В процессе строительства масштабных сооружений из монолитного бетона переставная опалубка снискала особую популярность. Ее конструкция дает возможность выполнить оперативную разборку и монтаж опалубочной системы на новом месте. С помощью переставной опалубки можно в сжатые сроки осуществлять отливку широкого спектра разнообразных конструкций. Как правило, это фундаменты, несущие стены и перегородки, межэтажные перекрытия, колонны и пр. Ниже мы акцентируем внимание на этом более детально.
Разновидности разборно-переставной опалубки
В наши дни компании, специализирующиеся на строительстве жилых и промышленных зданий из монолитного железобетона, в зависимости от решаемых задач наиболее часто используют следующие разновидности разборно-переставной опалубки: крупнощитовую и мелкощитовую. Ключевым их различием являются габариты и сфера применения.
Мелкощитовая опалубка
Мелкощитовая переставная опалубка — фото
Ориентирована на отливку объектов из бетона небольших размеров. Отличается малой площадью щитов (не более 3 кв.м). Вес щитов не превышает 50 кг. Данный фактор позволяет выполнять их инсталляцию без привлечения грузоподъемной спецтехники. Как правило, разборно-переставная мелкощитовая опалубка используется при проведении работ внутри помещений. В частности, с ее помощью создают межкомнатные перегородки, небольшие элементы фундаментов, колонны и пр.
Данная разновидность опалубки довольно универсальна. Использование специальных соединительных элементов и дополнительных щитов позволяет без проблем увеличивать ее габариты. Кроме этого, инвентарная разборно-переставная мелкощитовая опалубка дает возможность профессионалам собирать пространственные блоки, используемые для отливки ступенчатых конструкций.
Крупнощитовая опалубка
Крупнощитовая переставная опалубка — фото
Используется для бетонирования масштабных конструкций большой высоты и протяженности. Отличается значительной площадью щитов, размер которых может варьироваться в диапазоне от 3 до 20 кв.м. Разборно-переставная крупнощитовая опалубка незаменима при возведении многоэтажек, цехов, ангарных помещений и прочих промышленных объектов. Все конструкционные элементы рассчитаны на огромное давление, оказываемое бетонной смесью, и отличаются повышенной надежностью. Большая площадь щитов ощутимо уменьшает время сборки конструкции и позволяет сократить время, необходимое на возведение объекта.
Разборно-переставная крупнощитовая опалубка ввиду своего значительного веса требует привлечение спецтехники как на этапе монтажа, так и разборки. При условии соблюдения правил установки и технического обслуживания, опалубочная система способна выдерживать свыше 500-та рабочих циклов!
Подъемно-переставная
Подъемно-переставная опалубка — фото
Имеет некоторую схожесть с крупнощитовыми системами. Однако способ ее установки кардинально отличается. Ниже мы остановимся на этом детальнее:
— В бетонную основу, на которой будут проводиться работы, по всему периметру интегрируют закладные из стали. Они служат для монтажа анкеров.
— Осуществляется сборка карты (масштабная часть опалубки, размером до 80 м.кв.). Карта служит для фиксации подмости с настилом и закрепления технологических лестниц.
— Далее с помощью грузоподъемной спецтехники карта перемещается к бетонной основе и фиксируется к ней посредством анкерных болтов.
— По этому же алгоритму осуществляется сборка прочих карт. После чего их фиксируют по периметру строения с внешней стороны.
— Как только с внешней частью будет покончено, мастера переходят к установке внутреннего контура.
— Осуществляется проверка правильности сборки опалубочной системы. Заливка бетонной смеси выполняется по всему периметру опалубки равномерно.
— При достижении бетоном необходимого уровня прочности, осуществляется разъединение карты и посредством подъемной техники выполняется перенос опалубки на новый уровень.
Подъемно-переставная опалубка является оптимальным решением для возведения многоэтажных строений. Благодаря тому, что ее перемещают на новое место в собранном виде, она обеспечивает существенное сокращение сроков строительных работ.
Блочные неразборные системы
Объемно-переставная опалубка блочного типа поставляется в виде заводских блок-форм либо же может собираться в единую систему из П- либо Г-образных элементов. Ввиду ее неразборной конструкции, перемещение опалубки на объект выполняется в собранном виде. Любые операции с ней осуществляются с привлечением грузоподъемной спецтехники. В коммерческом монолитном строительстве блок-формы приобрели заслуженную популярность при изготовлении разнообразных отдельно стоящих конструкций, начиная фундаментами и заканчивая колоннами.
