МЕЛКОЩИТОВЫЕ ОПАЛУБКИ

В процессе строительства масштабных сооружений из монолитного бетона переставная опалубка снискала особую популярность. Ее конструкция дает возможность выполнить оперативную разборку и монтаж опалубочной системы на новом месте. С помощью переставной опалубки можно в сжатые сроки осуществлять отливку широкого спектра разнообразных конструкций. Как правило, это фундаменты, несущие стены и перегородки, межэтажные перекрытия, колонны и пр. Ниже мы акцентируем внимание на этом более детально.

Разновидности разборно-переставной опалубки

В наши дни компании, специализирующиеся на строительстве жилых и промышленных зданий из монолитного железобетона, в зависимости от решаемых задач наиболее часто используют следующие разновидности разборно-переставной опалубки: крупнощитовую и мелкощитовую. Ключевым их различием являются габариты и сфера применения.

Мелкощитовая опалубка

Мелкощитовая переставная опалубка — фото

Ориентирована на отливку объектов из бетона небольших размеров. Отличается малой площадью щитов (не более 3 кв.м). Вес щитов не превышает 50 кг. Данный фактор позволяет выполнять их инсталляцию без привлечения грузоподъемной спецтехники. Как правило, разборно-переставная мелкощитовая опалубка используется при проведении работ внутри помещений. В частности, с ее помощью создают межкомнатные перегородки, небольшие элементы фундаментов, колонны и пр.

Данная разновидность опалубки довольно универсальна. Использование специальных соединительных элементов и дополнительных щитов позволяет без проблем увеличивать ее габариты. Кроме этого, инвентарная разборно-переставная мелкощитовая опалубка дает возможность профессионалам собирать пространственные блоки, используемые для отливки ступенчатых конструкций.

Крупнощитовая опалубка

Крупнощитовая переставная опалубка — фото

Используется для бетонирования масштабных конструкций большой высоты и протяженности. Отличается значительной площадью щитов, размер которых может варьироваться в диапазоне от 3 до 20 кв.м. Разборно-переставная крупнощитовая опалубка незаменима при возведении многоэтажек, цехов, ангарных помещений и прочих промышленных объектов. Все конструкционные элементы рассчитаны на огромное давление, оказываемое бетонной смесью, и отличаются повышенной надежностью. Большая площадь щитов ощутимо уменьшает время сборки конструкции и позволяет сократить время, необходимое на возведение объекта.

Разборно-переставная крупнощитовая опалубка ввиду своего значительного веса требует привлечение спецтехники как на этапе монтажа, так и разборки. При условии соблюдения правил установки и технического обслуживания, опалубочная система способна выдерживать свыше 500-та рабочих циклов!

Подъемно-переставная

Подъемно-переставная опалубка — фото

Имеет некоторую схожесть с крупнощитовыми системами. Однако способ ее установки кардинально отличается. Ниже мы остановимся на этом детальнее:

— В бетонную основу, на которой будут проводиться работы, по всему периметру интегрируют закладные из стали. Они служат для монтажа анкеров.

— Осуществляется сборка карты (масштабная часть опалубки, размером до 80 м.кв.). Карта служит для фиксации подмости с настилом и закрепления технологических лестниц.

— Далее с помощью грузоподъемной спецтехники карта перемещается к бетонной основе и фиксируется к ней посредством анкерных болтов.

— По этому же алгоритму осуществляется сборка прочих карт. После чего их фиксируют по периметру строения с внешней стороны.

— Как только с внешней частью будет покончено, мастера переходят к установке внутреннего контура.

— Осуществляется проверка правильности сборки опалубочной системы. Заливка бетонной смеси выполняется по всему периметру опалубки равномерно.

— При достижении бетоном необходимого уровня прочности, осуществляется разъединение карты и посредством подъемной техники выполняется перенос опалубки на новый уровень.

Подъемно-переставная опалубка является оптимальным решением для возведения многоэтажных строений. Благодаря тому, что ее перемещают на новое место в собранном виде, она обеспечивает существенное сокращение сроков строительных работ.

Блочные неразборные системы

Объемно-переставная опалубка блочного типа поставляется в виде заводских блок-форм либо же может собираться в единую систему из П- либо Г-образных элементов. Ввиду ее неразборной конструкции, перемещение опалубки на объект выполняется в собранном виде. Любые операции с ней осуществляются с привлечением грузоподъемной спецтехники. В коммерческом монолитном строительстве блок-формы приобрели заслуженную популярность при изготовлении разнообразных отдельно стоящих конструкций, начиная фундаментами и заканчивая колоннами.

Блочная объемно-переставная опалубка позволяет отливать бетонные изделия четко заданного размера и формы. Ввиду этого ее использование целесообразно только при изготовлении большого количества однотипных изделий.

