Любой строитель стремится обзавестись этим оборудованием, но не зная принцип работы бетономешалки сталкивается с рядом проблем. Не хочет запускаться, начала гудеть и прочие подобные неприятности могут подстерегать неопытного работника. В данной статье разберем, как преодолеть все сложности и научится делать ремонт, чтобы далее бетономешалка работала долго и надежно.
Устройство и принцип работы
Независимо от производителя и принципа работы у всех бетономешалок одна цель – приготовление смесей, растворов, которые необходимы для различных строительных работ:
- заливка фундамента;
- кладка кирпича;
- укладка кафеля и пр.
Такая строительная машина увеличивает производительность работы, сокращает время, а также обеспечивает более высокое качество готового раствора. Как и любой механизм, мешалка для бетона требует к себе внимания и своевременного ухода.
Любая бетономешалка состоит из таких основных конструктивных элементов как:
- барабан, в котором происходит перемешивание раствора. Бывает различных форм (цилиндрический, бочкообразный, грушевидный);
- рама – опора всего оборудования (левая и правая опора, траверса, механизм фиксирующий опрокидывание барабана). На ней закреплены все части;
- лопасти – именно они перемешивают бетон. Еще одной функцией лопастей является предотвращение налипания растворов на стенке барабана;
- привод. За счет него происходит работа мешалки. Включает в себя передаточный механизм и систему управления им.
По типу осуществления процесса перемешивания, бетономешалки бывают:
- ручные, в которые вращение бочки происходит за счет кручения специальной рукоятки работником;
- приводные – механизм запускается, после включения нужной кнопки и обеспечивается за счет электроэнергии или топлива (дизель или бензин).
По принципу работы бетономешалки делятся на:
- гравитационные: во вращающемся барабане смесь поднимается и под своей тяжестью падает, одновременно вращаясь в нем. Размещенные внутри барабана неподвижные лопасти обеспечивают более скорое образование однородной массы;
- принудительные: в них раствор получается подобно работе домашнего миксера, так как внутри барабана находится вал, на котором расположены лопасти. Смесь перемешивается при вращении лопастей.
Ремонт своими руками
Проведение ремонта бетономешалки своими руками без опыта возможно; чаще всего трудностей не возникает даже у новичков. Важно соблюдать в процессе технику безопасности, правильно подбирать сменные детали, купить которые можно в специализированных строительных магазинах.
Если возникают затруднения с определением локализации поломки, ее устранением, в Москве и других крупных городах можно вызвать специалистов, которые починят прибор. Пока гарантийный срок не истек, лучше воспользоваться услугами мастеров, а не пытаться ремонтировать своими руками.
Замена подшипника
Часто нарушения в работе прибора вызваны неисправностью подшипников: эти детали быстро изнашиваются. Стоимость их не слишком велика, а замену легко произвести без помощи профессионала. Сначала придется снять коробку с мотором, грушу и ведущую шестерню, со стороны которой затем снимают стопорное кольцо.
Когда новые запчасти будут установлены на место испорченных, следует смазать вал литолом, после чего собрать устройство (для этого нужно в обратном порядке повторить все прежние действия).
Ремонт кнопки
Кнопка, представляющая собой магнитный пускатель, тоже может быть легко отремонтирована в домашних условиях. Сначала снимают кожух: чаще всего для этого нужны плоскогубцы и крестовая отвертка. После этого открывается доступ к 5 проводам. Их отсоединяют, после чего удаляют кнопку.
Испорченную деталь внимательно осматривают, предварительно разобрав. Чаще всего требуется произвести чистку от нагара (для этого применяется мелкозернистая наждачная бумага). После производят сборку.
Ремонт ремня и замена шкива
Для починки испорченного ремня нужно знать, как разобрать бетономешалку: это придется сделать в начале ремонта. Сначала потребуется снять коробку, после чего отсоединить контакты. В некоторых случаях специальный ремонт не требуется: если ремень соскальзывает, но его целостность не нарушена, для нормализации работы устройства достаточно вернуть его на прежнее место.
