Дуговая защита шин
Выполняется в камерах КРУ 6-10 кВ для защиты ошиновки и сборных шин. Предназначена для устройств с полностью закрытыми токоведущими частями. Работа осуществляется в двух направлениях:
Прибор Дуга-БЦ – защита от дуговых замыканий
Принципы построения дуговых опто-волоконных систем ЗДЗ:
Особенности построения схем:
Волоконно-оптическая ЗДЗ
Основана на фиксации световых вспышек электродуги. Устройства содержат волоконно-оптические датчики.
Расположение защиты в КРУ:
Регистрация электродуги происходит во всех элементах системы одновременно. Отключение выключателей происходит при наличии двух факторов:
Датчики выделяют двух типов:
Опто-волоконная защита от дуговых замыканий
Преимущества защиты:
Фототиристорная ЗДЗ
В качестве фиксатора явления используют фототиристоры, которые реагируют на яркость света.
Для защиты от дуговых замыканий используют фототиристоры
Защита клапанного типа
Позволяет предохранять электрооборудование от дуговых КЗ. Основана на физических процессах, происходящих при дуговом КЗ: вспышки света, увеличение давления воздуха внутри камеры КРУ. В качестве датчиков, данная ЗДЗ использует разгрузочные клапаны с путевыми выключателями. ЗДЗ устанавливается в отсеках камер.
Чем опасны электродуговые КЗ? Электродуга в течение 1 секунды способна привести к выгоранию оборудования. Зафиксированы случаи, когда КЗ приводили к выгоранию секции камер.
Дуговая защита мембранная
Действие основано на способности мембранного выключателя фиксировать изменения величины давления электродуги.
Состав:
Принцип действия заключается в том, что к ячейкам КРУ подводится трубка. Все трубки объединяют между собой и совмещают с выключателем.
Схема клапанной дуговой защиты в КРУ 6(10) кВ
В данной статье я буду рассматривать схему клапанной дуговой защиты в КРУ 6(10) кВ. В данном рассматриваем случае, дуговая защита реализуется на концевых выключателях срывных клапанов сброса давления, установленных в отсеках: присоединений, выкатного элемента (В.Э.) и сборных шин.
На вводном выключателе и на вышестоящей релейной защите выполняется контроль фазных токов. Это необходимо из-за того, что при возникновении КЗ в ячейке вводного выключателя, трансформаторы тока могут быть шунтированы дугой, либо повреждены их вторичные цепи.
Контакты S7S, S7W, S7P показаны в положении закрытых выхлопных клапанов.
Рис.1 – Дуговая защита клапанная 1 секции
Рис.2 – Дуговая защита клапанная 2 секции
Логика работы дуговой защиты заключается в следующем:
В шкафах отходящих линий 1(2) секций:
При возникновении дугового замыкания в от отсеках сборных шин или в отсеке выкатного элемента, срабатывают соответствующие концевые выключатели S7S, S7W и выдается команда через шинку ED1 на отключение вводного выключателя своей секции и секционного выключателя независимо включен он или нет.
При возникновении дугового замыкания в отсеке присоединений срабатывает концевой выключатель S7P и срабатывает реле KL1, которое дает команду на отключение только выключателя данного присоединения.
В шкафах ТН1(2):
При возникновении дугового замыкания в отсеках: присоединений, выкатного элемента или сборных шинах срабатывают соответствующие концевые выключатели и через шинку ED1 поступает команда на отключение вводного выключателя данной секции и секционного выключателя.
В шкафах ВВ1(2):
При возникновении дугового замыкания в отсеках сборных шин или в отсеке выкатного элемента срабатывают концевые выключатели соответственно S7S и S7W, срабатывает реле KL1, которое отключает выключатель данной секции и дается команда на отключение СВ.
При возникновении дугового замыкания в отсеке присоединений, срабатывает концевой выключатель S7P, данный сигнал выведен на клеммник внешних цепей для отключение выше стоящего выключателя, например выключателя 110 кВ.
