Общие сведения

Освещенность — это световая величина, которая определяет количество света, попадающего на определенную площадь поверхности тела. Она зависит от длины волны света, так как человеческий глаз воспринимает яркость световых волн разной длины, то есть разного цвета, по-разному. Освещенность вычисляют отдельно для волн разной длины, так как люди воспринимают свет с длиной волны в 550 нанометров (зеленый), и цвета, находящиеся рядом в спектре (желтый и оранжевый), как самые яркие. Свет, образуемый более длинными или короткими волнами (фиолетовый, синий, красный) воспринимается, как более темный. Часто освещенность связывают с понятием яркости.

Освещенность обратно пропорциональна площади, на которую падает свет. То есть, при освещении поверхности одной и той же лампой, освещенность большей площади будет меньше, чем освещенность меньшей площади.

Разница между яркостью и освещенностью

ЯркостьОсвещенность

В русском языке слово «яркость» имеет два значения. Яркость может означать физическую величину, то есть характеристику светящихся тел, равную отношению силы света в определенном направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Также она может определять более субъективное понятие об общей яркости, которое зависит от многих факторов, например особенностей глаз того, кто смотрит на этот свет, или количества света в окружающей среде. Чем меньше света вокруг, тем ярче кажется источник света. Чтобы не путать эти два понятия с освещенностью стоит запомнить, что:

яркость

характеризует свет,
отраженный
от поверхности светящегося тела или посылаемый этой поверхностью;

освещенность

характеризует
падающий
на освещаемую поверхность свет.

В астрономии яркость характеризует как излучающую (звезды), так и отражающую (планеты) способность поверхности небесных тел и измеряется по фотометрической шкале звездных яркостей. Причем, чем ярче звезда, тем меньше величина ее фотометрической яркости. Самые яркие звезды имеют отрицательную величину звездной яркости.

Единицы измерения

Освещенность чаще всего измеряют в единицах СИ люксах

. Один люкс равен одному люмену на квадратный метр. Те, кто предпочитают метрическим единицам имперские, используют для измерения освещенности
фут-канделу
. Часто ее применяют в фотографии и кино, а также в некоторых других областях. Фут в названии используется потому, что одна фут-кандела обозначает освещенность одной канделой поверхности в один квадратный фут, которую измеряют на расстоянии одного фута (чуть больше 30 см).

Экспонометр «Сверловск-4», сделанный в СССР в 80-x

Фотометр

Фотометр — это устройство, которое измеряет освещенность. Обычно свет поступает на фотодетектор, преобразуется в электрический сигнал и измеряется. Иногда встречаются фотометры, которые работают по другому принципу. Большая часть фотометров показывают информацию об освещенности в люксах, хотя иногда используются и другие единицы. Фотометры, называемые экспонометрами, помогают фотографам и операторам определить выдержку и диафрагму. Кроме этого фотометры используют для определения безопасной освещенности на рабочем месте, в растениеводстве, в музеях, и во многих других отраслях, где необходимо знать и поддерживать определенную освещенность.

Шкала освещенности в люксах

Чтобы ориентироваться в стандартах освещенности было удобно, можно использовать специальную шкалу освещенности в люксах. Визуализировать её можно с помощью таблицы, в которой указано, сколько люксов света должно быть в том или ином помещении:

Вид описанной деятельностиРекомендуемая освещенность в люксах
Зоны с темной окружающей обстановкой с открытым доступом20; 30; 50
Кратковременное освещение, предоставляемое посетителям дороги50; 75; 100
Площадки, не предполагающие постоянной работы на них100; 150; 200
Работы, в которых визуальные критерии ограничены (например, конференц-залы)200; 300; 500
Работы со средними визуальными критериями (офисы, фабрики и т. д.)500; 700; 1000
Процессы, имеющие высокие визуальные критерии1000; 1500; 2000
Длительные процессы, требующие точности (например, сборка механизмов)2000; 3000; 5000
Сверхточные процессы (работа с микроэлектроникой и т. д.)5000; 7500; 10000
Узконаправленная деятельность, требующая высокой точности (хирургические операции и т. д.)10000; 15000; 20000

Вам это будет интересно Особенности ватта и вольта
Обратите внимание! Глядя на таблицу, становится ясно, что наиболее требовательными к освещению являются кабинеты, в которых важна точность действий. Ошибки в таких процессах фатальны, поэтому вопрос мощности осветительных приборов в данном случае стоит остро.