Шкив тоже может испортиться: чаще всего это происходит из-за интенсивных нагрузок, при которых сцепление ухудшается, пластиковая деталь разрушается при контакте со стальной стороной вала. Чтобы произвести замену, откручивают болты крепления электродвигателя, снимают шкив и коробку. Стопорное кольцо разжимают. После старый шкив удаляется. На его место устанавливают новую деталь. В обратном порядке производят сборку бетономешалки.
Ремонт ведущей шестерни и венцов
Часто для ремонта не приходится снимать грушу. Процедура осуществляется с помощью ключа на 10, которым выкручивают фиксирующий болт. Снимают шайбу, после — шестеренку. На валу при этом остается некрупная шпонка, которую нужно аккуратно извлечь. Затем с использованием новой шестерни осуществляют монтаж, повторяя в обратном порядке действия.
Реже происходят поломки венечного колеса. Чтобы устранить их, придется открутить удерживающие деталь на груше болты. Поскольку крепятся эти части к нижней стороне емкости, придется производить разборку бетономешалки. Когда емкость будет отсоединена от траверсы, старую венечную шестерню откручивают, на ее место крепят новую. Рекомендуется одновременно совершить и замену ведущей.
Замена конденсатора электродвигателя
Если бетономешалка не запускается, но гудит, придется чинить электродвигатель. Нужно демонтировать конденсатор и установить на его место новый, подходящий бетоносмесителю по параметрам.
Сначала снимается кожух, затем от конденсатора отключают провода. После сломанная деталь удаляется (распознать поломку можно, если конденсатор вспучился или начал источать сильный запах жженной пластмассы), на ее место ставят новую, подключают провода и возвращают на прежнее место кожух.
Причины неисправностей
Прежде, чем начинать ремонт бетономешалки, нужно установить, что именно в ней поломалось. Среди самых распространенных проблем, можно выделить:
- Бетономешалка не запускается (после запуска выключается). Такая неприятность может случиться по нескольким причинам: неисправна пусковая кнопка; поврежден силовой кабель; самая опасная – электрический двигатель сгорел.
- Сильный шум двигателя и отсутствие вращения барабана. Скорее всего, причина такой поломки в узле, передающем вращение, возможно растянулся ремень или он слетает так как загрязнились зубья шкива. Поломка достаточно распространенная, проявляться может из-за слишком частых перегрузов.
- Устройство гудит, но барабан не крутится. Вероятнее всего вышел из строя конденсатор, который расположен в стенке электропривода, под его коробкой. После его замены на аналогичный, проблема должна устраниться.
- Перегрев двигателя. Очень частая проблема электрических мешалок. Спровоцировать ее могут такие негативно влияющие факторы: перегрузки; удары, падения или резкие толчки устройства; неправильное хранение; при эксплуатации температура воздуха не соответствовала требующейся для бетономешалки (указана в паспорте); повредилась обмотка или ее изоляция; разрушился подшипник.
- Вращение барабана в обратную сторону. Скорее всего произошел сбой в электрической части.
Возможные причины поломок
Возможная причина поломки – износ деталей.
Есть много причин, по которым может понадобиться ремонт бетономешалок. Это происходит:
- когда агрегат загружает больше установленных норм;
- несвоевременно очищается барабан (делать это необходимо после каждого использования);
- неправильно и в ненадлежащих условиях храниться инструмент.
Особое место занимает ремонт расходных элементов – ремней, приводных шестеренок, кнопок выключения.
Износ деталей, неправильное хранение и эксплуатация – самые частые причины поломок в бетономешалках. А вот замена опорных подшипников и зубчатых венцов происходит намного реже, все потому, что срок их службы намного больше вышеперечисленных деталей.
Рассмотрим основные причины поломок главных деталей бетономешалки.