В шкафу СВ:
При возникновении дугового замыкания в отсеке сборных шин, срабатывает концевой выключатель S7S, и через шинку ED1 поступает команда на отключение вводного выключателя данной секции, реле KL1 отключает СВ.
При возникновении дугового замыкания в отсеке выкатного элемента, срабатывают концевые выключатели S7W и через шинку ED1(2) поступают команды на отключение вводных выключатель 1 и 2 секции, реле KL1 отключает СВ.
При возникновении дугового замыкания в отсеке присоединений, срабатывает концевой выключатель S7Р и через шинку ED2 поступает команда на отключение вводного выключателя 2 секции, реле KL2 отключает СВ.
В шкафу СР:
При возникновении дугового замыкания в отсеках сборных шин, выкатного элемента и присоединений срабатывают соответствующие концевые выключатели и через шинку ED2 поступает сигнал на отключение вводного выключателя 2 секции и СВ.
Также вы можете увидеть схемы клапанной дуговой защиты совместно с волоконно-оптическими датчиками или с фототиристорными датчиками, такое совместное использование клапанов и датчиков повышает надежность срабатывания ЗДЗ. Данные датчики устанавливаются в каждом отсеке, параллельно с концевыми выключателями клапанной дуговой защиты.
Всего наилучшего! До новых встреч на сайте Raschet.info.
Принцип действия дуговой защиты
6.1.1 Принцип работы дуговой защиты основан на откидывании крышек клапанов дуговой защиты от избыточного давления возникающего при коротком замыкании в ограниченном пространстве отсеков ячеек КРУ 10кВ и срабатывании концевых выключателей, установленных на них.
6.1.2 На ячейках КРУ 10кВ отходящих линий: ввода №1 и №2, ТС, и ДГ клапаны дуговой защиты установлены над кабельным отсеком и над отсеком выключателя.
На торцах секций КРУ 10кВ смонтированы дугоуловители, оборудованные клапанами дуговой защиты, которые служат для защиты сборных шин от повреждения при возникновении электрической дуги, которая перемещается по шинам дугоулавителя.
6.1.3 На передней панели приборного отсека всех ячеек КРУ 10кВ установлены: переключатель дуговой защиты и светодиод, указывающий о срабатывании дуговой защиты.
На передней панели приборного отсека секционного выключателя установлено: два переключателя дуговой защиты /I и II секций КРУ 10кВ/, светодиод, указывающий о срабатывании дуговой защиты, и кнопка деблокировки дуговой защиты.
Переключатель дуговой имеет два положения “включено” и “отключено” и служит для отключения оперативных цепей дуговой защиты ячейки от дуговой защиты секции шин КРУ 10кВ.
В положении переключено “Включено” при срабатывании дуговой защиты на каком-либо присоединении, которое сопровождается посадкой напряжения, происходит отключение выключателей всех присоединений в том числе и секционного выключателя №1, если он был включен.
Если переключатель дуговой защиты какой-либо ячейки установлен в положение “Отключено”, то при срабатывании дуговой защиты на данной ячейке произойдет отключение выключателя только данной ячейки, а при срабатывании дуговой защиты секции КРУ 10кВ на отключение всех присоединений, выключатель данной ячейки не отключится.
6.1.4 При срабатывании концевого выключателя клапана дуговой защиты выкатного элемента любой ячейки КРУ 10кВ, которое сопровождается посадкой напряжения на секции КРУ 10кВ, через переключатель дуговой защиты подается команда на отключение всех выключателей КРУ 10кВ и секционного выключателя №1, если он включен. При этом высвечивается указательный светодиод “Дуговая защита” установленное на передней панели приборного отсека данной ячейки и загорается табло “Дуговая защита” соответствующей секции шин КРУ 10кВ на пульте управления электростанцией.