Освещенность в фото- и видеосъемке


Видеосъемка

В большинстве современных камер имеются встроенные экспонометры, упрощающие работу фотографа или оператора. Экспонометр необходим для того, чтобы фотограф или оператор могли определить, сколько света нужно пропустить на пленку или фотоматрицу в зависимости от освещенности снимаемого объекта. Освещенность в люксах преобразуется экспонометром в возможные комбинации выдержки и диафрагмы, которые потом выбираются вручную или автоматически, в зависимости от того, как настроена камера. Обычно предлагаемые комбинации зависят от настроек в камере, а также от того, что фотограф или оператор хочет изобразить. В студии и на съемочной площадке часто используют внешний или встроенный в камеру экспонометр, чтобы определить, достаточно ли освещения обеспечивают используемые источники света.

Для получения хороших фотографий или видеоматериала в условиях плохого освещения на пленку или фотоматрицу должно попасть достаточное количество света. Этого не трудно добиться с помощью фотоаппарата — нужно только установить правильную экспозицию. С видеокамерами дело обстоит сложнее. Для видеосъемки высокого качества обычно нужно устанавливать дополнительное освещение, иначе видео будет слишком темным или с сильным цифровым шумом. Это не всегда возможно. Некоторые видеокамеры специально разрабатывают для съемки в условиях слабой освещенности.

Камеры, предназначенные для съемки в условиях слабой освещенности

Камера и объектив для сотового телефона

Есть два вида камер для съемок в условиях слабой освещенности: в одних используется оптика более высокого уровня, а в других — более совершенная электроника. Оптика пропускает больше света в объектив, а электроника лучше обрабатывает даже тот малый свет, что попадает в камеру. Обычно именно с электроникой связаны проблемы и побочные эффекты, описанные ниже. Светосильная оптика позволяет снять видео более высокого качества, но ее недостатки — дополнительный вес из-за большого количества стекла и значительно более высокая цена.

Объектив и фотоматрица типа ПЗС 1/1,7 дюймов (7,60 x 5,70 мм) для компактной камеры

Кроме этого, на качество съемки влияет установленная в видео- и фотокамерах одноматричная или трехматричная фотоматрица. В трехматричной матрице весь поступающий свет делится с помощью призмы на три цвета — красный, зеленый и синий. Качество изображения в темных условиях лучше в трехматричных камерах, чем в одноматричных, так как при прохождении через призму рассеивается меньше света, чем при его обработке фильтром в одноматричной камере.

Существует два основных вида фотоматриц — на приборах с зарядовой связью (ПЗС) и выполненные на основе КМОП-технологии (комплементарный металлооксидный полупроводник). В первом обычно установлен датчик, на который поступает свет, и процессор, который обрабатывает изображение. В КМОП-матрицах датчик и процессор обычно объединены. В условиях недостаточного освещения камеры с ПЗС-матрицами обычно дают изображение лучшего качества, а достоинства КМОП-матриц в том, что они дешевле и потребляют меньше энергии.

Полноформатная фотоматрица типа КМОП размером 24 x 36 мм для профессиональной цифровой зеркальной камеры Canon 5D Mark II

Размер фотоматрицы также влияет на качество изображения. Если съемка происходит с малым количеством света, то чем больше матрица — тем лучше качество изображения, а чем меньше матрица — тем больше проблем с изображением — на нем появляется цифровой шум. Большие матрицы устанавливают в более дорогих камерах, и для них необходима более мощная (и, как следствие — тяжелая) оптика. Фотокамеры с такими матрицами позволяют снимать профессиональное видео. Например, в последнее время появился ряд фильмов полностью снятых на такие камеры как Canon 5D Mark II или Mark III, у которых размер матрицы — 24 x 36 мм.

Производители обычно указывают, в каких минимальных условиях может работать камера, например при освещенности от 2 люкс. Эта информация не стандартизирована, то есть производитель решает сам, какое видео считать качественным. Иногда две камеры с одним и тем же показателем минимальной освещенности дают разное качество съемки. Альянс отраслей электронной промышленности EIA (от английского Electronic Industries Association) в США предложил стандартизированную систему определения светочувствительности камер, но пока он используется только некоторыми производителями и не принят повсеместно. Поэтому часто, чтобы сравнить две камеры с одинаковыми световыми характеристиками, нужно испробовать их в действии.