Блочная объемно-переставная опалубка позволяет отливать бетонные изделия четко заданного размера и формы. Ввиду этого ее использование целесообразно только при изготовлении большого количества однотипных изделий.
Разборно-переставная опалубка
Устройство опалубки
§ 1. Виды опалубки и состав процесса
Опалубка вместе со вспомогательными! устройствами служит для придания инструкции проектной формы, задан-лх размеров и положения в простран-Бетонную смесь укладывают в палубку и выдерживают в ней до за-ердения. Таким образом, опалубка име-временное назначение: ее снимают еле достижения бетоном требуемой
(распалубочной) прочности. В последнее время стали применять опалубку, которая после бетонирования конструкции остается в ее теле в качестве монолитно связанной облицовки.
Различают следующие виды опалубки: разборно-переставную (в том числе блок-формы), передвижную катучую, горизонтально скользящую, тоннельную, подъемную переставную, подъемную скользящую, переставную объемную, опалубку-облицовку (несъемную) и пневматическую (рис. VII.2).
Конструкции опалубки, поддерживающих ее лесов или стоек, крепежных и других устройств должны быть жесткими, прочными и устойчивыми, обеспечивать легкость установки и разборки, а также соответствовать классу точности и принятым для возведения данного сооружения способам армирования, укладки и уплотнения бетонной смеси. Поверхность опалубки, непосредственно примыкающая к бетону, должна быть плотной, иметь малую с бетоном адгезию и не иметь щелей, чтобы не вытекало цементное молоко.
Важнейшим показателем качества опалубки является ее оборачиваемость,
т. е. возможность многократного использования. Применение инвентарной много-оборачиваемой опалубки из унифицированных элементов с модульным изменением размеров и укрупненных блоков способствует снижению трудоемкос-сти и стоимости опалубочных работ, которые все еще остаются высокими. Опалубочные работы составляют 24—40 % трудовых затрат на возведение железобетонной конструкции. На опалубку расходуется до 3 млн. м3 леса и около 150 тыс. т стали в год.
Для изготовления опалубки используют доски из древесины II, III и IV сортов хвойных пород (допускается применение ольхи, осины, бука), водостойкую фанеру, листовую и сортовую сталь, стеклопластик, гидрофобные древесностружечные и древесно-волокнистые плиты, армоцементные плиты, асбестоце-ментные листы и трубы, стальные тканые металлические сетки с ячейками 5×5 мм, воздухонепроницаемые оболочки, надувные баллоны, а также бетонные и железобетонные плиты-оболочки.
Щиты опалубки могут быть из одногоили нескольких материалов: деревянные, металлические, железобетонные, деревометаллические, стеклопластиковые сметаллическим каркасом и др. Поддерживающие конструкции выполняют из круглого леса, инвентарных стальных, деревянных или деревометаллических
Рис. VII.2. Виды опалубки:
а
— разборно-переставная;
б
— крупнощитовая;
в
— передвижная катучая — скользящая;
г
— подъемная переставная;
д
— подъемная скользящая;
е —
переставная объемная;
ж
— опалубка-облицовка; / — щиты опалубки;
2
— хомуты;
3 —
забетонированная часть конструкции;
4
— поддерживающие конструкции;
5
— ; тележки;
6
— катки; 7 — ограждение;
8
— подъемник;
9 —
рабочий настил;
10
— подвесные леса; // — дом-краты;
12
— домкратные стержни;
13
— стойка рамы;
14 —
рама;
15
— шарнирные тяги;
16
— плиты опалуо- : ки-облицовки;
Л
— арматурный каркас;
18
— анкерующие петли .j
стоек, рамных опор и труб. Приспособления для крепления, подъема или перемещения опалубки обычно делают из стали, в отдельных случаях — из дерева или алюминия. Рабочие настилы и подмости изготовляют деревянными, инвентарные подмости — металлическими.
Для снижения сцепления бетона с опалубкой применяют смазки. Наиболее ‘распространены гидрофобизирую-щие смазки на основе минеральных масел или солей жирных кислот. Эффективны также комбинированные смазки, например ЭСО-ГИСИ. Через 1—4 оборота опалубку заново покрывают смазкой. Процесс нанесения смазки трудоемкий; в нем занято двое рабочих.
