент, когда действующие на шарик силы уравновесятся, ускорение станет равным нулю, а движение шарика — равномерным на участке L. Градиент скорости – это изменение скорости двух слоёв жидкости dV на расстоянии между слоями dX.
8. Запишите рабочую формулу, объясните условия её применения и причину начала измерения времени не от поверхности жидкости.
Верхняя метка помещена на несколько сантиметров ниже верхнего уровня жидкости для выполнения условия равномерного движения шарика в жидкости. 9. Перечислить основные источники погрешностей измерений, проводимых в данной работе.
Назначение и принципы приготовления тампонажного состава (раствора)
Определение 1
Тампонажный состав (раствор) – это комбинация специальных веществ и материалов, которые используются в процессе тампонирования.
Определение 2
Тампонирование скважины – это заполнение скважины специальными тампонажными растворами с целью предотвращения размывания горных пород, обвала скважины, разделения и исследования разных горизонтов, перекрытия трещин, а также ликвидации поглощения буровых растворов и промывочных жидкостей.
Если в процессе тампонирования используется раствор с активным составом и дополнительными эксплуатационными свойствами, то могут проявиться следующие полезные эффекты:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Тампонажные составы 490 руб.
- Реферат Тампонажные составы 270 руб.
- Контрольная работа Тампонажные составы 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Обеспечивается охлаждение применяемого оборудования.
- Образуется фильтрационная корка на стенках ствола скважины, что способствует укреплению неустойчивых отложений, сыпучих пластов, а также глинистых горных пород.
- Создается противодействие поровому давлению.
- Оказывается смазывающий эффект на используемое оборудование.
- Предотвращаются риски, связанные с поглощением скважины, прихватов и нефтегазопроявлений.
- Создается дополнительная гидравлическая энергия для долота и силовой установки.
- Тампонажные растворы после окончания процесса циркуляции поддерживают механические частицы во взвешенном состоянии.
Для приготовления тампонажных растворов используются пластические и тонкодисперсные глины, которые содержат минимальное количество включений песка и способны образовывать при взаимодействии с водой вязкую суспензию с характерным длительным периодом оседания. При разработке нефтегазовых месторождений в основном используются глиняные порошки, а также щелочные виды монтмориллонитовых глин. В состав тампонажного раствора входят также солевые компоненты, техническая вода и гидрогели. В составе современных тампонажных растворов могут присутствовать полимерные компоненты и известково-битумные основы. Набор ингредиентов и их соотношение в растворе зависит от поставленных задач. Нежелательными составляющими тампонажного раствора являются растворимые минералы, способствующие снижению стабильности вязкого сырья. Изготовление тампонажных растворов осуществляется при помощи цементосмесительных машин и агрегатов.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Тампонажные растворы в тоннелестроении
Опубликовано 19 февраля 2021, среда
Развитие крупных городов в современном мире неразрывно связано с активным освоением подземного пространства. В Москве протяженность одних только линий метрополитена планируется увеличить более чем на 100 километров и ввести в действие более 60 станционных комплексов. Помимо линий метрополитена подземная инфраструктура включает в себя такие ответственные и протяженные сооружения, как кабельные и канализационные коллекторы, автодорожные тоннели и т.д.
Современное строительство подземных инженерных сооружений ведется с применением механизированных тоннелепроходческих комплексов (ТПМК). Одной из особенностей применения данных комплексов является образование в процессе проходки между внешней поверхностью обделки и породным массивом так называемого технологического зазора. Размер технологического зазора может достигать 350 мм, что составляет от 2 до 15% от внутреннего объема тоннеля.
Строительство метрополитена всегда ведётся в районах с уже сложившейся инфраструктурой, располагается в непосредственной близости от действующих транспортных магистралей, напорных газо- и водопроводов, кабельных и канализационных коллекторов, а значит малейшее смещение уровня земной поверхности может привести к катастрофическим последствиям.
Просадки, возникающие при проходке тоннелей с помощью ТПМК можно разделить на четыре группы:
- просадки, возникающие перед забоем щита;
- просадки, проявляющиеся на уровне оболочки щита;
- просадки, возникающие из-за неправильного или несвоевременного тампонажа заобделочного пространства.
- долговременные просадки, реализующиеся после удаления ТПМК на значительное расстояние.
Большая часть просадок земной поверхности, возникающих в результате щитовой проходки, происходят из-за некачественного или несвоевременного тампонажа заобделочного пространства.