Разборно-переставная опалубка

Устройство опалубки

§ 1. Виды опалубки и состав процесса

Опалубка вместе со вспомогательны­ми! устройствами служит для придания инструкции проектной формы, задан-лх размеров и положения в простран-Бетонную смесь укладывают в палубку и выдерживают в ней до за-ердения. Таким образом, опалубка име-временное назначение: ее снимают еле достижения бетоном требуемой

(распалубочной) прочности. В последнее время стали применять опалубку, ко­торая после бетонирования конструкции остается в ее теле в качестве монолитно связанной облицовки.

Различают следующие виды опалубки: разборно-переставную (в том числе блок-формы), передвижную катучую, гори­зонтально скользящую, тоннельную, подъемную переставную, подъемную скользящую, переставную объемную, опалубку-облицовку (несъемную) и пнев­матическую (рис. VII.2).

Конструкции опалубки, поддержива­ющих ее лесов или стоек, крепежных и других устройств должны быть жест­кими, прочными и устойчивыми, обес­печивать легкость установки и разборки, а также соответствовать классу точ­ности и принятым для возведения дан­ного сооружения способам армирова­ния, укладки и уплотнения бетонной смеси. Поверхность опалубки, непосред­ственно примыкающая к бетону, долж­на быть плотной, иметь малую с бето­ном адгезию и не иметь щелей, чтобы не вытекало цементное молоко.

Важнейшим показателем качества опа­лубки является ее оборачиваемость,

т. е. возможность многократного использова­ния. Применение инвентарной много-оборачиваемой опалубки из унифици­рованных элементов с модульным изме­нением размеров и укрупненных блоков способствует снижению трудоемкос-сти и стоимости опалубочных работ, ко­торые все еще остаются высокими. Опа­лубочные работы составляют 24—40 % трудовых затрат на возведение железо­бетонной конструкции. На опалубку рас­ходуется до 3 млн. м3 леса и около 150 тыс. т стали в год.

Для изготовления опалубки исполь­зуют доски из древесины II, III и IV сортов хвойных пород (допускается при­менение ольхи, осины, бука), водостой­кую фанеру, листовую и сортовую сталь, стеклопластик, гидрофобные древесно­стружечные и древесно-волокнистые плиты, армоцементные плиты, асбестоце-ментные листы и трубы, стальные тка­ные металлические сетки с ячейками 5×5 мм, воздухонепроницаемые обо­лочки, надувные баллоны, а также бе­тонные и железобетонные плиты-оболочки.

Щиты опалубки могут быть из одногоили нескольких материалов: деревянные, металлические, железобетонные, деревометаллические, стеклопластиковые сметаллическим каркасом и др. Поддерживающие конструкции выполняют из круглого леса, инвентарных стальных, деревянных или деревометаллических

Рис. VII.2. Виды опалубки:

а

— разборно-переставная;
б
— крупнощитовая;
в
— передвижная катучая — скользящая;
г
— подъемная переставная;
д
— подъемная скользящая;
е —
переставная объемная;
ж
— опалубка-облицовка; / — щиты опалубки;
2
— хомуты;
3 —
забетонированная часть конструкции;
4
— поддерживающие конструкции;
5
— ; тележки;
6
— катки; 7 — ограждение;
8
— подъемник;
9 —
рабочий настил;
10
— подвесные леса; // — дом-краты;
12
— домкратные стержни;
13
— стойка рамы;
14 —
рама;
15
— шарнирные тяги;
16
— плиты опалуо- : ки-облицовки;
Л
— арматурный каркас;
18
— анкерующие петли .j

стоек, рамных опор и труб. Приспособ­ления для крепления, подъема или пе­ремещения опалубки обычно делают из стали, в отдельных случаях — из де­рева или алюминия. Рабочие настилы и подмости изготовляют деревянными, инвентарные подмости — металлически­ми.

Для снижения сцепления бетона с опалубкой применяют смазки. Наибо­лее ‘распространены гидрофобизирую-щие смазки на основе минеральных ма­сел или солей жирных кислот. Эффек­тивны также комбинированные смазки, например ЭСО-ГИСИ. Через 1—4 обо­рота опалубку заново покрывают смаз­кой. Процесс нанесения смазки тру­доемкий; в нем занято двое рабо­чих.

До начала строительства выполняют технологическое проектирование: на­значают методы бетонирования конструк­ций, разрабатывают рабочие чертежи опалубки, поддерживающих лесов, под­мостей, а также устройств для их пере­мещения, составляют указания по экс­плуатации и разборке опалубки.

При проектировании железобетонных силосов, промышленных труб, башен и других специальных сооружений, тех­нологический процесс возведения кото­рых предусматривает использование ин­вентарной скользящей или подъемно-переставной опалубки, надо учитывать особенности технологии производства та­ких работ и не рекомендовать архитек­турно-строительные конструкции, за­трудняющие применение опалубки ука­занных типов.