6.1.5 При срабатывании концевого выключателя клапана дуговой защиты установленном на дугоуловителе I или II секции шин КРУ 10кВ, которое сопровождается посадкой напряжения, происходит отключение всех выключателей соответствующей секции шин 10кВ и отключение секционного выключателя №1, если он был включен. При этом загорится табло “Дуговая защита”соответствующей секции на пульте управления подстанцией.
Принцип действия различных устройств дуговой защиты
Реле защиты от дуги — это устройство, используемое для уменьшения повреждения оборудования и увеличения безопасности персонала. Устройство дуговой защиты обнаруживает дугу в распределительном устройстве. При обнаружении повреждения реле дуговой защиты отключает выключатель. Устройство дуговой защиты работает намного быстрее обычных систем защиты (МТЗ, ТО и т.д.).
Дуговая защита с помощью дугоуловителей и клапанов разгрузки.Для защиты отсека сборных шин по торцам секции КРУ устанавливаются дугоуловители (ДУ). При однорядном размещении двух секций КРУ дугоуловители устанавливаются между секциями. При возникновении в отсеке сборных шин шкафа дуга перемещается (не оставляя никаких следов) по сборным шинам в сторону от источника питания. Добравшись до торцевого шкафа секции, дуга попадает в дугоуловитель. На крыше ДУ установлен разгрузочный клапан с концевым выключателем. Клапан под действием избыточного давления газов, образующихся при горении электрической дуги, отбрасывается, – срабатывает концевой выключатель, выдавая сигнал на отключение вводного выключателя. Однако для дуговой защиты использование клапана в ячейке значительно ухудшает ее надежность. Клапанная дуговая защита как механическое устройство реагирует не на дугу, а на последствия дуги, и будет работать при достижении давления газов, достаточного для срабатывания, поэтому имеет определенные недостатки: недостаточную чувствительность и значительное время срабатывания.
Дуговая защита на фототиристорах. На секции КРУ фототиристоры дуговой защиты устанавливаются по два на одном кронштейне в линейном (кабельном) отсеке, в отсеке выключателя (трансформатора напряжения и т.д.) и в отсеке сборных шин в зависимости от применяемой конструкции КРУ. Фототиристор — это тиристор, перевод которого в состояние с высокой проводимостью осуществляется световым воздействием.
Для управления фототиристором пригодны следующие источники излучения – электрические лампы накаливания, импульсные газоразрядные лампы, светодиоды, квантовые генераторы и др.
Фототиристоры устанавливаются таким образом, чтобы им просматривался защищаемый отсек. Действие фототиристоров различных отсеков, кроме отсека сборных шин, осуществляется на отключение собственного выключателя.
Для защиты отсека сборных шин фототиристоры устанавливаются, начиная со второго шкафа, далее через два шкафа на третьем. При возникновении КЗ в отсеке сборных шин фототиристоры по шинкам дуговой защиты подают сигнал на отключение вводного или секционного выключателя. Все фототиристоры подключаются к шинкам дуговой защиты параллельно.
Защита на основе волоконно-оптических датчиков Волоконно-оптические датчики (ВОД), установленные в отсеках высоковольтных шкафов и имеющие практически круговую диаграмму направленности, фиксируют световую вспышку от электрической дуги и передают ее по оптическому волокну в блок детектирования света устройства. При этом, устройство дуговой защиты формирует сигнал на отключение высокого напряжения от распредустройства, тем самым, защищая оборудование от разрушения.
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 3327; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Узнать еще:
Требования нормативных документов
Необходимо отметить, что требования и методы испытаний дугостойкости элементов оборудования КРУ, требования к быстродействию и типу дуговой защиты, сегодня не регламентированы. В существующих директивных (Приказы РАО «ЕЭС России» от 01.07.98 N 120 «О мерах по повышению взрывопожаробезопасности энергетических объектов» и от 29.03.2001 N 142 «О первоочередных мерах по повышению надежности работы РАО «ЕЭС России») и нормативных («Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей», 15-я редакция, п. 5.4.19) документах существуют лишь требования о необходимости наличия быстродействующей защиты от дуговых коротких замыканий внутри шкафов КРУ.