До начала строительства выполняют технологическое проектирование: назначают методы бетонирования конструкций, разрабатывают рабочие чертежи опалубки, поддерживающих лесов, подмостей, а также устройств для их перемещения, составляют указания по эксплуатации и разборке опалубки.
При проектировании железобетонных силосов, промышленных труб, башен и других специальных сооружений, технологический процесс возведения которых предусматривает использование инвентарной скользящей или подъемно-переставной опалубки, надо учитывать особенности технологии производства таких работ и не рекомендовать архитектурно-строительные конструкции, затрудняющие применение опалубки указанных типов.
Опалубку, леса и крепления рассчитывают на вертикальные и горизонтальные нагрузки. При этом собственный вес опалубки и лесов определяют по чертежам; плотность свежеуложенной бетонной смеси принимают равной 2500 кг/м3; масса арматуры — в среднем 10 кН на 1 м3 железобетонной конструкции; нагрузки от людей и транспортных средств при расчете палубы и настилов — 25 МПа, кружал — 15 МПа и стоек-лесов, поддерживающих кружала, — 10 МПа; нагрузки от вибрирования бетонной смеси — 10 МПа.
Для определения бокового давления Р
от свежеуложенной бетонной смеси при расчете опалубочных конструкций вертикальных поверхностей рекомендуется пользоваться следующими данными. При уплотнении
глубинными вибраторами,
если высота слоя укладываемой смеси
h
меньше или равна радиусу
R
действия вибратора, а скорость бетонирования
v
меньше 0,5 м/ч, то
P=ρh,
где р — плотность бетонной смеси. При v
;> 0,5 м/ч, А>1 м
Р = р(0,27v+0,78)k1k2
-где kx
— коэффициент, зависящий от подвижности смеси:
kx
= 0,8 для бетонов с осадкой конуса OK = 0…2 см;
k1
= 1 для смесей с ОК = 4…6 см;
ki
= 1,2 для смесей с ОК = 8… 12 см;
k2
— коэффициент, учитывающий влияние температуры бетонной смеси:
k2
= = 1,15—для смесей с температурой 5…7°С;
k2 =
1 при 12…17°С;
k2
= = 0,85 при 28…32°С.
При уплотнении наружными вибраторами,
если
v
< 4,5 м/ч и
h
=gC
2R,
Р = ph;
при v
^ 4,5 м/ч и
h >
2 м
Р
= р (0,27v + 0,78)
k1k2.
Прогиб элементов опалубки открытых лицевых поверхностей не должен превышать 1/400 пролета, закрытых поверхностей — 1/250 пролета; просадка поддерживающих элементов и лесов не должна быть более 1/100 пролета конструкции.
При расчете подбирают наиболее невыгодное сочетание нагрузок. Все требуемые нормативные данные по нагрузкам, коэффициентам перегрузок (от 1 до 1,5), сопротивлению применяемых материалов при изгибе, растяжении, сжатии и смятии приведены в СНиПах.
Стальную опалубку и приспособления к ней изготовляют на заводах металлических конструкций или в механических мастерских строительных организаций. Дощатую и фанерную опалубку, элементы лесов и креплений делают в опалубочных цехах деревообрабатывающих комбинатов или в опалубочных мастерских. На строящийся объект маркированные комплекты опалубки и вспомогательных устройств доставляют автомашинами или железнодорожным транспортом.
Монтаж опалубки начинают с организации рабочей зоны, представляющей собой пространство у возводимой конструкции, в пределах которого располагают подмости, элементы опалубки, инвентарь и машины. На разных уровнях зоны для звеньев опалубщиков организуют рабочие места, обеспечивающие нужное положение рабочих и безопасное ведение работ.
Легкую опалубку устанавливают специализированные звенья плотников-опалубщиков. Крупнощитовую и крупнопанельную, блок-формы и железобетонные плиты-оболочки монтируют звенья опалубщиков-монтажников, использующих краны, лебедки и др.
Разборно-переставная опалубка
Разборно-переставную опалубку применяют при возведении массивов, фундаментов, колонн,балок, прогонов, рам, плит, стен, бункеров, арок и т. д. Технологический процесс устройства опалубки состоит в следующем. Щиты опалубки или собранные из них крупные опалубочные элементы устанавливают вручную или краном и закрепляют в проектном положении. После бетонирования и достижения бетоном прочности,
допускающей распалубливание, опалубку и поддерживающие устройства снимают, соблюдая определенную последовательность. Очистив и при необходимости отремонтировав опалубку, ее переставляют на новую позицию.