Опалубку, леса и крепления рассчи­тывают на вертикальные и горизонталь­ные нагрузки. При этом собственный вес опалубки и лесов определяют по черте­жам; плотность свежеуложенной бетон­ной смеси принимают равной 2500 кг/м3; масса арматуры — в среднем 10 кН на 1 м3 железобетонной конструкции; на­грузки от людей и транспортных средств при расчете палубы и настилов — 25 МПа, кружал — 15 МПа и стоек-лесов, поддерживающих кружала, — 10 МПа; нагрузки от вибрирования бетонной смеси — 10 МПа.

Для определения бокового давления Р

от свежеуложенной бетонной смеси при расчете опалубочных конструкций вертикальных поверхностей рекомендует­ся пользоваться следующими данными. При уплотнении
глубинными вибрато­рами,
если высота слоя укладываемой смеси
h
меньше или равна радиусу
R
действия вибратора, а скорость бетони­рования
v
меньше 0,5 м/ч, то

P=ρh,

где р — плотность бетонной смеси. При v

;> 0,5 м/ч, А>1 м

Р = р(0,27v+0,78)k1k2

-где kx

— коэффициент, зависящий от подвижности смеси:
kx
= 0,8 для бето­нов с осадкой конуса OK = 0…2 см;
k1
= 1 для смесей с ОК = 4…6 см;
ki
= 1,2 для смесей с ОК = 8… 12 см;
k2
— коэффициент, учитывающий влия­ние температуры бетонной смеси:
k2
= = 1,15—для смесей с температурой 5…7°С;
k2 =
1 при 12…17°С;
k2
= = 0,85 при 28…32°С.

При уплотнении наружными вибра­торами,

если
v
< 4,5 м/ч и
h
=gC
2R,
Р = ph;

при v

^ 4,5 м/ч и
h >
2 м

Р

= р (0,27v + 0,78)
k1k2.
Прогиб элементов опалубки открытых лицевых поверхностей не должен пре­вышать 1/400 пролета, закрытых поверх­ностей — 1/250 пролета; просадка под­держивающих элементов и лесов не должна быть более 1/100 пролета кон­струкции.

При расчете подбирают наиболее не­выгодное сочетание нагрузок. Все тре­буемые нормативные данные по нагруз­кам, коэффициентам перегрузок (от 1 до 1,5), сопротивлению применяемых ма­териалов при изгибе, растяжении, сжа­тии и смятии приведены в СНиПах.

Стальную опалубку и приспособления к ней изготовляют на заводах металличе­ских конструкций или в механических мастерских строительных организаций. Дощатую и фанерную опалубку, эле­менты лесов и креплений делают в опа­лубочных цехах деревообрабатывающих комбинатов или в опалубочных мастер­ских. На строящийся объект маркиро­ванные комплекты опалубки и вспомо­гательных устройств доставляют авто­машинами или железнодорожным тран­спортом.

Монтаж опалубки начинают с органи­зации рабочей зоны, представляющей собой пространство у возводимой кон­струкции, в пределах которого распо­лагают подмости, элементы опалубки, инвентарь и машины. На разных уров­нях зоны для звеньев опалубщиков ор­ганизуют рабочие места, обеспечиваю­щие нужное положение рабочих и без­опасное ведение работ.

Легкую опалубку устанавливают спе­циализированные звенья плотников-опа­лубщиков. Крупнощитовую и крупно­панельную, блок-формы и железобетон­ные плиты-оболочки монтируют звенья опалубщиков-монтажников, использую­щих краны, лебедки и др.

Разборно-переставная опалубка

Разборно-переставную опалубку при­меняют при возведении массивов, фун­даментов, колонн,балок, прогонов, рам, плит, стен, бункеров, арок и т. д. Тех­нологический процесс устройства опа­лубки состоит в следующем. Щиты опа­лубки или собранные из них крупные опалубочные элементы устанавливают вручную или краном и закрепляют в проектном положении. После бетониро­вания и достижения бетоном прочности,

допускающей распалубливание, опалубку и поддерживающие устройства сни­мают, соблюдая определенную последо­вательность. Очистив и при необходи­мости отремонтировав опалубку, ее пе­реставляют на новую позицию.

Основные виды разборно-переставной опалубки — мелкощитовая, крупнощи­товая и блок-формы.

Мелкощитовую опалуб­ку (рис. VII.3) устанавливают вруч­ную два плотника.