На данный момент любая камера, даже рассчитанная на работу в условиях низкой освещенности, может давать картинку низкого качества, с высокой зернистостью и послесвечением. Чтобы решить некоторые из этих проблем возможно предпринять следующие шаги:


Если света недостаточно и объект статичный, лучшие результаты получаются, если установить камеру на штатив

  • Снимать на штативе;
  • Работать в ручном режиме;
  • Не использовать режим переменного фокусного расстояния, а вместо этого перенести камеру как можно ближе к объекту съемки;
  • Не использовать автоматическую фокусировку и автоматический выбор ISO — при большей величине ISO увеличивается шум;
  • Снимать с выдержкой в 1/30;
  • Использовать рассеянный свет;
  • Если нет возможности установить дополнительное освещение, то использовать весь возможный свет вокруг, например уличные фонари и лунный свет.

Несмотря на отсутствие стандартизации о чувствительности камер к освещенности, для ночной съемки все равно лучше выбрать камеру, на которой указано, что она работает при 2 люкс или ниже. Также следует помнить, что даже если камера действительно хорошо снимает в темных условиях, ее чувствительность к освещенности, указанная в люксах — чувствительность к свету, направленному на объект, но камера на самом деле получает свет, отраженный от объекта. При отражении часть света рассеивается, и чем дальше камера от объекта — тем меньше света попадает в объектив, что ухудшает качество съемки.

Как перевести люксы в люмены

Люксы и люмены дюже зачастую путают. Эти величины применяются для измерения освещенности и светового потока, соответственно, и их нужно различать. Величина светового потока характеризует источник света, а ярус освещенности – состояние поверхности, на которую попадает свет. Для измерения освещенности применяется единица измерения люкс (Лк), а для колляции источника света используется люмен (Лм).


Вам понадобится

  • – калькулятор.

Инструкция

1. Согласно определения, освещенность в один люкс создает источник света со световым потоком в один люмен, если он равномерно освещает поверхность площадью один квадратный метр. Следственно, для перевода люменов в люксы воспользуйтесь формулой:Клюкс = Клюмен / Км?Дабы перевести люксы в люмены, примените формулу:Клюмен = Клюкс * Км?,где:Клюкс – освещенность (число люкс);Клюмен – величина светового потока (число люмен);Км? – освещаемая площадь (в квадратных метрах). 2. При расчетах рассматривайте, что освещение должно быть равномерным. На практике это обозначает, что все точки поверхности обязаны быть равноудалены от источника света. При этом, свет должен попадать на все участки поверхности под одним и тем же углом. Также учтите, что на поверхность должен попадать каждый излучаемый источником света световой поток. 3. Если источник света близок по форме к точечному, то равномерного освещения дозволено добиться только на внутренней поверхности сферы. Впрочем, если светильник довольно удален от освещаемой поверхности, а сама поверхность касательно ровная и имеет небольшую площадь, то освещенность дозволено считать фактически равномерной. «Блестящим» примером сходственного источника света дозволено считать светило, которое за счет большой удаленности является примерно точечным источником света. 4. Пример: В центре кубической комнаты высотой 10 метров расположена лампа накаливания мощностью 100 Вт.Вопрос: какова будет освещенность потолка комнаты?Решение: лампа накаливания мощностью 100 Ватт создает световой поток приблизительно равный 1300 люмен (Лм). Данный поток распределяется на шесть равных поверхностей (стены, пол и потолок) всеобщей площадью 600 м?. Следственно их освещенность (средняя) составит: 1300 / 600 = 2,167 Лк. Соответственно, средняя освещенность потолка будет также равной 2,167 Лк. 5. Для решения обратной задачи (определения светового потока при заданной освещенности и площади поверхности) легко умножьте освещенность на площадь. 6. Впрочем на практике, световой поток, создаваемый источником света, так не рассчитывается, а измеряется с поддержкой особых приборов – сферических фотометров и фотометрических гониометров. Но потому что множество источников света имеют типовые колляции, то для фактических расчетов воспользуйтесь дальнейшей таблицей:Лампа накаливания 60 Вт (220 В) – 500 Лм.Лампа накаливания 100 Вт (220 В) – 1300 Лм.Люминесцентная лампа 26 Вт (220 В) – 1600 Лм.Натриевая газоразрядная лампа (уличная) – 10000…20000 Лм. Натриевые лампы низкого давления – 200 Лм/Вт.Светодиоды – порядка 100 Лм/Вт.Светило – 3,8 * 10^28 Лм. 7. Лм/Вт – показатель результативности источника света. Так, скажем, светодиод мощностью 5 Вт обеспечит световой поток в 500 Лм. Что соответствует лампе накаливания, потребляющей мощность 60 Вт!