Основные виды разборно-переставной опалубки — мелкощитовая, крупнощитовая и блок-формы.
Мелкощитовую опалубку (рис. VII.3) устанавливают вручную два плотника.
Рис. VII.3. Элементы разборно-переставной мелкощитовой опалубки:
а
— дощатый щит на сшивных планках;
б
— щит из стального листа с каркасом из уголков;
в —
щит из водостойкой фанеры;
е —
стальной хомут;
д
— деревянный хомут; / — опалубка щита;
2 —
сшивная планка;
3
— стальной лист толщиной 2 мм; 4 — каркас из уголков; 5 — каркас из деревянных брусков;
6
— ветви хомута; 7 — клинья
Масса элемента этой опалубки — до 70 кг. Щиты опалубки изготовляют из обрезных или полуобрезных досок толщиной 19…25 и шириной 150 мм на сшивных планках (рис. VII.3, а). Днища опалубки балок и прогонов выполняют из досок толщиной 35…40 мм. Обрезные доски рекомендуется сплачивать в шпунт или четверть, а торцы досок палубы защищать стальными уголками. Щиты опалубки изготовляют также из стального листа, водостойкой фанеры толщиной 12… …16 мм и длиной до 1500 мм (рис. VI 1.3, б, в)
или стеклопластика. Хомуты делают из полосовой стали или деревянных брусков (рис. VII.3,
г, д).
Крупнощитовую опалубку устанавливают и разбирают краном. Масса элемента опалубки — крупноразмерной панели, цельной или собранной из унифицированных щитов (металлических, деревянных или комбинированных),—■ достигает 500 кг.
Примером крупнощитовой опалубки могут служить разработанные ЦНИЙОМТП Госстроя СССР унифицированная комбинированная опалубка (УК.О) и унифицированная стальная опалубка (УСО) типа «Монолит», рассчитанные на 100—300-кратную оборачиваемость (рис. VII.4, а).
Рис. VII.4. Опалубка типа «Монолит» и блок-форма:
I—
комплект стальной опалубки типа «Монолит»; б — деревометаллический щит опалубки УКО;
е
— деталь кимного устройства;
г
— общий вид блок-формы;
д
— схема размещения отжимных устройств; / — сталь-It лист толщиной 2 мм;
2 —
каркас из уголков;
3
— отверстия для крепей;
4
— соединительный уголок; 5 — латки из швеллеров;
6
— прокладки; 7 — стойки; 8 — тяга;
9
— упор;
10 —
клин; // — клямера;
12 —
унтованные доски;
13 —
диск;
14
— пружина;
15
— винт;
16
— гайки;
П
— панели опалубки;
18 —
гнез» да для отжимных винтов;
19
— подкосы;
20
— отжимные устройства
Щит опалубки У КО
(рис. VII.4,
б)
состоит из 23-миллиметровых строганых досок, собранных в шпунт. Его крепят к каркасу из уголков (63 X 40 X 4), имеющему ребра жесткости. Торцы досок защищены уголками (20 X 20 X 3). Высота щитов — 300, 400, 500 и 600 мм, длина — 1200, 1300 и 2000 мм.
В опалубке УСО
щит изготовляют из листовой стали толщиной 3,5…4 мм (в опалубке «Юссон» — З…4мм), обрам-
ленной уголками. Комплект опалубки, кроме щитов, содержит крепежные детали, направляющие стойки и другие
элементы (рис. VII.4, а, б).
Рекомендуется также опалубка КТИ, разработанная Минпромстроем СССР.
Унифицированная крупнощитовая опалубка конструкции ЦНИЙОМТП применяется для возведения многоэтажных железобетонных зданий с расстоянием между стенами от 2,4 до 7,2^м и толщиной внутренних стен 8…22 см, наружных — от 14 до 22 см, а однослойных — до 50 см.
Блок-формы представляют собой пространственные конструкции, воспроизводящие внутренними поверхностями форму бетонируемого сооружения: фундамента, подколонника и пр. (рис. VI 1.4, г).