- Шестеренки. Как правило, быстрая поломка говорит о неправильной эксплуатации. Многие хозяева считают необходимостью периодические смазывания венцов и шестерней, якобы это уменьшает нагрузку на мотор. И совершенно неправы! В этом случае нагрузка только возрастает. При работе на зубцы цепляется цемент/песок, это увеличивает трение и быстро истирает металл.
- Редуктор. Он быстро изнашивается по причине плохого охлаждения, перегрузки. В этом случае деталь остается только заменить. Есть даже вероятность, что придется менять весь узел.
- Зубчатый венец. На него возлагаются значительные механические нагрузки. Материал этой детали – пластик или чугун. Чаще в негодность приходят чугунные детали (это обусловлено низким качеством литья). Поэтому лучше изначально установить пластиковый венец.
- Кнопки выключения. Нередко причина поломки кроется именно в них. Выражается это следующим образом: нажав на кнопку агрегат (мотор) якобы начинает запускаться, однако спустя пару минут прекращает работать, останавливаясь. В этом случае важно заменить кнопку на другую, главное условие – в ней должно быть соответствующее число контактов.
Вернуться к оглавлению
Необходимые для ремонта инструменты и материалы
До того, как разобрать бетономешалку, рекомендуется приготовить инструменты, которые понадобятся в этом деле. Ничего специального здесь не требуется, однако имея все под рукой, не придется отвлекаться и тратить время на поиски. Итак, лучше заранее положить:
- комплект гаечных ключей разных размеров;
- раствор, в котором будут откисать болты;
- съемники (для подшипников и стопорных колец);
- молоток;
- отвертки (желательно тоже разных конфигураций);
- плоскогубцы (рекомендуется использовать инструмент, имеющий острые концы, таким будет легче снимать и вставлять обратно стопорные кольца);
- болгарка;
- пинцет;
- кувалда;
- мультиметр.
Данный список включает в себя необходимое, но в зависимости от поломки, может немного изменяться.
Необходимые инструменты
Для самостоятельного ремонта бетономешалки не требуется каких-то специфических инструментов. Как правило, основная часть их уже имеется в хозяйстве у любого владельца.
Примерный перечень:
- гаечные ключи;
- молоток (иногда кувалда);
- отвертки;
- плоскогубцы (с острыми губками для снятия и постановки стопорных колец);
- мультиметр (тестер);
- пинцет.
Приведенный перечень является весьма условным, так как для устранения конкретной неисправности потребуется свой набор инструментов.
Какие подшипники стоят на бетономешалке
Каждая модель, в зависимости от производителя, может иметь свои виды подшипников. Наиболее популярными подшипниками, которые стоят на современных мешалках, являются те, которые изготовлены из полиамида (второе название копролон). Также их материалом может быть:
- бронза;
- сталь.
Самыми качественными деталями этого типа являются те, которые имеют шайбу защищающую другие детали бетономешалки от попадания на них разных абразивных мелких частиц или грязи. Такие подшипники могут выдерживать большие нагрузки и продлевать срок эксплуатации всей установки.
Также при выборе подшипника нужно учитывать его маркировку и желательно не экономить на данной детали, а выбирать качественные от известных производителей.
Определяем неисправность в бетономешалке
Причин, по которым ломается бетономешалка, бывает множество.
Вот некоторые из них:
— перегруз свыше норм, указанных в техническом паспорте инертных составляющих – песка, щебня, цемента и воды;
— попадание песка, влаги, пыли в корпус подшипника;
— установка не качественной детали при предыдущем ремонте;
— бракованный подшипник непосредственно с завода-изготовителя.
Выявить неисправность подшипника можно следующим образом:
— включите бетономешалку. Не загружайте ее цементом и песком. Просто на холостом ходу прослушайте как она работает. Если в узле подшипниковом вы услышите скрежет, гул или потрескивание – это первый признак выхода из строя подшипника;
— переверните приемную емкость и попробуйте пошатать ее. Почувствуете люфт значить вы правы в своем определении – срочно нужна замена деталей.