В итоге можно сформулировать следующее основное требование к защите ячеек КРУ от дуговых замыканий:
Полное время ликвидации КЗ не должно привышать 60 мс.
Часть 8
В мире в среднем 5-6 человек каждый день попадают в ожоговые центры с сильными дуговыми ожогами. А 2-3 человека умирают от поражения электрическим током.
Помимо прямого воздействия на человека, высокая температура дуги может служить источником энергии для воспламенения материалов и как следствие, быть причиной возникновения пожара.
В данной статье мы разберем принципы расчета энергии электрической дуги о поговорим о мерах обеспечения безопасности работников в том числе за счет правильного подбора средств индивидуальной защиты.
Защитная одежда применяемая для защиты от термической составляющей при воздействии электрической дуги описывается в ГОСТ Р 12.4.234-2012 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний.
Термостойкая спецодежда состоит из костюма: куртки (или рубашки) и брюк (или полукомбинезона) или комбинезона.
Пиктограмма «Работа под напряжением — Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги»:
На всякий случай еще раз уточним. Это термостойкая спецодежда защищающая от температуры электродуги. Не для защиты от электрического тока и не для защиты от брызг металла при проведении сварочных работ.
Необходимость дуговой защиты вызвана несовершенством токовой
Несмотря на требования пунктов ПУЭ п.3.3.31, п.3.3.42 о применении АПВ шин и АВР после ликвидации КЗ внутри отсеков КРУ, сегодня проектные организации и эксплуатирующие предприятия обоснованно сомневаются в необходимости выполнения этих требований и предпочитают блокирование АПВ шин и АВР при срабатывании дуговой защиты КРУ. Такое решение обосновано отрицательным опытом применения АПВ шин среднего напряжения у эксплуатирующих организаций. Обоснован ли этот подход? Обеспечивают ли существующие решения защит отключение дугового КЗ за время, в течение которого не возникает критичных повреждений внутри КРУ? Токовые ступенчатые защиты не могут быть использованы в качестве быстродействующей защиты от дуговых замыканий вследствие больших значений выдержек времени на питающих присоединениях (обычно более 0,5 с). С целью сокращения времени действия токовых защит на питающих присоединениях применяют логическую защиту шин (ЛЗШ), принцип действия которой основан на передаче блокирующих сигналов от устройств защиты отходящих присоединений. Однако, и в этом случае время срабатывания защиты превышает допустимое значение. Выдержка времени ЛЗШ обычно составляет не менее 100мс.
ЛЗШ обладает рядом недостатков:
Таким образом, ЛЗШ также не может быть использована в качестве быстродействующей защиты КРУ от дуговых замыканий.
Стандарты по защите от воздействия электрической дуги
В большинстве стран приняты законодательные акты, в которых указывается, что во всех случаях, когда угрозы для здоровья и безопасности невозможно контролировать другими способами, необходимо использовать СИЗ. Хотя в законодательстве даются указания по мерам электробезопасности, каждое производство имеет свои угрозы, и поэтому требования по СИЗ могут различаться. Для надежного обеспечения электробезопасности на рабочем месте необходимо разработать требования для каждого типа работ. Например, обычная рабочая одежда будет недостаточной при проведении работ с электричеством, где возникает опасность воздействия электрической дуги. Ниже приводится краткая сводка по законодательным требованиям, действующим в двух крупных регионах, где применяются стандарты в отношении воздействия электрической дуги.