Блок опалубки собирают из стальных щитов на разъемных или шарнирных крепежных деталях. Блоки
Рис. VII.5. Детали лесов, поддерживающих опалубку:
а
— стальная раздвижная стойка; б — раздвижные ригели;
в
— стыки стоек из бревен;
г
— песочница;
д ■—
домкрат;
1
— базовая трубчатая стойка;
2
— гайка;
3
— рукоятка домкрата;
4
— цепь; 5 — чека;
6
— шайба; 7 — выдвижная стойка;
8 —
выдвижная балка; 9 — опорная стойка;
10
— винт для закрепления стойки; // — ферма;
12
— выдвижная балка;
13
— проволока;
14
— пачечная сталь;
15
— деревянный поршень;
16
— песок;
П
— отверстие с пробкой;
18
— винт домкрата
Рис. VII.6. Схемы монтажа опалубки фундаментов:
а —
установка опалубки ленточного фундамента; б — монтаж блочной стальной опалубки ступенчатого фундамента;
в
— то же, подколонника; / — опалубка первой ступени; 2 — арматура;
3
— забетонированная первая ступень;
4
— опалубка второй ступени;
б
— стяжка;
€
— расчалка; 7 — блок арматуры фундамента;
8
— блок опалубки фундамента;
9
— пневмоколесный кран;
10
— блок опалубки подколонника
большой массы монтируют и демонтируют краном.
Леса, поддерживающие опалубку, бывают поэтажные, стоечные и подвесные.
Поэтажные
леса состоят из инвентарных деревянных или стальных телескопических стоек (рис. VII.5, с), опирающихся на грунт или нижележащее перекрытие. Такие леса применяют при возведении многоярусных зданий для опирания опалубки ребристых и плоских перекрытий на высоте до 6 м. В комплекте лесов имеются раздвижные ригели (рис. VI 1.5,
б),
позволяющие перекрывать пролеты от 1,5 до 4 и от 4 до 6 м.
Стоечные
леса возводят на месте до требуемой высоты из бревен толщиной 12…14 см (рис. VII.5,
в). ‘!
Для плавного раскружаливания, т. е. опускания опор, поддерживающих опалубку сводов, арок и балок больших пролетов, служат специальные приспособления: домкраты, песочницы и др. (рис. VII.5,
г, д).
Подвесные
леса применяют при бетонировании балок и прогонов значитель-
ной высоты с жесткой арматурой, к которой и крепят леса.
При установке разборно-переставной опалубки на грунте площадку очищают от мусора и устраняют неровности. Перекрытия перед установкой на них опалубки очищают от строительного мусора. Чтобы правильно установить опалубку, определяют и закрепляют основные и вспомогательные разбивочные оси» репера и другие вспомогательные знаки, обозначающие вертикальные отметки.
Опалубку ленточных фундаментов
собирают из щитов на высоту фундамента или устанавливают сначала щиты нижней ступени, после бетонирования которой ставят опалубку верхней ступени (рис. VII.6,
а).
Опалубку небольших ступенчатых фундаментов
под колонны выполняют из деревянных щитов. Сначала устанавливают на ребро параллельно друг другу накрывные щиты, а между ними вставляют щиты закладные. Распорками закладные щиты прижимают к упорным планкам, имеющимся на накрывныхщитах, затем устанавливают и натягивают проволочные стяжки. В таком положении короб закрепляют на месте. Опалубку стакана для сборной колонны крепят гвоздями на верхнем коробе, ориентируясь по осям, обозначенным на нем и на стакане
Рис. VI 1.7. Опалубка массивов и фундаментов под оборудование:
а
— крупноразмерная деревянная панель; б — схема перестановки панелей;
в —
схема установки стальной опалубки фундамента под технологическое оборудование;
г
— расстановка железобетонных стоек каркаса опалубки; ; — схватки;
2
— щит опалубки;
3
— стяжные болты;
4
— стропы; 5 — монтажные петли;
6 —■
деревянные клинья; 7 — диагональная связь;
8
— распорка;
9
— тяж;
10
— растяжки;
11
— железобетонные стойки;
12
— блоки опалубки;
13
— железобетонные балки;
14
— подвесная лестница;
15
— вертикальные
связи
.
Опалубку крупных ступенчатых фундаментов
в виде стальной блок-формы устанавливают краном (рис. VII.6,
б, в)
на бетонную подготовку. Под сборные колонны на верхнем уступе монтируют гнездообразователь или опалубку под-колонника.