Вы должны знать, что даже если пришел в негодность один из двух подшипников бетономешалки – необходимо заменить все.
Ваше решение правильное – нужно заменить подшипники самостоятельно.
Сэкономите деньги.
Для того чтобы качественно произвести ремонт и замену изделий, необходимо подготовиться.
Ремонт
Ознакомившись со всеми важным факторами, подготовившись к работе, можно приступать делать ремонт бетономешалки своими руками. Если грамотно подойти к данному процессу, все обязательно получится. Разберем более подробно каждый пункт.
Как разобрать
Устранение многих поломок требует полной разборки бетономешалки. В этом случае необходимо быть предельно внимательным, следить чтобы все открученные части не потерялись и следовать такой последовательности:
- отсоединить барабан от траверсы;
- снять венечную шестерню (если есть необходимость заменить ее на новую);
- удалить стопорное кольцо, которое фиксирует на валу рабочую шестерню;
- снять рабочую шестерню.
Таким образом конструкция будет разобрана. Если какие-либо детали износились, их рекомендуется заменить на новые. После завершения ремонта, чтобы вернуть ее в прежний вид, следует все действия повторить в обратном порядке.
Как снять грушу с бетономешалки
Здесь также потребуется повышенное внимание и следование необходимой последовательности:
- перевернуть барабан, чтобы траверса была вверху;
- окрутить гаечным ключом болт, который крепит грушу;
- убрать шайбу, гравер;
- вернуть болт на свое место;
- выбить вал из траверсы и вынуть барабан;
- после этого необходимо снять все болты крепления и залить их кислотой для очищения.
Как снять шкив
Эта деталь бетономешалки достаточно капризная, она изготавливается из пластика и очень крепко крепиться стопорным кольцом с внутренней стороны.
Именно потому, для ее извлечения необходимо снять коробку мотора. Сделать такую манипуляцию можно, необходимо следовать такой последовательности:
- открутить болты, крепящие коробку на раме;
- после этого коробка легко снимется вместе со шкивом, можно будет увидеть голый вал;
- останется только снять стопорное кольцо предварительно разжав его.
Как заменить подшипники
Необходимость замены этого узла возникает, когда при работе ощущается шум, треск, грохот. Прежде чем поменять подшипники на бетономешалке своими руками, нужно запастись небольшим арсеналом запасных частей:
- новые подшипники, 2шт;
- болты и гайки, шайбы;
- небольшой отрезок трубы, диаметр которой должен быть идентичен диаметру, имеющемуся во внутренней обойме подшипника;
- подставка из металла.
Сперва необходимо снять чашу барабана, а когда она будет снята проделать следующие манипуляции:
- отделить барабан от опоры, разъединить их на две части. Именно в них находятся углубления, где установлены подшипники. Чтобы облегчить процедуру, можно помочь себе приготовленной заранее подставкой, ей нужно выбить вал, благодаря совпадению диаметров это должно произойти довольно просто;
- останется снять изношенные подшипники с бетономешалки.
Когда подготовка окончена, можно приступать к сборке. Для этого потребуется:
- очистить вал от находящихся на нем грязи, ржавчины. Лучше всего это делать растворителем или бензином;
- вставить на него новые детали используя съемник.
Обратите внимание! Если съемника не нашлось, можно его заменить аккуратными постукиваниями по внутренним обоймам подшипников по всей окружности используя кусок трубы или брус из дерева.
- когда подшипники запрессованы, вал нужно забить в нижнюю часть опоры;
- сверху надеть ее верхнюю часть и прикрутить все болты обратно;
- последним шагом останется только поставить грушу на место.
Замена подшипника на бетономешалке с не разборным барабаном. Порядок работ
Итак, если с разборным барабаном все просто, то с не разборным придется помучиться.