В США основным правительственным регулятивным документом является Закон об охране труда и технике безопасности 1970 г., который можно найти в разделе 29 (труд) свода законов США, глава 15 (охрана труда и техника безопасности), и в нем предусматривается общая обязанность работодателей и работников соблюдать этот закон. Также существует нормативный акт федерального агентства по охране труда и здоровья 29 CFR 1910.132 (Общие требования к СИЗ), в котором предусмотрено общее требование по обеспечению безопасности и предоставлению сотрудникам надлежащего обучения и СИЗ, когда существует угроза их здоровью.
В Европе законодательство по СИЗ состоит из двух частей. В одной части определяются обязанности работодателей и работников, а в другой — продажа СИЗ в ЕС.
Директивы ЕС для пользователей СИЗ (89/656) и соответствующее национальное законодательство по СИЗ (например, правила использования средств индивидуальной защиты на работе от 2002 года в Великобритании) устанавливают, что в случаях, когда возможные угрозы здоровью и безопасности невозможно устранить другими способами, необходимо использовать СИЗ. Ответственность за предоставление такого оборудования возлагается на работодателя или самозанятого работника.
Правила по СИЗ также требуют, что СИЗ должны:
- проходить надлежащую оценку на предмет их соответствия целям использования
- надлежащим образом храниться и проходить обслуживание
- сопровождаться инструкциями по способам безопасного использования
- верно использоваться работниками
Кроме того, все приобретаемые СИЗ должны иметь маркировку CE (см. Рис. 1). Маркировка CE означает, что СИЗ соответствует основным требованиям по охране здоровья и безопасности законодательства по СИЗ (будь то действующая сейчас директива 89/686 до 20 апреля 2021 г. или правила 2016/425 после 21 апреля 2018 г.). Для СИЗ категорий II и III маркировка CE также указывает, что СИЗ прошло испытания и сертифицировано независимым органом.
Применимые стандарты для одежды для защиты от воздействия электрической дуги
Существует два основных набора стандартов, которые могут использоваться для обеспечения соответствия защитной одежды требованиям законодательства: стандарты ASTM и IEC.
Она определяет тяжесть дугового разряда на расстоянии нахождения работника от электрической дуги. Воздействие 1,2кал/см2 на кожу в течение 1 секунды примерно соответствует пороговой энергии, вызывающей ожоги второй степени.
Обычные защиты от дуговых замыканий
Одним из наиболее часто применяемых в настоящее время видов быстродействующей защиты от дуговых замыкания является оптическая дуговая защита, принцип действия которой основан на регистрации вспышки света внутри отсеков КРУ при возникновении электрической дуги. Находящиеся в эксплуатации в настоящий момент времени устройства подобного класса обладают временами срабатывания от 6 до 25 мс. С учетом времени действия промежуточных реле 12 – 30мс и собственного времени отключения высоковольтного выключателя 10 – 90мс. Время ликвидации дугового КЗ обычными дуговыми защитами зачастую превышает безопасный порог в 50-60мс. При этом конструктивные и аппаратные характеристики этих изделий подлежат дальнейшему совершенствованию. Например, общим недостатком является ломкость оптического волокна в связи с несовершенством конструкции датчика и методов его крепления.
Причины и места возникновения
Электрическая дуга является одной из самых смертоносных и наименее изученных опасностей электроэнергии и преобладает в большинстве отраслей промышленности. Широко признается, что чем выше напряжение электрической системы, тем больше риск для людей, работающих на территории или вблизи проводов и оборудования, находящихся под напряжением.
Тепловая энергия от вспышки дуги, однако, может на самом деле быть больше и возникать чаще при более низких напряжениях с теми же разрушительными последствиями.
Возникновение электрической дуги, как правило, происходит при случайном контакте между токоведущим проводником, таким как контактный провод троллейбусной или трамвайной линии с другим проводником, или заземленной поверхностью.
Когда это происходит, возникающий ток короткого замыкания плавит провода, ионизирует воздух и создает огненный канал проводящей плазмы характерной дугообразной формы (отсюда и название), причем температура электрической дуги в ее сердцевине может достигать свыше 20000 °С.