Рис. VII.3. Элементы разборно-переставной мелкощитовой опалубки:

а

— дощатый щит на сшивных планках;
б
— щит из стального листа с каркасом из уголков;
в —
щит из водо­стойкой фанеры;
е —
стальной хомут;
д
— деревянный хомут; / — опалубка щита;
2 —
сшивная планка;
3
— стальной лист толщиной 2 мм; 4 — каркас из уголков; 5 — каркас из деревянных брусков;
6
— ветви хомута; 7 — клинья

Масса элемента этой опалубки — до 70 кг. Щиты опалубки изготовляют из обрезных или полуоб­резных досок толщиной 19…25 и шири­ной 150 мм на сшивных планках (рис. VII.3, а). Днища опалубки балок и прогонов выполняют из досок толщи­ной 35…40 мм. Обрезные доски реко­мендуется сплачивать в шпунт или чет­верть, а торцы досок палубы защищать стальными уголками. Щиты опалубки изготовляют также из стального листа, водостойкой фанеры толщиной 12… …16 мм и длиной до 1500 мм (рис. VI 1.3, б, в)

или стеклопластика. Хомуты де­лают из полосовой стали или деревян­ных брусков (рис. VII.3,
г, д).
Крупнощитовую опалубку устанавливают и разбирают кра­ном. Масса элемента опалубки — круп­норазмерной панели, цельной или собранной из унифицированных щитов (металлических, деревянных или ком­бинированных),—■ достигает 500 кг.

Примером крупнощитовой опалубки могут служить разработанные ЦНИЙОМТП Госстроя СССР унифици­рованная комбинированная опалубка (УК.О) и унифицированная стальная опа­лубка (УСО) типа «Монолит», рассчи­танные на 100—300-кратную оборачивае­мость (рис. VII.4, а).

Рис. VII.4. Опалубка типа «Монолит» и блок-форма:

I—

комплект стальной опалубки типа «Монолит»; б — деревометаллический щит опалубки УКО;
е
— деталь кимного устройства;
г
— общий вид блок-формы;
д
— схема размещения отжимных устройств; / — сталь-It лист толщиной 2 мм;
2 —
каркас из уголков;
3
— отверстия для крепей;
4
— соединительный уголок; 5 — латки из швеллеров;
6
— прокладки; 7 — стойки; 8 — тяга;
9
— упор;
10 —
клин; // — клямера;
12 —
унтованные доски;
13 —
диск;
14
— пружина;
15
— винт;
16
— гайки;
П
— панели опалубки;
18 —
гнез» да для отжимных винтов;
19
— подкосы;
20
— отжимные устройства

Щит опалубки У КО

(рис. VII.4,
б)
состоит из 23-миллиметровых строганых досок, собранных в шпунт. Его крепят к каркасу из уголков (63 X 40 X 4), имеющему ребра жесткости. Торцы до­сок защищены уголками (20 X 20 X 3). Высота щитов — 300, 400, 500 и 600 мм, длина — 1200, 1300 и 2000 мм.

В опалубке УСО

щит изготовляют из листовой стали толщиной 3,5…4 мм (в опалубке «Юссон» — З…4мм), обрам-

ленной уголками. Комплект опалубки, кроме щитов, содержит крепежные де­тали, направляющие стойки и другие

элементы (рис. VII.4, а, б).

Рекоменду­ется также опалубка КТИ, разрабо­танная Минпромстроем СССР.

Унифицированная крупнощитовая опа­лубка конструкции ЦНИЙОМТП при­меняется для возведения многоэтажных железобетонных зданий с расстоянием между стенами от 2,4 до 7,2^м и толщиной внутренних стен 8…22 см, наружных — от 14 до 22 см, а однослойных — до 50 см.

Блок-формы представляют со­бой пространственные конструкции, вос­производящие внутренними поверхнос­тями форму бетонируемого сооружения: фундамента, подколонника и пр. (рис. VI 1.4, г).

Блок опалубки собирают из стальных щитов на разъемных или шар­нирных крепежных деталях. Блоки

Рис. VII.5. Детали лесов, поддерживающих опалубку:

а

— стальная раздвижная стойка; б — раздвижные ригели;
в
— стыки стоек из бревен;
г
— песочница;
д ■—
домкрат;
1
— базовая трубчатая стойка;
2
— гайка;
3
— рукоятка домкрата;
4
— цепь; 5 — чека;
6
— шайба; 7 — выдвижная стойка;
8 —
выдвижная балка; 9 — опорная стойка;
10
— винт для закрепления стойки; // — ферма;
12
— выдвижная балка;
13
— проволока;
14
— пачечная сталь;
15
— деревянный поршень;
16
— пе­сок;
П
— отверстие с пробкой;
18
— винт домкрата


Рис. VII.6. Схемы монтажа опалубки фундаментов:
а —

установка опалубки ленточного фундамента; б — монтаж блочной стальной опалубки ступенчатого фун­дамента;
в
— то же, подколонника; / — опалубка первой ступени; 2 — арматура;
3
— забетонированная первая ступень;
4
— опалубка второй ступени;
б
— стяжка;

— расчалка; 7 — блок арматуры фундамен­та;
8
— блок опалубки фундамента;
9
— пневмоколесный кран;
10
— блок опалубки подколонника

большой массы монтируют и демонти­руют краном.