- Снятие барабана
Переворачиваем барабан траверсой вверх, выкручиваем болт. Чтобы сбить барабан с вала я использовал деревяшку, которую устанавливал на место крепления вала. Несколькими ударами кувалды мне удалось сбить барабан.
2. Барабан снять не получилось, поэтому пришлось сначала раскрутить болты крепления, расположенные на венце. Внутри барабана есть лопатки для перемешивания. Верхние болты я не смог раскрутить. Из-за постоянного воздействия влаги они просто «прикипели». На помощь пришла болгарка:)
3. Барабан снят и почищен.
4. Отверткой снимаю сальник. С помощью щипцов снимаю первое стопорное кольцо и ломом выбиваю первый подшипник. До второго не добраться, так как заглушка с внутренней стороны заварена наглухо.
5. Вот в чем отличие от разборного барабана. Здесь нет съемной опоры и долезть до нижнего подшипника можно только прорезав отверстие болгаркой.
5. Зачищаю место посадки подшипника, чтобы выбить его металлической трубой соответствующего диаметра.
6. Посадочные места предварительно очищаю от пыли, грязи и других отложений. В купленные подшипники добавляю смазку Литол, так как зачастую производители экономят.
7. Через деревянную проставку запрессовываю подшипник.
8. Вот и второй готов. Устанавливаю на место стопорное кольцо и новый сальник.
9. Готово.
Казалось бы подшипники поменяны, но работа на этом не заканчивается. Так как срезана заглушка на внутренней части барабана и нужно что-то придумать. Как я вышел из этой ситуации:
- На базаре приобрел кусок трубы ∅100 с резьбой и сгон для нее. Отрезал все лишнее болгаркой.
2. Нашел дома кусок металла, толщиной 3 мм. Приложил сгон и очертил его карандашом. Вырезал заглушку.
3. Наварил на сгон кусочек вырезанного металла и получил крышку.
4. Зачистил место сварки и приварил крышку к внутренней стороне бетономешалки.
5. На крышку добавил пару «зацепов», чтобы было удобнее откручивать. Крышку закрутил на сантехнический лен.
Далее собрал бетономешалку в обратном порядке. Все отлично работает!
Как предотвратить неисправности
Чтобы в будущем не сталкиваться с поломками часто, достаточно соблюдать элементарные правила эксплуатации:
- после каждого использования очищать бетономешалку от остатков раствора как внутри, так и снаружи;
- никогда не перегружать установку, изготавливать только такое количество бетона, которое указано в техническом паспорте;
- исключать попадание воды в блок управления;
- следить за напряжением сети. Не допускается превышение, установленное производителем;
- периодически смазывать вал шестерни.
Соблюдая правила и рекомендации, срок эксплуатации инструмента значительно возрастет, неисправности станут появляться намного реже.
Для осуществления правильной эксплуатации и ремонта, следует грамотно подготовиться. Необходимо знать:
- устройство бытовой бетономешалки, ее основные элементы;
- причины, которые могут спровоцировать сбои в работе;
- верную подготовку и последовательность каждого шага.
А соблюдение правил безопасного использования такого важного строительного инструмента, позволит продлить его срок службы, сделать работу более комфортнее и эффективнее.
Профилактика
Бетономешалка своими руками
Стоит соблюдать несколько требований, для того, чтобы бетономешалка не вышла внезапно из строя:
- Нельзя превышать нагрузку и электрическое напряжение вышеуказанного допуска производителем. А ёмкость барабана наполнять раствором только на 80% от заявленной нормы.
- Не рекомендуется попадание на блок управления влаги.
- Следует регулярно осуществлять осмотр рабочих узлов. А также после использования очищать их от грязи, пыли и остатков бетона. Нужно вал и шестерни регулярно смазывать.
Все эти профилактические рекомендации помогут сохранить бетономешалку долго в рабочем состоянии.
Признаки неисправности
Определить наличие неисправностей нетрудно: если прибор сломался, он будет работать некорректно.
Провести диагностику, выяснить, какая деталь сломана, можно, обратив внимание на запуск. В некоторых случаях диагностика может осложняться; тогда рекомендуется обращаться к специалистам. Поломки случаются редко. Чаще всего их причиной становится износ деталей либо некорректное использование приспособления, нарушение правил его эксплуатации — несоблюдение условий хранения, чрезмерная загрузка во время работы.
Если испорчен ременной привод, ремень будет постоянно слетать. Мотор будет работать (можно расслышать характерное гудение). Барабан запустить, однако, не получится. При неисправностях в подшипнике скорость вращения сильно замедлится, окажется недостаточной для правильной работы прибора.
Запуск будет слишком медленным, будет раздаваться нехарактерное гудение вместо жужжания при включении. Если испорчен конденсатор электродвигателя, двигатель будет гудеть после запуска, но вращаться не начнет.
Сломаться могут и шестеренки: при этом наблюдаются рывки при вращении груши смесителя, раздается специфический хруст. При некорректной работе кнопки включения барабан сразу прекратит движение, как только человек перестанет зажимать кнопку пуска.
Ведущая шестерня
Бетономешалка работает, крутит, и чтобы продлить жизнь ведущей шестеренки и венцам, необходимо привыкнуть к тому, что перед началом смены нужно все эти вещи нужно густо смазать литолом. Переворачиваем чашу горловиной вниз, включаем мешалку и лопаткой намазываем на венцы литол. Мешалка довольно урчит, почавкивая и тем самым показывая, что ей сейчас хорошо))))
Шутки шутками, а рано или поздно шестеренка превратится вот в это:
Начнет проскакивать по зубцам венца и доставлять массу не очень приятных впечатлений. Пришло время ее менять! Где купить не знаю, я беру прямо на заводе в Лебедяни, благо он от нас недалеко. Шестеренка имеет 12 зубцов и внутреннее отверстие под вал 14 мм в диаметре.
Замена! При определенной сноровке чашу снимать не нужно, достаточно ключом на 10 открутить фиксирующий болт,
снять шайбу и вытащить шестеренку. Аккуратно! Там есть маленькая шпонка, вот ее нужно не потерять. Это на фотке сверху все так легко и доступно, потому как груша снята, а если грушу снимать лень, то необходимо проявить смекалистость и задействовать всю работу мелкой моторики пальцев рук, чтобы её оттуда выудить. Но это реально! Проверено! Раза 4 уже.
Шкив сделан из пластика. Вал, на который этот шкив одевается, круглый и фрезерован одной стороны. Так вот, вся беда в том, что когда отверстие на шкиве полностью становится круглым, он свободно проворачивается на вале. Соответственно мотор крутится, шкив крутится, а вал нет((((
Казалось бы, ну чего его менять, этот шкив? Снял крышку с коробки мотора, как при замене ремня, снял ремень и снял шкив. Он вроде болтается, но не снимается, хоть ты тресни. А дело вот в чем: шкив с обратной стороны коробки крепится стопорным кольцом, так что прилагать усилия к его съему без снятия коробки с мотором смысла особого не имеет. Посему, откручиваем две гайки и снимаем два болта, которые держат коробку на раме. Коробка снимется вместе со шкивом и останется голый вал. Теперь остается разжать и снять стопорное кольцо. Шкив выпадет сам. Совершенно неясно, почему нельзя делать шкив не из металла, но краем уха я слышал, что на современных СБР-132 уже начали делать металлические. Но это слухи.
Если уж вы сняли всю коробку и увидели вал, то ничего не стоит проверить его на предмет износа подшипников. Пальцами проверните вал, сделайте несколько оборотов, если все нормально, то меняйте шкив и собирайте все обратно, если что-то заедает и вал крутится неравномерно, поздравляю))) вы попали на замену подшипников. Читаем следующий пункт.