Крупнопанельные деревянные щиты
опалубки массивов устанавливают кра-
ном и закрепляют в нужном положении тяжами или подкосами. Высокие массивы предпочтительно возводить в двухъярусной опалубке (рис. VII.7, а, б),
исключающей перерывы для выдерживания бетона в одноярусных щитах.
Опалубка фундаментов под оборудование
имеет сложные очертания и переменную высоту в связи с наличием в фундаментах тоннелей и кондукторных устройств для анкерных болтов.
Установку опалубки чередуют с арматурными и монтажными работами. Для крепления щитов используют сборные железобетонные стойки и ригели, остающиеся в теле бетона. Работы ве-
дут в такой последовательности: краном внутри будущего фундамента монтируют сборные железобетонные башмаки, в которые устанавливают стойки, а на них ригели. На стойки (рис. VII. 7, в, г)
и ригели навешивают панели, собранные из металлических и деревянных щитов. Всю опалубку, кондукторы и другие устройства устанавливают, по возможности, сразу на весь фундамент, чтобы выполнить точную геодезическую проверку до бетонирования.
Опалубку колонн
собирают из дощатых, фанерных или стальных универсальных щитов. При армировании несущими арматурными блоками краном устанавливают в проектное положение блок арматуры колонны, который сваривают с выпусками арматуры подко-лонника (фундамента) или соединительными деталями арматуры колонны нижележащего этажа. Затем на блок арматуры ставят щиты опалубки или собранные из них на всю высоту колонны панели и крепят их между собой пружинно-стержневыми скобами или другим способом.
Если колонну армируют отдельными стержнями, собирая из них арматурный каркас, то сначала устанавливают кантованием вручную короб опалубки, сшитый из трех щитов. Работы начинают с крепления рамок, определяющих точное (по осям) положение коробов опалубки. Рамки пришивают к пробкам, уложенным в свежий бетон плиты перекрытия. Оси рамок должны совпадать с осями, нанесенными краской по бетону, а поверхность четверти, в которую затем будет установлен короб опалубки,— с рисками, обозначенными на выпусках арматуры (рис. VII.8, а, б).
Короб пришивают к рамке гвоздями и обеспечивают вертикальность наклонными расшивинами. Закрывающий (четвертый) щит короба крепят, когда уже связан арматурный каркас колонны и установлена опалубка балок. Хомуты располагают по разметке, нанесенной на щиты. Вертикальность опалубки выверяют рамочным отвесом.
Опалубка ребристого перекрытия
состоит из опалубки плит, балок и прогонов, а также поддерживающих их раздвижных телескопических стоек (см. рис. VII.5,
а).
На оголовки стоек устанавливают днище короба (рис. VI 1.8, в, г), а
затем боковые щиты балок, которые прижимными планками прикрепляют к оголовкам стоек, а вверху — к опалубке плит. Последняя состоит из щитов настила, укладываемых на кружала из досок на ребро. Кружала опалубки плит опираются на подкружальные доски, прибитые к сшивным планкам боковых щитов балок. Расстояние между кружалами рассчитывается и обычно составляет 500… .. 1000 мм.
Стойки под прогоны устанавливают на лаги (рис. VII.8, е),
что способствует распределению и передаче давления на стойки нижележащего этажа. При высоте стоек более 3 м их устойчивость обеспечивают горизонтальными схватками и раскосами.
Опалубку балок, прогонов и ригелей
делают из деревянных (рис. VII.8,
г, д)
или стальных щитов (рис. VII.8,
и).
Целесообразно устраивать короба комбинированной конструкции, в которых днища дощатые, а боковые щиты стальные, поскольку оборачиваемость боковых щитов больше, чем щитов днища. Подвесную опалубку крепят к жесткой арматуре (швеллерам, двутаврам и т. п.).
Опалубку арок,
имеющих большую высоту, устанавливают поэтапно: выставляют леса и устраивают рабочий настил, укладывают по отметкам днище короба и к -нему крепят с одной стороны боковые щиты, а после монтажа арматуры устанавливают боковые щиты опалубки с другой стороны.
Опалубка стен и перегородок
представляют собой комплекты дощатых или стальных (рис. VI 1.8,
ж)
щитов, направляющих стоек, прогонов и стяжных болтов.