Логическая защита шин (ЛЗШ): принцип действия, схема, реализация, видео
Логическая защита шин в настоящее время входит в состав практически любого микропроцессорного терминала РЗА. Ее задача – отключить короткое замыкание на шинах РУ за минимально возможное время, ограничивающееся только собственным временем срабатывания электронной части терминала. Обычно это от 0,1 до 0,15 с.
Почему именно ЛЗШ является наиболее эффективной защитой для этой части РУ?
Первый вариант – применение дифференциальной защиты. Для ее реализации потребуются дополнительные обмотки трансформаторов тока на всех присоединениях секции. Их нужно соединить с дифференциальным реле, задача которого – в момент КЗ сложить токи, входящие на шины от фидеров питания и токи на отходящих присоединениях. В случае превышение током небаланса величины уставки реле дает команду на отключение.
Система получается очень сложной, но со сложностью падает ее надежность.
К тому же трансформаторы тока с дополнительными обмотками дороже. Накладываются ограничения по проверкам РЗА присоединений: при случайной подаче тестового тока на него защита сработает ложно.
Вариант с использованием неполной дифференциальной защитой шин тоже не является достаточно эффективным.
Он отличается от предыдущего тем, что используются трансформаторы тока только питающих линий и мощных потребителей. Но его применение, ко всему прочему, сильно ограничено.
Следующая возможность защитить шины – МТЗ питающих линий. В принципе, его и выполняют в подавляющем большинстве случаев. Но у этого вида защиты есть существенный недостаток. Для отстройки МТЗ от коротких замыканий на отходящих присоединениях ее выдержка времени должна быть больше, чем у МТЗ потребителей. На практике это 1 – 3 секунды.
С увеличением тока КЗ каждая секунда его действия становится фатальной для электрооборудования. Чем дольше горит дуга, тем больше разрушений она приносит.
Из чего состоит ЛЗШ
Элементы логической защиты шин не сосредоточены в одном месте. Это система, объединяющая терминалы защит питающих и отходящих линий.
Отходящие линии при запуске собственных защит (обычно – МТЗ), формируют сигнал блокировки ЛЗШ. Для этого на каждом из них выделяется по одному дискретному выходу. Сигналы от всех отходящих линий секции поступают на дискретные входы терминалов фидеров питания. Для передачи используется система шин питания и управления, входящая в состав любого современного распределительного устройства. На этом, собственно, вся конструктивная часть и заканчивается. Остается выставить правильные настройки ЛЗШ на всех терминалах, задать назначение дискретных входов и выходов.
Терминалы секционных выключателей получают сигнал блокировки ЛЗШ от присоединений обоих секций, которые они соединяют. Для этого используются разные дискретные входы.
Поведение ЛЗШ при внешнем КЗ
При внешнем коротком замыкании запускается МТЗ присоединения, на котором оно произошло. Естественно, отключение произойдет по истечении выдержки по времени, предусмотренной для данного тока замыкания. Сигнал блокировки поступит на терминалы фидеров, питающих секцию.
На этих терминалах запустится ЛЗШ. Появление сигнала блокировки приведет к тому, что ЛЗШ на терминалах питающих линий остановится, и отключения не произойдет.
В случае отказа МТЗ отходящей линии короткое замыкание будет устранено МТЗ питающего фидера или УРОВ. За отказ ЛЗШ не отвечает.
Работа ЛЗШ при КЗ на шинах
Если короткое замыкание произошло на шинах РУ, сигнала блокировки от отходящих линий не поступит, так как ток КЗ через них не проходит. Запуск МТЗ питающих шины линий при отсутствии сигнала блокировки приведет к мгновенному действию ЛЗШ на отключение присоединений. Причем отключатся независимо друг от друга все выключатели, через которые в данный момент осуществляется питание. Если помимо ввода включен секционный выключатель, то ЛЗШ сработает и на нем.