Качественное заполнение пространства за обделкой тоннеля решает основные проблемы всей проходки, потому что позволяет снизить просадки грунта вокруг тоннеля и обеспечить равномерный контакт между обделкой и грунтом. Современные ТПМК с грунтопригрузом позволяю выполнять заполнение заобделочного пространства в продольном направлении через трубопроводы, находящиеся в оболочке щита, благодаря чему нагнетание производиться одновременно с движением ТПМК.
Проводить работы по нагнетанию растворов за обделку тоннеля следует с учётом требований ВСН 132-92 «Правила производства и приёмки работ по нагнетанию раствора за тоннельную обделку», требований СТО НОССТРОЙ 2.27.19-2011 «Сооружение тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами с использованием высокоточной обделки» и положений Технологического регламента на проходку, разрабатываемого научно-исследовательскими институтами под каждый проект с учётом его специфики.
При выполнении различных проектов необходимо учитывать:
- инженерно-геологические условия трассы тоннеля,
- характеристики грунта,
- объём нагнетания,
- скорость проходческих работ и др.
В результате анализа этих данных определяются физико-механические характеристики тампонажных растворов. Состав раствора и процедуры нагнетания должны обеспечивать постоянную и равномерную подачу раствора по линиям нагнетания, что позволит гарантировать эффективную работу всей системы и снизить необходимость в её чистке.
После утверждения состава исходного тампонажного раствора важно выдержать такие характеристики как:
- сроки схватывания,
- однородность,
- водоотделение,
- высокую подвижность и сохранение способности к перекачке насосами в течение времени, назначаемого по условиям транспортировки тампонажного раствора к забою.
При этом важно помнить, что применение правильно подобранного раствора может оказаться не эффективным при отсутствии надлежащего контроля и несоблюдении технологического процесса.
Тампонажный раствор производится на растворном узле и транспортируется в хвостовую часть ТПМК, откуда уже подаётся в заобделочное пространство. Нагнетание раствора — это динамический процесс, параметры которого необходимо контролировать и систематически сопоставлять с проектными величинами. Контроль фактического объёма поданного раствора и сопоставление его с расчётным объемом помогает избежать проседания поверхности грунта. Объём раствора необходимый для заполнения пространства между выработкой и поверхностью обделки рассчитывается с учётом водопроницаемости грунта, так как превышение объёмов подаваемого раствора, в сравнении с расчётной величиной, может указывать на перебор грунта, что приводит соответствующим мероприятиям с ТПМК.
Кроме того, проходчикам приходится сталкиваться с такими проблемами как:
- нестабильное качество поставляемых материалов,
- постоянная корректировка составов под меняющиеся условия проходки,
- сложности с транспортировкой тампонажных растворов из-за того, что строительство производится в местах плотной застройки.
Сегодня ЛафаржХолсим Россия принимает активное участие в реализации инфраструктурных проектов, в том числе и строительстве метрополитена, в качестве надежного поставщика строительных материалов и комплексных решений.
Проанализировав потребности производителей работ и технологические особенности реализации проектов строительства транспортных тоннелей, компания разработала новую линейку продуктов INTROMIX.
INTROMIX — линейка продуктов тампонажных растворов для нагнетания за обделочное пространство при сооружении транспортных тоннелей, метрополитенов, коллекторных тоннелей, шахтных стволов и других подземных инженерных сооружений.
Преимущества решения INTROMIX:
- обеспечивает равномерную передачу горного давления на обделку тоннеля;
- oпредупреждает деформацию обделки и окружающего горного массива;
- повышает качество гидроизоляции обделки;
- создает дополнительную защиту обделки от коррозионного воздействия грунтов.
Решение INTROMIX включает в себя ряд продуктов и услуг:
- Консультация и подбор составов тампонажных растворов с учетом инженерно-геологических условий проекта и специфики технологического процесса производства работ по нагнетанию.
- Поставка сырьевых материалов (цемент, песок).
- Поставка многокомпонентных вяжущих и сухих смесей для производства тампонажных растворов.
- Установка мобильного растворно-смесительного узла непосредственно на площадке строительства, поставка сырьевых компонентов, производство и поставки тампонажного раствора «под ключ».
Все сырьевые компоненты и конечные свойства растворов имеют стабильные показатели и эффективно подходят для применения в вариативных инженерно-геологических условиях проходческих работ и при использовании различного технологического оборудования.
Все составы тампонажного раствора разрабатываются в специализированной цементно-бетонной лаборатории и соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Все работы выполняются в соответствии с Техническим регламентом и Стандартом организации на производство и применение материала, согласованными с Филиалом АО «ЦНИИС «НИЦ Тоннели и метрополитены».
Поделиться в соцсетях: