Три шага до скульптуры
Замысел
Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.
Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!
Эскиз
Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.
Определяемся с размерами будущей скульптуры
Масштабная модель
Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.
Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.
Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.
Совет.
Порой элемент замечательно выглядит на крохотной модели, а увеличенным не смотрится. Чтобы такого избежать, старайтесь подбирать размер модели в масштабе порядка 1:5. Скажем, для метровой скульптуры модель в 20 см самое то.
Для чего нужна модель? Поясним на примере.
Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).
Перенос рисунка по клеточкам
Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.
Рекомендую: Как сделать декоративную отделочную плитку из гипса своими руками
Скульптуры для начинающих
Тем, кто никогда не делал своими руками фигур из бетона, можно начать с простейшего – самостоятельно изготовить бетонный грибок. Раскрашенный яркими красками, он будет уместен и на садовом участке, и на детской площадке, и возле подъезда многоквартирного дома.
Бетон для поделки должен быть как масло: не таким жидким, чтобы стекал, но не настолько густым, чтобы из него можно было лепить.
Грибок – самая простая скульптура из бетона для начинающих.
Если работа будет производиться летом, то для шляпки гриба рекомендуется сделать углубление в песке (лучше всего миской, напоминающей шляпку), положить на его дно лист лопуха. Лист придаст будущей скульптуре морщинки и неровности, напоминающие настоящую структуру шляпки. Если скульптура из бетона делается зимой, то можно просто обернуть подходящую миску целлофаном и залить бетоном. Примерно через полчаса в центр шляпки нужно вставить несколько гвоздей или кусок трубы, если шляпка очень большая. Это улучшит связку, сделает фигуру крепче. Теперь можно заняться ножкой, а готовое изделие оставить до полного высыхания.
Для ножки сначала изготавливаем форму: подойдет старый рубероид, линолеум, бутылка из пластика, любые другие, самые разные материалы, которые можно свернуть в трубку и наполнить раствором. В середину ножки тоже придется заглубить арматуру. Когда обе половинки высохнут, ножку гриба обсыпают мокрым песком, хорошо его утрамбовывая, заливают место стыка раствором, устанавливают шляпку. Через 3-4 дня простейшая скульптура готова. Осталось раскрасить ее и установить в нужном месте.
Как сделать фундамент для дома своими руками? Особенности заливки бетона. Что такое щебень? Подробнее>>
Как переносить размеры модели
Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.
Оно представляет две прямоугольные «беседки» из прутьев, с крышей в виде сетки, с натянутыми нитями или тонкой проволокой, или сварной сеткой. Называется такое приспособление — копировальная рамка. Маленькая ставится над моделью, а пропорционально увеличенная — в месте изготовления скульптуры. По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим. Сначала на каркас, затем и на скульптуру. Как это делать, понятно по рис. 2.
По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.
Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо, возвращать точно в то же место.
Скульптуры из гипса
Для изготовления изделия из гипса, необходимо иметь:
- Сухой гипс
- Вода
- Клей ПВА
- Влагостойкий клей
- Парафин или вазелин
- Просеянная глина
- Водостойкие краски (предпочтительно акриловые)
Гипс хорошо подходит для «клонирования» уже имеющихся скульптур. Сначала из глины и воды делается смесь, в которую будет вдавливаться уже имеющееся изделие. Регулируйте ее густоту, чтобы смесь была эластичной, не текла и не была слишком сухой. Сделайте слепок необходимого изделия с двух сторон и оставьте высыхать на сутки.
Не стоит ставить глиняные слепки на солнце – быстрое высыхание заставит глину лопаться, что приведет слепок в негодность. При возникновении мелких трещин можно замазывать их пластилином.
После высыхания глины необходимо приготовить гипсовый раствор консистенции густой сметаны. Чтобы фигурка могла Вас радовать гораздо дольше, замените 10-20% воды на клей ПВА – это сделает раствор гораздо крепче. Смажьте оба слепка изнутри парафином или вазелином (это поможет Вам без труда вытащить половинки скульптуры), после залейте туда гипс.
Оставьте гипс высыхать в теплом помещении на сутки. После обработайте неровности и шероховатости на стыках и соедините их водостойким клеем. После этого можно приступать к разукрашиванию фигурки.
Как сделать каркас скульптуры
Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.
Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.
«Первичный» скелет служит опорой для каркаса «вторичного», который:
- удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
- служит основой сетки удерживающей бетон;
- определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;
Вторичный каркас сгибаем из гладкой арматуры 6-8 мм, соединяем сваркой, скрутками из проволоки. Подойдет и «рифлёнка» А-II; А-III. Её труднее гнуть, но для относительно ровных деталей она ещё лучше.
В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.
В результате получаем проволочную скульптуру, размером на 2-6 см «худее» чем будущая бетонная.
Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).
Составляющие каркаса скульптуры
Укладка бетона на каркас
Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.
Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).
Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.
Рекомендую: Как сделать топиарий, зелёную скульптуру для сада или дачи
Готовим смесь для тела скульптуры (см. раздел «Бетон для лепки») и начинаем укладывать на каркас с самых простых мест.
Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.
За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.
Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.
Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.
Кроме того, для шаблонов и штампов иногда подходят самые разнообразные предметы. Скажем фактуру, имитирующую короткую шерсть можно сделать короткой жесткой кистью, борозды «под кору» продавить частым гребнем, а шерсть животного — металлической расческой.
Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.
Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком
Совет.
На вертикальных и «обратных» поверхностях бетон толще 2-2,5 см не держится. Нужный массив получают, укладывая смесь в несколько слоёв. При этом не торопитесь. Смесь через пол часа — час может показаться достаточно «прихватившейся» (особенно с добавкой гипса), а при укладке новой порции отвалиться целым пластом.
Другие фигуры из бетона
Если скульптура предполагается небольшого размера, то ее можно изготовить в мастерской, а если планируется большая конструкция – то лучше делать ее на месте установки.
Такие изделия могут быть разных размеров. Большие вполне заменят на садовом участке скульптуру. Маленькие могут украсить дом или квартиру. Для того чтобы своими руками сделать из бетона интересную форму, потребуются:
- спрей для бетона. Он стоит дорого, поэтому вместо него можно купить антипригарный спрей для кухни;
- емкость для формы. Важно: если готовый вазон из формы не извлекается, ее придется разбить. Вот почему не рекомендуется использовать для создания статуй эксклюзивные сосуды;
- стержень для уплотнения бетона.
Простые технологии изготовления мало отличаются от предыдущей. Форму взбрызгивают антипригарным спреем, заливают раствором, утрамбовывая его металлическим прутом так, чтобы вышли все воздушные пузырьки. После высыхания вазон извлекается из формы и раскрашивается. Отлично смотрятся вазоны, выполненные в форме скульптур. Для их производства в качестве форм можно использовать фигурные пустотелые сосуды: пластиковые или стеклянные бутылки разных форм.
Окончательная отделка скульптуры
Отделку поверхности смеси начинаем уже на следующий день после укладки. Бетон ещё не набрал прочность и его можно резать хоть ножом. Это последняя возможность исправить допущенные огрехи без особого труда.
Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.
Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.
Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф — лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную — обычной шкуркой.
Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.
Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.
Удаление материала
Метод удаления может быть применен практически к любому материалу, и это классический подход, используемый для деревянной скульптуры, каменной (наиболее распространенным материалом является мрамор, а так же гранит) и даже для металлов, отлитых в слитки. Тотемные столбы являются прекрасным примером деревянных скульптур, тогда как древние греки и римляне использовали мрамор.
Скульптуры из дерева
Древесину относительно легко обработать стальным инструментом. Современные технологии помогают нам быстро обработать дерево с помощью токарных или ЧПУ станков. Потом художник мог проработать детали и довести поверхность вручную. Недостаток древесины в маленьком сроке службы по сравнению с другим материалом, но в некоторых моментах старение может добавить привлекательности.