Защита носит название логической именно потому, что ее работа связано с анализом места КЗ в системе: если ни один терминал отходящей линии не видит замыкание, значит – оно на шинах.
Зона, охваченная защитой, ограничивается местами установки трансформаторов тока всех присоединений секции. В этом она похожа на дифференциальную защиту шин, реализованную классическим образом. При срабатывании ЛЗШ формируется сигнал запрета АВР на поврежденную секцию.
Надежность ЛЗШ
В отличие от других защит, ЛЗШ редко срабатывает при проверках РЗА персоналом электролабораторий. При работе на отходящих присоединениях сигнал блокировки, хоть и поступает на входы терминалов линий питания, но вреда не приносит. Возможен только отказ в работе при совпадении фактора наличия проверочного тока на отходящем фидере и реальном КЗ на шинах, но вероятность такого казуса невелика.
При проверке РЗА питающей линии тем более ничего не произойдет. Если на шины приходит питание через секционный выключатель или другую линию питания, то их логические защиты работают независимо от проверяемой линии питания, достучаться до них оттуда нереально.
Этим ЛЗШ выгодно отличается от дифференциальных защит, работая в зоне действия которых можно ошибочно устроить масштабную техногенную аварию.
Отказы в работе ЛЗШ связаны, в основном, с короткими замыканиями на выводах трансформаторов тока. Дифференциальные защиты шин определяют КЗ на них с помощью реле, установленных в каждой фазе. Любое из реле, сработав, даст команду на отключение. В случае же с ЛЗШ наоборот: если через трансформатор тока любой из фаз отходящего фидера пойдет ток КЗ, сформируется сигнал блокировки.
Поэтому, если при КЗ в комплектной ячейке дуга перескочит за выводы трансформатора, произойдет отказ ЛЗШ. И замыкание будет устранено только с выдержкой времени МТЗ питающего фидера.
На рисунке 1 приведена простейшая схема логической защиты шин в комплексе с МТЗ на вводе 10 кВ.
При КЗ на шинах или на отходящей линии пускается защита на вводе от питающего трансформатора (срабатывает реле KA).
МТЗ на вводе отстроена по времени от защит отходящих линий и действует на отключение выключателя в двух случаях:
– отказе защит или выключателя отходящей линии;
– коротком замыкании на сборных шинах.
Рисунок 1. Схема логической защиты шин
При коротком замыкании на любой отходящей линии (КЛ1 – КЛn) срабатывает токовое реле KA1 в ее схеме и токовое реле KA в схеме ввода. Контактами KA1 блокируется действие защиты на реле KL.
При КЗ на шинах срабатывает реле KA в схеме ввода и нет срабатывания ни одного из реле KA1 в схемах отходящих линий. Реле KL срабатывает и действует на отключение выключателя ввода с запретом АПВ.
Схема достаточно простая, но имеет ряд недостатков:
1. При выводе в проверку защиты любого присоединения разрывается вся цепь, защита выводится из работы.
2. Большое количество последовательно соединенных элементов снижает надежность схемы в целом. Нарушение контакта в любом токовом реле или в соединительных проводах приводит к отказу защиты.
Более удобна и надежна схема, приведенная на следующем рисунке. Токовые реле всех отходящих линий соединены параллельно. Для исключения случайного срабатывания защиты при проверках РЗА присоединений включается последовательно с контактами собственных выключателей. В данном случае реле KL выступает в роли блокирующего.
Рисунок 2. Схема логической защиты шин
Назначение:
— Защита обслуживающего персонала от травм и повреждений, вызванных открытой электрической дугой;
— Исключение разрушений в ячейках и секциях РУ;
— Сокращение времени обнаружения и ликвидации последствий дугового замыкания;
— Снижение затрат, связанных с нарушением электроснабжения.
Область применения:
— Распределительные устройства напряжением 0,4-35 кВ;
— Ячейки КРУ, КРУН, КСО;
— Комплектные трансформаторные подстанции (КТП), КТПСН и т.п..