Леса, поддерживающие опалубку, бывают поэтажные, сто­ечные и подвесные.

Поэтажные

леса состоят из инвентар­ных деревянных или стальных телеско­пических стоек (рис. VII.5, с), опираю­щихся на грунт или нижележащее пе­рекрытие. Такие леса применяют при возведении многоярусных зданий для опирания опалубки ребристых и плоских перекрытий на высоте до 6 м. В комплек­те лесов имеются раздвижные ригели (рис. VI 1.5,
б),
позволяющие перекры­вать пролеты от 1,5 до 4 и от 4 до 6 м.

Стоечные

леса возводят на месте до требуемой высоты из бревен толщиной 12…14 см (рис. VII.5,
в). ‘!
Для плавного раскружаливания, т. е. опускания опор, поддерживающих опа­лубку сводов, арок и балок больших пролетов, служат специальные приспо­собления: домкраты, песочницы и др. (рис. VII.5,
г, д).
Подвесные

леса применяют при бето­нировании балок и прогонов значитель-

ной высоты с жесткой арматурой, к ко­торой и крепят леса.

При установке разборно-переставной опалубки на грунте площадку очищают от мусора и устраняют неровности. Пе­рекрытия перед установкой на них опа­лубки очищают от строительного мусо­ра. Чтобы правильно установить опа­лубку, определяют и закрепляют основ­ные и вспомогательные разбивочные оси» репера и другие вспомогательные зна­ки, обозначающие вертикальные от­метки.

Опалубку ленточных фундаментов

со­бирают из щитов на высоту фундамента или устанавливают сначала щиты ниж­ней ступени, после бетонирования кото­рой ставят опалубку верхней ступени (рис. VII.6,
а).
Опалубку небольших ступенчатых фундаментов

под колонны выполняют из деревянных щитов. Сначала устанавли­вают на ребро параллельно друг другу накрывные щиты, а между ними встав­ляют щиты закладные. Распорками за­кладные щиты прижимают к упорным планкам, имеющимся на накрывныхщитах, затем устанавливают и натягивают проволочные стяжки. В таком положе­нии короб закрепляют на месте. Опа­лубку стакана для сборной колонны крепят гвоздями на верхнем коробе, ориентируясь по осям, обозначенным на нем и на стакане

Рис. VI 1.7. Опалубка массивов и фундаментов под оборудование:

а

— крупноразмерная деревянная панель; б — схема перестановки панелей;
в —
схема установки стальной опалубки фундамента под технологическое оборудование;
г
— расстановка железобетонных стоек каркаса опалубки; ; — схватки;
2
— щит опалубки;
3
— стяжные болты;
4
— стропы; 5 — монтажные петли;
6 —■
деревянные клинья; 7 — диагональная связь;
8
— распорка;
9
— тяж;
10
— растяжки;
11
— железобетонные стойки;
12
— блоки опалубки;
13
— железобетонные балки;
14
— подвесная лестница;
15
— вертикальные

связи

.

Опалубку крупных ступенчатых фун­даментов

в виде стальной блок-формы устанавливают краном (рис. VII.6,
б, в)
на бетонную подготовку. Под сборные колонны на верхнем уступе монтируют гнездообразователь или опалубку под-колонника.

Крупнопанельные деревянные щиты

опалубки массивов устанавливают кра-

ном и закрепляют в нужном положении тяжами или подкосами. Высокие мас­сивы предпочтительно возводить в двухъярусной опалубке (рис. VII.7, а, б),

исключающей перерывы для выдер­живания бетона в одноярусных щитах.

Опалубка фундаментов под оборудо­вание

имеет сложные очертания и пере­менную высоту в связи с наличием в фундаментах тоннелей и кондукторных устройств для анкерных болтов.

Установку опалубки чередуют с ар­матурными и монтажными работами. Для крепления щитов используют сбор­ные железобетонные стойки и ригели, остающиеся в теле бетона. Работы ве-

дут в такой последовательности: кра­ном внутри будущего фундамента мон­тируют сборные железобетонные баш­маки, в которые устанавливают стойки, а на них ригели. На стойки (рис. VII. 7, в, г)

и ригели навешивают панели, со­бранные из металлических и деревянных щитов. Всю опалубку, кондукторы и другие устройства устанавливают, по возможности, сразу на весь фундамент, чтобы выполнить точную геодезическую проверку до бетонирования.

Опалубку колонн

собирают из доща­тых, фанерных или стальных универ­сальных щитов. При армировании несу­щими арматурными блоками краном устанавливают в проектное положение блок арматуры колонны, который сва­ривают с выпусками арматуры подко-лонника (фундамента) или соединитель­ными деталями арматуры колонны ни­жележащего этажа. Затем на блок ар­матуры ставят щиты опалубки или со­бранные из них на всю высоту колонны панели и крепят их между собой пру­жинно-стержневыми скобами или дру­гим способом.