При расчете числа потребленной электроэнергии принято применять представление «киловатт-часы ». Эта величина является фактическим расходом электроэнергии прибором мощностью N киловатт за число часов X.

Инструкция

1. Для начала разберитесь, какую именно величину вам необходимо принять во внимание. Дело в том, что дюже зачастую при расчете электроэнергии представление киловатт-часы и киловатты путают. Правда киловатты — это мощность (то есть число потребляемой прибором энергии), а киловатт-час — это число потребленного времени в час. 2. Примите к сведению, что данные о потребленной энергии на электрическом счетчике указываются в киловаттах. Дабы перевести их в ватты, умножьте число киловатт на одну 1000. Таким образом, 1 киловатт * 1000 = 1000 ватт. 3. Потому что ватт-часы либо киловатт-часы – это число ватт за определенный интервал времени, для проведения расчетов нужно знать, за какой интервал времени взята цифра. Поделите число ватт-часов на число часов, за тот, что производится расчет. 4. Скажем, вам вестимо, что за месяц (30 дней) расход электроэнергии по приборам учета составляет 72 киловатт/часа. Умножаем данную цифру на 1000. Дабы получить число ватт. 68,4*1000=68400 ватт/часа. Сейчас поделим полученную цифру на 720. Именно столько часов в одном месяце (30*24=720). 68400/720=95 ватт. Выходит, что в течение месяца непрерывно горела одна электрическая лампа мощностью 95 ватт. 5. Помните, что эти данные будут носить приблизительный усредненный нрав, если вы изготавливаете всеобщий расчет. Тут нереально выделить один определенный электроприбор. Данная формула не рассматривает также потери энергии. Для расчета мощности ватт для отдельного прибора нужно подключить его к сети в единичном экземпляре, оставив включенным в течение часа. Полученная цифра и будет являться желанной величиной. Скажем, если в сеть был включен электроутюг. Потребив за один час 1500 ватт/час, потребляемая мощность данного прибора будет составлять именно 1500 ватт.

Экспозиционное число


Одна и та же фотография с разными экспозиционными числами

Экспозиционное число

(англ. Exposure Value, EV) — целое число, характеризующее возможные комбинации
выдержки
и
диафрагмы
в фото, кино- или видеокамере. Все сочетания выдержки и диафрагмы, при которых на пленку или светочувствительную матрицу попадает одинаковое количество света, имеют одинаковое экспозиционное число.

Несколько комбинаций выдержки и диафрагмы в камере при одном и том же экспозиционном числе позволяют получить примерно одинаковое по плотности изображение. Однако изображения при этом будут различными. Это связано с тем, что при разных значениях диафрагмы глубина резко изображаемого пространства будет различной; при разных значениях выдержки изображение на пленке или матрице будет находиться разное время, в результате чего оно будет в разной степени смазано или совсем не смазано. Например, сочетания f/22 — 1/30 и f/2.8 — 1/2000 характеризуются одним и тем же экспозиционным числом, но первое изображение будет иметь большую глубину резкости и может оказаться смазанным, а второе будет иметь малую глубину резкости и, вполне возможно, совсем не будет смазанным.


На левом снимке за счет длинной выдержки подчеркнуто движение воды, в то время как на правом снимке за счет относительно короткой выдержки движение не так заметно и вода изображена резко

Бóльшие значения EV используются, если объект съемки лучше освещен. Например, экспозиционное число (при светочувствительности ISO 100) EV100 = 13 можно использовать при съемке ландшафта, если на небе имеется облачность, а EV100 = –4 годится для съемки яркого полярного сияния.

По определению,

EV = log2 (N

2/
t
)

или

2EV = N

2/
t
, (1)

    где
  • N
    — диафрагменное число (например: 2; 2,8; 4; 5,6, и т. д.)
  • t
    — выдержка в секундах (например: 30, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/30, 1/100, и т. д.)


Зависимость глубины резкости от величины диафрагмы при одном и том же экспозиционном числе

Например, для комбинации f/2 и 1/30, экспозиционное число

EV = log2(22/(1/30)) = log2(22 × 30) = 6.9 ≈ 7.

Это число может быть использовано для съемки ночных сцен и освещенных витрин. Комбинация f/5.6 с выдержкой 1/250 дает экспозиционное число

EV = log2 (5.62/(1/250)) = log2 (5.62 × 250) = log2 (7840) = 12.93 ≈ 13,

которое можно использовать для съемки пейзажа с облачным небом и без теней.