Мрамор
Материал (который по существу является карбонатом кальция) сложный для обработки. Учитывая ценность материала, большинство скульпторов создавали глиняные модели, затем предформы, и пытались находить правильные пропорции и текстуры, прежде чем начать работу с куском мрамора.
Современные технологии помогают нам обработать формы машинами с водяными струями (универсальные и медленные), либо алмазными инструментами (менее универсальные и быстрые). Это мягкий камень, с ним легче работать, чем с остальными. У мрамора широкий спектр доступных цветов.
Мрамор долговечен, но не слишком и растворим в воде. Никогда не делайте фонтаны из мрамора или травертина
Гранит
Материал, который гораздо труднее обработать, чем мрамор благодаря устойчивости к истиранию и абразивной структуре. При работе с камнем единственной альтернативой является абразивная резка и обработка. Скульптура из этого материала прослужит очень долго. Материал устойчив к климатическим изменениям и воде, но он гораздо дороже мрамора. По всему миру есть карьеры, где добывают гранит, и разнообразие этого материала впечатляет. Современная обработка выполняется алмазным инструментом.
Металлы
Практически любой металл может быть обработан из слитка. Это обычный способ изготовления статуй из титана, никелевых сплавов, стали, меди, бронзы, латуни, серебра, золота. После литья металл можно деформировать процессом ковки, а затем доработать вручную. Высококачественные компоненты для критически важных применений обычно кованые, термически обработанные для формования на ЧПУ. То же самое можно сделать и для статуи. Если у Вас есть деньги, что бы позволить себе это. Представьте себе красивую статую титана. Практически бессмертный, блестящий и со слегка желтоватым блеском.
Состав бетона
Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.
Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).
Рекомендую: Как сделать декоративную отделочную плитку из гипса своими руками
Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.
Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.
В качестве пластификаторов, уменьшающих потребность бетона в воде, используем клей КМЦ и (или) ПВА эмульсию. Они хороши еще и тем, что КМЦ повышает вязкость бетона, а ПВА увеличивает адгезию («прилипаемость»). Так же можно добавлять специальные пластификаторы для бетонов.
В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.
Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.
Один из вариантов состава скульптурного бетона:
№ пп | Наименование | Количество | Примечания | |
В объёмных долях | В кг на м³ смеси | |||
1 | Цемент ПЦ М500 | 12 | 260 | Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка |
2 | Мытый песок | 22 | 520 | |
3 | Щебень фракции 3-5 мм | 39 | 990 | |
4 | Вода | 8 | 110 | |
5 | Известь гашёная | 5 | 70 | |
6 | Глина | 5 | 120 | для декоративного бетона каолиновая |
7 | Фибра полипропиленовая 6-10 мм | 6 | 25 | Для нижних слоев |
8 | Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь | 2 | 20 | Не используется с быстротвердеющим цементом |
9 | КМЦ | 0,5 | 3 | |
10 | ПВА | 0,5 | 9 | |
11 | Цветные пигменты | До получения нужного оттенка | ||
Итого: | 100 | 2127 |
КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.
По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.
Садовая скульптура своими руками
Каждый владелец садового участка мечтает отличаться и выделяться оригинальным дизайном около дома. В этом деле отлично помогает декоративное украшение как садовые скульптуры, тем более, что сейчас их можно изготовить самостоятельно из подручного материала.
Создавать и творить своими руками — это отличный способ расслабления и проявления фантазии. Можно сделать скульптуры своими руками, которые будут радовать глаз долгие годы украшая сад.
И не обязательно сразу с первого изделия ожидать произведение искусства, в этом деле важна практика и вложенная душа. Материал может быть абсолютно любой, некоторые предпочитают классические прочные изделия, а у других появляется желание творить и из пластика, старых шин и бутылок.
В любом из вариантов главное соблюдать технику безопасности и не переборщить с количеством статуй. Ведь иногда важно не большое число, а качество фигуры.