Если колонну армируют отдельными стержнями, собирая из них арматур­ный каркас, то сначала устанавливают кантованием вручную короб опалубки, сшитый из трех щитов. Работы начина­ют с крепления рамок, определяющих точное (по осям) положение коробов опалубки. Рамки пришивают к проб­кам, уложенным в свежий бетон плиты перекрытия. Оси рамок должны совпа­дать с осями, нанесенными краской по бетону, а поверхность четверти, в ко­торую затем будет установлен короб опалубки,— с рисками, обозначенными на выпусках арматуры (рис. VII.8, а, б).

Короб пришивают к рамке гвоздя­ми и обеспечивают вертикальность на­клонными расшивинами. Закрывающий (четвертый) щит короба крепят, когда уже связан арматурный каркас колонны и установлена опалубка балок. Хомуты располагают по разметке, нанесенной на щиты. Вертикальность опалубки выве­ряют рамочным отвесом.

Опалубка ребристого перекрытия

со­стоит из опалубки плит, балок и прого­нов, а также поддерживающих их раз­движных телескопических стоек (см. рис. VII.5,
а).
На оголовки стоек устанавливают дни­ще короба (рис. VI 1.8, в, г), а

затем бо­ковые щиты балок, которые прижимны­ми планками прикрепляют к оголовкам стоек, а вверху — к опалубке плит. По­следняя состоит из щитов настила, укладываемых на кружала из досок на ребро. Кружала опалубки плит опирают­ся на подкружальные доски, прибитые к сшивным планкам боковых щитов ба­лок. Расстояние между кружалами рас­считывается и обычно составляет 500… .. 1000 мм.

Стойки под прогоны устанавливают на лаги (рис. VII.8, е),

что способствует распределению и передаче давления на стойки нижележащего этажа. При вы­соте стоек более 3 м их устойчивость обеспечивают горизонтальными схват­ками и раскосами.

Опалубку балок, прогонов и ригелей

делают из деревянных (рис. VII.8,
г, д)
или стальных щитов (рис. VII.8,
и).
Целесообразно устраивать короба ком­бинированной конструкции, в которых днища дощатые, а боковые щиты сталь­ные, поскольку оборачиваемость боко­вых щитов больше, чем щитов днища. Подвесную опалубку крепят к жест­кой арматуре (швеллерам, двутаврам и т. п.).

Опалубку арок,

имеющих большую высоту, устанавливают поэтапно: вы­ставляют леса и устраивают рабо­чий настил, укладывают по отметкам днище короба и к -нему крепят с од­ной стороны боковые щиты, а после монтажа арматуры устанавливают бо­ковые щиты опалубки с другой сто­роны.

Опалубка стен и перегородок

пред­ставляют собой комплекты дощатых или стальных (рис. VI 1.8,
ж)
щитов, направ­ляющих стоек, прогонов и стяжных болтов.

Сначала устанавливают щиты опалубки с одной стороны стены, на­пример со стороны откоса котлована. Смонтировав арматуру, устанавливают вторую стенку опалубки, закрепляют стяжные болты и затем в процессе бето­нирования рядом со стяжными болта­ми ставят деревянные распорки, опре­деляющие проектную толщину стены. Стены толщиной более 250 мм опалуб-ливают на высоту до 6 м. Если толщина стены меньше, щиты второй стороны,

опалубки устанавливают поярусно на высоту не более 1,5 м.

В сухую жаркую погоду установлен­ную дощатую опалубку следует система­тически поливать водой, чтобы предо­хранить ее от коробления при высуши­вании и появления щелей в щитах и сопряжениях.

Рис. VII.8. Опалубка колонн, ребристых перекрытий, прогонов и стен:

а ■

— рамка под опалубку колонны; б — короб опалубки колонны;
в
— опалубка балки и плиты ребристого пе­рекрытия;
г
— то же, прогона н балок;
д
— сечение опалубки прогона при отсутствии плиты; е — поэтажные стойки;
ж
— опалубка стены из унифицированных стальных щитов с креплением пружинно-стержневыми скобами;
и
— металлическая опалубка колонны и прогона на раздвижных стойках;
1
— пробки, заложенные в бетон;
2
— рамка;
3
—короб колонны;
4
— хомуты; 5 — оголовок стойки;
6
— прижимные доски; 7 — под-кружальные доски;
8
— кружала;
9
— фризовые доски;
10
— боковые щиты; // — днище короба;
12
— щиты опалубки плиты;
13
— стяжка;
14
—■ схватка;
15
— стойки;
16
— забетонированное перекрытие;
17
— лаги под стойки; /8 — расшивины;
19
— бетонируемое перекрытие;
20
— стойка;
21
— стальной щит;
22
— пру­жинно-стержневая скоба;
23
— опалубка прогона;
24
— струбцина;
25
— раздвижная стойка

Передвижная катучая опалубка

Опалубку в виде инвентарных деревян­ных блоков или металлических секций,

перекатываемых по рельсам, применя­ют для возведения линейных сооруже­ний: проходных тоннелей, коллекторов, пульпопроводов, отстойников, тоннелей

большого сечения и т. п. Бетонируют такие сооружения раздельно: сначала днище, на котором монтируют пути для передвижки опалубки, затем в катучей опалубке — стены и покрытия. Для не­больших тоннелей или коллекторов при­меняют деревянную блочную опалубку в виде системы связанных между собой кружал, обшитых досками толщиной 30 мм.