Следует отметить, что аргумент логарифмической функции должен быть безразмерным. В определении экспозиционного числа EV игнорируется размерность знаменателя в формуле (1) и используется только численное значение выдержки в секундах.


Одинаковое экспозиционное число 12 установлено на пленочной камере Зенит-ЕТ и цифровой камере Canon 5D Mark II

Взаимосвязь экспозиционного числа с яркостью и освещенностью объекта съемки

Определение экспозиции по яркости света, отраженного от объекта съемки


Определение экспозиции путем измерения люксметром отраженного от объекта съемки света

При использовании экспонометров или люксметров, измеряющих отраженный от объекта съемки свет, выдержка и диафрагма связаны с яркостью объекта съемки следующим соотношением:

N

2/
t
=
LS
/
K
(2)

Здесь

  • N
    — диафрагменное число;
  • t
    — выдержка в секундах;
  • L
    — усредненная яркость сцены в канделах на квадратный метр (кд/м²);
  • S
    — арифметическое значение светочувствительности (100, 200, 400, и т. д.);
  • K
    — калибровочный коэффициент экспонометра или люксметра для отраженного света; Canon и Nikon используют K = 12.5.

Из уравнений (1) и (2) получаем экспозиционное число

EV = log2 (LS

/
K
)

или

2EV = LS

/
K
При K

= 12,5 и ISO 100, имеем следующее уравнение для яркости:

2EV = 100L

/12.5 = 8
L
L

= 2EV/8 = 2EV/23 = 2EV–3.

Эта формула используется в конвертере для преобразования экспозиционного числа в кд/м² и наоборот.

Определение экспозиции по освещенности объекта съемки (падающий свет)


Определение экспозиции путем измерения люксметром света, падающего на объект съемки

При использовании экспонометров или люксметров, измеряющих падающий на объект съемки свет, выдержка и диафрагма связаны с освещенностью объекта съемки следующим соотношением:

N

2/
t
=
ES
/
C
,

где

  • N
    — диафрагменное число;
  • t
    — выдержка в секундах;
  • E
    — усредненная освещенность сцены, измеренная в люксах;
  • S
    — арифметическое значение светочувствительности (100, 200, 400, и т. д.);
  • C
    — калибровочный коэффициент экспонометра или люксметра для отраженного света; обычно используется C = 250.

При C = 250 and ISO 100, получаем следующую зависимость экспозиционного числа от освещенности объекта съемки:

2EV = ES

/
C
= 100/250
E
= 0.4 ×
E
E

= 2.5 × 2EV.

Эта формула используется в конвертере освещенности для преобразования экспозиционного числа в люксы и наоборот.

Следует отметить, что если посмотреть на таблицу соответствия экспозиционных чисел и яркости (для ISO 100 и K = 12.5) и освещенности (для ISO 100 и C = 250) объекта съемки, можно подумать, что она допускает прямое преобразование кд/м² в люксы и наоборот. Однако это не так, поскольку в люксах измеряется освещенность, то есть, количество света, падающее на поверхность, в то время как канделы на кв. метр используются для измерения яркости объекта, то есть, отраженного от поверхности объекта света. Количество отраженного света, то есть, яркость объекта, определяется свойствами поверхности объекта и ее текстурой. Например, поверхность, покрытая черным бархатом, может быть освещена очень ярким источником света, но при этом иметь очень низкую яркость. В то же время, белый автомобиль с глянцевой поверхностью может иметь большую, чем черный бархат, яркость при более слабом освещении. Фотографы знают, как трудно снять модель в черном бархатном платье на фоне белого автомобиля и наоборот, модель в белом свадебном платье на фоне черного автомобиля.

Пример условий освещения, при которых это экспозиционное число можно использовать

Конвертер яркостиКонвертер освещённостиПример условий освещения, при которых это экспозиционное число можно использовать
EVкд/м²fLлкфут·кд
-40,0080,00230,1560,015Яркое полярное сияние
-30,0160,00460,3130,029Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна
-20,0310,00910,6250,058Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна
-10,0630,0181,250,116Пейзаж при освещении лунным светом, полная луна, легкая облачность
00,1250,0362,50,232Плохо освещенное помещение
10,250,07350,465Здания вдали или пейзаж с силуэтами на фоне неба при слабом
20,50,146100,929Здания вдали при искусственном освещении
310,292201,86Архитектура при искусственном освещении
420,584403,72Рождественская елка или улицы, освещенные фонарями
541,17807,43Автомобили ночью
682,3316014,9Витрины ночью
7164,6732029,7Ночные улицы
8329,3464059,5Ночные улицы с ярким искусственным освещением
96418,71280119Пожары, костры, спорт при искусственном освещении
1012837,42560238Неоновая реклама
1125674,75120476Пейзажи сразу после заката
1251214910240951Пейзажи во время заката или при сильной сплошной облачности
131024299204801903Пейзажи перед закатом
142048598409603805Пейзажи при солнечном свете и сильно загрязненной атмосфере (дымом пожаров или выхлопными газами)
1540961195819207611Пейзажи при хорошем солнечном освещении
168192239116384015221Снежные пейзажи или пустыня при солнечном освещении

Подробнее об экспозиционном числе.