Комплектация:
Устройство состоит из следующих объединенных между собой аппаратных компонентов:
— Центрального блока ДУГА-БЦ (с каналом для связи с АСУ RS-485/ВОЛС или иное, по выбору или предложению Заказчика);
— Блоки регистрации дуговых замыканий (БР).
Блок «ДУГА-БЦ»
Обеспечивает:
— Контроль исправности БР;
— Выполнение функций УРОВп и УРОВд с программным заданием выдержек времени;
— Формирование сигнала запрет АВР;
— Формирование сигнала «Сброс ФТД» (при невозвращении фототиристорных датчиков в исходное состояние);
— Диагностику и блокировку неисправного датчика;
— Контроль исправности цепей управления вводных и секционных выключателей, управляемых блоком;
— Селективное отключение выключателей вводов РУ, силовых трансформаторов, секционных, отходящих присоединений РУ.
— Непрерывную самодиагностику в течение всего времени работы
— Запись, просмотр, печать, сохранение и удаление диаграмм аварийных процессов;
— Ведение журнала событий с дискретностью 10мс;
Обладает:
— Встроенной функцией календаря и часов;
— Возможностью оперативного подключения к ПЭВМ;
— Возможностью включения в АСУ в качестве подсистемы нижнего уровня (интерфейс RS-485; ВОЛС, иной, по требованию Заказчика) с протоколом обмена ModBus.
Кроме этого, Блок Дуга-БЦ:
1. Работоспособен при перерывах питания продолжительностью до 0,5 с;
2. Обеспечивает готовность к работе после подачи оперативного тока в течение 0,25 с;
3. Не срабатывает ложно и не повреждается:
— при перерывах питания любой длительности с последующим его восстановлением;
— при подаче напряжения оперативного постоянного тока обратной полярности;
— при замыканиях на землю в цепях оперативного тока.
4. Имеет диапазон рабочей температуры от — 40 до + 55 °С;
5. Имеет срок службы — 15 лет;
6. Гарантийный срок эксплуатации – 10 лет.
Основные технические характеристики Блока «ДУГА-БЦ»
1. Напряжение питания:
— 220 В (+20/-60 %) постоянного, выпрямленного или переменного тока;
— 110 В (± 20 %) постоянного тока.
2. Напряжение питания дискретных входов: — 220 В постоянного тока; — 110 В постоянного тока.
З. Габаритные размеры (ШхВхГ) — 130х300х298 мм;
4. Масса — не более 6 кг.
Основные характеристики блоков регистрации дуговых замыканий (БР)
В устройстве могут быть использованы датчики следующих типов:
— волоконно-оптические датчики;
— фототиристорные датчики;
— клапанные датчики давления.
Характеристика
«ДУГА-О» | «ДУГА-Ф» | |
Число входов | 4 | 4 |
Тип датчика | Волоконно-оптические | Клапанные или фототиристорные |
Число выходов | 5 | 5 |
Тип выхода | Бесконтактный | Бесконтактный |
Время срабатывания | 15 ± 0,5 мс | Без задержки |
В блоках регистрации дуговых замыканий «ДУГА-О» и «ДУГА-Ф» предусмотрены:
— Четыре светодиодных индикатора с квитированием от местной кнопки; — Сигнализация об отсутствии оперативного питания или неисправности блока.
1. Габаритные размеры блоков (ШхВхГ) 115х110х53 мм.
2. Масса блока — не более 0,2 кг.
— Общее руководство по эксплуатации —
ДУГА-БЦ – Центральный общесекционный блок дуговой защиты.
ДУГА-Ф – Регистрационный блок дуговых замыканий с подключением фототиристорных или клапанных датчиков.
ДУГА-0 – Регистрационный блок дуговых замыканий с подключением волоконно-оптических датчиков.
НАПРАВИТЬ ЗАПРОС