Инвентарную деревометаллическую ка-тучую опалубку

(рис. VI 1.9) применяют для возведения открытым способом тон­нелей с поперечным сечением от 1300 х X 1300 до 2300 X 2820 мм.

Секция внутренней опалубки длиной 3200 мм включает четыре стальные ра­мы, обшитые досками, водостойкой фа­нерой или стальным листом. Средние стойки рам оборудованы домкратами, а ригели шарнирно соединены со стойка­ми. Нижние ригели — раздвижные; они опираются на ролики, передвигаемые по переносным рельсам.

Секция наружной опалубки состоит из П-образных деревянных рам с закреп­ленными на них щитами опалубки. При распалубливании с помощью домкратов, имеющихся на стойках рам, отодвигают щиты опалубки от стен на 3—4 см.

Для снятия внутренней опалубки стойки стальных рам сжимают, завин­чивая домкраты, а всю шарнирно свя­занную конструкцию отрывают от бе­тона. После этого вдвигают балки ниж­него ригеля, чтобы образовать зазор между низом щитов и готовыми стена­ми. Секции опалубки передвигают ле­бедкой. В транспортном положении опа-

лубка показана на левой стороне рис. VII.9.

Для больших тоннелей катучую опа­лубку выполняют в виде металлических секций.

Стальная оболочка опалубки, имеющая шарниры, крепится домкрата­ми к тележке, передвигаемой по рельсам. В проектное положение оболочку уста­навливают домкратами и закрепляют на месте распорками и клиньями. Затем домкраты снимают и переводят тележку на другую захватку.

Когда нужно распалубить забетони­рованную секцию, тележку подводят под оболочку. Завинчивая домкраты, на тележку опускают оболочку, которая поворачивается на шарнирах, после че­го секцию передвигают вперед под уста­новленной опалубкой следующих сек­ций, что дает возможность вести работы на нескольких захватках.

На рис. VIІ.2, в

показана
горизон­тально скользящая катучая опалубка
для бетонирования протяженных стен толщиной до 600 мм. В горизонтальном направлении опалубка перемещается по рельсовым путям с помощью электро­двигателей, установленных на тележке.

Как устроена типичная подъемно-переставная опалубка?

Конструктивно такая опалубка достаточно сложна. Она включает в себя внутреннюю и внешнюю оболочку. Внутренняя часть обрабатывается специальным разделительным составом и находится в непосредственном контакте с бетонным раствором. Заливка бетона внутрь формы осуществляется посредством специальных рабочих площадок. Для достижения наивысшего качества строительства и высокой прочности конструкции бетонирование выполняют поярусно. Высота яруса, зачастую, не превышает 2-2,5 м.

Основным элементом внешней оболочки опалубочной системы являются прямоугольные либо трапециевидные стальные панели. Их фиксация друг к другу выполняется посредством высокопрочных замков. В обязательном порядке собранная конструкция проверяется на соответствие проектным размерам. Обращаем внимание, что при монтаже верхнего яруса следует следить за тем, чтобы он перекрывал забетонированную часть конструкции не менее чем на 10 см.

Как говорилось выше, любая подъемно-переставная опалубка имеет внутреннюю часть. Для ее сборки используются щиты меньшего размера, чем щиты наружной оболочки. Причем они устанавливаются в 2 яруса. Необходимый промежуток между наружными и внешними частями достигается с помощью особых распорок-фиксаторов.

Разновидности переставной опалубки

По конструктивному исполнению объемно переставную опалубку делят на четыре основных типа:

  • Мелкощитовая. Максимальные размеры щита такой конструкции составляют по ширине – 1200 мм, по высоте – 1500 мм. Этот вид опалубочной системы пригоден для монтажа и демонтажа без применения подъемного оборудования.
  • Крупнощитовая переставная опалубка. Ширина каждого модуля доходит до 2400 мм, максимальная высота до 3000 мм.
  • Подъемно переставная. Особенностью этого типа является крепление наружного контура с внешней стороны здания при помощи специальных анкеров и закладных.
  • Переставная опалубка блочного типа. Такой вид опалубки изготавливают в виде готовых блок-форм.