Освещенность и музейные экспонаты


Статуя в Версальском дворце, Франция

Скорость, с которой ветшают, выцветают и иным образом портятся музейные экспонаты, зависит от их освещенности и от силы источников света. Сотрудники музеев измеряют освещенность экспонатов, чтобы убедиться, что на экспонаты попадает безопасное количество света, а также и для того, чтобы обеспечить достаточно света для посетителей, чтобы они могли хорошо рассмотреть экспонат. Освещенность можно измерить фотометром, но во многих случаях это бывает нелегко, так как он должен находиться как можно ближе к экспонату, а для этого часто необходимо убрать защитное стекло и выключить сигнализацию, а также получить на это разрешение. Чтобы облегчить задачу, работники музея часто пользуются фотоаппаратами как фотометрами. Конечно, это не замена точным измерениям в ситуации, где найдена проблема с количеством света, который попадает на экспонат. Но для того, чтобы проверить, нужна ли более серьезная проверка с фотометром, фотоаппарата вполне достаточно.

Экспозиция определяется фотоаппаратом на основе показаний об освещенности, и, зная экспозицию, можно найти освещенность, проделав ряд несложных вычислений. В этом случае сотрудники музеев пользуются либо формулой, либо таблицей с переводом экспозиции в единицы освещенности. Во время вычислений не стоит забывать, что камера поглощает часть света, и учитывать это в конечном результате.

Садоводы знают, что разные растения требуют разное количество света; для оценки освещенности растений можно использовать люксметры

Люксы: показатель освещенности

Перед покупкой лампы стоит определиться с необходимым количеством света. Она может понадобиться для рабочего стола, лаборатории или же просто личной комнаты. В случае неправильного выбора освещение будет слишком мрачным или же, наоборот, слепить глаза. От люксов зависит освещенность рабочих поверхностей – полов в торговых центрах, рабочих столов в офисах или досок в учебных классах.

Как вычислить подходящее количество люксов?

Четкий ответ на этот вопрос можно сформулировать, используя СП 52.13330.2016. Можно описать все более кратко. Для:

  • торговых залов в супермаркетах – 500 люкс;
  • косметических кабинетов – 500 люкс;
  • учебных классов – 500 люкс;
  • медицинских кабинетов – 500 люкс;
  • офисов – 400 люкс;
  • выставочных залов – 300 люкс;
  • залов заседаний – 200 люкс;
  • обеденных залов – 200 люкс;
  • кладовых – 75 люкс;
  • коридоров жилых домов – 50 люкс;
  • лестничных площадок – 20 люкс.

Измерение освещенности осуществляется с использованием специальных приборов, один из которых – люксметр. Он помогает определить точный показатель значения освещенности.

Световой поток от люменов

Все источники света имеют свои световые потоки. Если упростить определение, то световым потоком называют количество света, которое дает лампа в единицу времени. На каждой современной лампе производитель обозначает показатель светового потока. Для измерения используются Люмены, сокращенная запись – Лм или Lm.

На упаковке зафиксировано значение светового потока лампы – 470 лм. Главное –помнить о том, что лампы с одинаковыми мощностями, но изготовленные по технологиям разных изготовителей, имеют разный световой поток. Именно об этом гласит упаковка.

Направление силового потока с помощью светильника

Если определенный участок на лампе закрыть или закрасить, та сторона не сможет пропустить поток света. В результате произойдет уменьшение светового потока. В случае расположения зеркала напротив лампы световой поток будет направлен в противоположную сторону.

Благодаря светильнику возможно перенаправление и распределение световых потоков от лампы. Людям, которые не имеют профессиональных знаний в этой сфере, достаточно понять, что светильники могут «съедать» часть света, если снаружи присутствует покрытие или просто недостаточно прозрачная поверхность.

Практически всегда матовое стекло немного ослабляет свет лампы, но делает его более приятным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]