Ключевые достоинства и недостатки переставной опалубки для стен и других конструкций

Главным достоинством таких систем является возможность быстро возводить многоэтажные здания сложной формы. При этом строители получают возможность отливать целые этажи с несущими стенами, межкомнатными перегородками, лифтовыми шахтами и колоннами. Продуманная до мелочей конструкция и использование качественных материалов обеспечивают большой рабочий ресурс переставных опалубочных систем. Возможность многократного использования позволяет существенно снизить затраты на строительные работы в долгосрочной перспективе.

К недостаткам переставной опалубки можно отнести сложность монтажа и значительные габариты, требующие привлечение спецтехники.

ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА

В процессе строительства масштабных сооружений из монолитного бетона переставная опалубка снискала особую популярность. Ее конструкция дает возможность выполнить оперативную разборку и монтаж опалубочной системы на новом месте. С помощью переставной опалубки можно в сжатые сроки осуществлять отливку широкого спектра разнообразных конструкций. Как правило, это фундаменты, несущие стены и перегородки, межэтажные перекрытия, колонны и пр. Ниже мы акцентируем внимание на этом более детально.

Аренда переставной опалубки – сбалансированное решение для снижения строительных затрат!

Далеко не секрет, что стоимость опалубочных систем для многоэтажного монолитного строительства очень высока. Их приобретение экономически целесообразно только при условии многократного использования. предлагает вам на выгодных условиях взять в аренду переставную опалубку любого типа. Представленные у нас системы находятся в безупречном техническом состоянии и позволяют изготавливать бетонные изделия отменного качества. Все хлопоты по подбору типа опалубки, ее транспортировке, монтажу, демонтажу, сервисному обслуживанию и хранению мы возьмем на себя!

Подъемно-переставная опалубка

Это еще одна разновидность переставной опалубки во многом похожая на крупнощитовую опалубку. Однако по способу монтажа имеет значительные отличия:

  • Изначально в бетонном основании по всему периметру с наружной стороны обустраивают закладные для установки крепежных анкеров.
  • Затем на горизонтальной поверхности собирают крупный элемент опалубочной системы (карту) площадью до 80 м². На карте крепят подмости для обустройства настила и технологические лестницы.
  • С помощью подъемного крана собранную карту подводят к бетонной стене основания и крепят к ней при помощи анкеров.

  • Аналогично собирают остальные карты и монтируют с внешней стороны по всему периметру сооружения.
  • Затем приступают к монтажу внутреннего контура опалубочной системы.
  • Заливку бетонной смеси можно осуществлять одновременно по всему этажу возводимого здания.
  • После того как бетон отвердеет, карты рассоединяют друг от друга, откручивают крепежные анкеры и с помощью подъемного крана переставляют на следующий уровень.

Собрав карты для возведения стен первого этажа, их просто переставляют в собранном виде с уровня на уровень. Такая опалубка идеально подходит для строительства многоэтажных зданий самого различного назначения и обеспечивает высокую скорость укладки бетона.

Самый известный производитель: “FORA”(Россия).

Устройство

Подъемно-переставная опалубка состоит из внутренних и внешних щитов, крепежей, подъемных приспособлений, поддерживающих устройств и настилов для рабочих. Бетон заливается непосредственно в форму из внутренних щитов, а внешние нужны для поддержки. Такая конструкция обеспечивает опалубке способность выдерживать деформирующее воздействие бетонной смеси. По периметру опалубки монтируются рабочие площадки, позволяющие контролировать процесс заливки на высоте.

Оснастка устроена таким образом, чтобы ее можно было перемещать по вертикали без распалубки системы. По мере застывания бетонной смеси форма перемещается выше для заливки следующей порции. Величина одного яруса, как правило, составляет 2-2,5 метров.

Из чего состоит подъемно-переставная опалубка

Как и любая другая опалубочная конструкция, подъемно-переставная опалубка собирается прямо на месте выполнения строительных работ и состоит из следующих основных элементов:

  • внутренние и внешние опалубочные панели;
  • навесные подмости, используемые для бетонирования;
  • рабочая площадка;
  • нижние подмости.

В конструкцию также входит механизм, позволяющие перемещать щиты опалубки в радиальном направлении и шахтный подъемник. Дополнительными (вспомогательными) элементами опалубочных систем в данном случае выступают ролики подвески, стяжки, болты, скобы и накладки, использующиеся для надежной фиксации конструкции на монолитном сооружении.

Рабочая площадка подъемно-переставной опалубки представляет собой жесткую диафрагму, которая крепится к подъемной головке. Ее устанавливают в нижней точке, после чего она может подниматься по шахтоподъемнику. В настиле присутствует кольцевое отверстие, которое необходимо для выпуска арматуры и успешной укладки бетонной смеси в опалубочную систему. По ходу подъема опалубки, длина окружности рабочей площадки уменьшается. Это происходит за счет использования лишних панелей и щитов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]