Сначала устанавливают щиты опалубки с одной стороны стены, например со стороны откоса котлована. Смонтировав арматуру, устанавливают вторую стенку опалубки, закрепляют стяжные болты и затем в процессе бетонирования рядом со стяжными болтами ставят деревянные распорки, определяющие проектную толщину стены. Стены толщиной более 250 мм опалуб-ливают на высоту до 6 м. Если толщина стены меньше, щиты второй стороны,
опалубки устанавливают поярусно на высоту не более 1,5 м.
В сухую жаркую погоду установленную дощатую опалубку следует систематически поливать водой, чтобы предохранить ее от коробления при высушивании и появления щелей в щитах и сопряжениях.
Рис. VII.8. Опалубка колонн, ребристых перекрытий, прогонов и стен:
а ■
— рамка под опалубку колонны; б — короб опалубки колонны;
в
— опалубка балки и плиты ребристого перекрытия;
г
— то же, прогона н балок;
д
— сечение опалубки прогона при отсутствии плиты; е — поэтажные стойки;
ж
— опалубка стены из унифицированных стальных щитов с креплением пружинно-стержневыми скобами;
и
— металлическая опалубка колонны и прогона на раздвижных стойках;
1
— пробки, заложенные в бетон;
2
— рамка;
3
—короб колонны;
4
— хомуты; 5 — оголовок стойки;
6
— прижимные доски; 7 — под-кружальные доски;
8
— кружала;
9
— фризовые доски;
10
— боковые щиты; // — днище короба;
12
— щиты опалубки плиты;
13
— стяжка;
14
—■ схватка;
15
— стойки;
16
— забетонированное перекрытие;
17
— лаги под стойки; /8 — расшивины;
19
— бетонируемое перекрытие;
20
— стойка;
21
— стальной щит;
22
— пружинно-стержневая скоба;
23
— опалубка прогона;
24
— струбцина;
25
— раздвижная стойка
Передвижная катучая опалубка
Опалубку в виде инвентарных деревянных блоков или металлических секций,
перекатываемых по рельсам, применяют для возведения линейных сооружений: проходных тоннелей, коллекторов, пульпопроводов, отстойников, тоннелей
большого сечения и т. п. Бетонируют такие сооружения раздельно: сначала днище, на котором монтируют пути для передвижки опалубки, затем в катучей опалубке — стены и покрытия. Для небольших тоннелей или коллекторов применяют деревянную блочную опалубку в виде системы связанных между собой кружал, обшитых досками толщиной 30 мм.
Инвентарную деревометаллическую ка-тучую опалубку
(рис. VI 1.9) применяют для возведения открытым способом тоннелей с поперечным сечением от 1300 х X 1300 до 2300 X 2820 мм.
Секция внутренней опалубки длиной 3200 мм включает четыре стальные рамы, обшитые досками, водостойкой фанерой или стальным листом. Средние стойки рам оборудованы домкратами, а ригели шарнирно соединены со стойками. Нижние ригели — раздвижные; они опираются на ролики, передвигаемые по переносным рельсам.
Секция наружной опалубки состоит из П-образных деревянных рам с закрепленными на них щитами опалубки. При распалубливании с помощью домкратов, имеющихся на стойках рам, отодвигают щиты опалубки от стен на 3—4 см.
Для снятия внутренней опалубки стойки стальных рам сжимают, завинчивая домкраты, а всю шарнирно связанную конструкцию отрывают от бетона. После этого вдвигают балки нижнего ригеля, чтобы образовать зазор между низом щитов и готовыми стенами. Секции опалубки передвигают лебедкой. В транспортном положении опа-
лубка показана на левой стороне рис. VII.9.
Для больших тоннелей катучую опалубку выполняют в виде металлических секций.
Стальная оболочка опалубки, имеющая шарниры, крепится домкратами к тележке, передвигаемой по рельсам. В проектное положение оболочку устанавливают домкратами и закрепляют на месте распорками и клиньями. Затем домкраты снимают и переводят тележку на другую захватку.
Когда нужно распалубить забетонированную секцию, тележку подводят под оболочку. Завинчивая домкраты, на тележку опускают оболочку, которая поворачивается на шарнирах, после чего секцию передвигают вперед под установленной опалубкой следующих секций, что дает возможность вести работы на нескольких захватках.
На рис. VIІ.2, в
показана
горизонтально скользящая катучая опалубка
для бетонирования протяженных стен толщиной до 600 мм. В горизонтальном направлении опалубка перемещается по рельсовым путям с помощью электродвигателей, установленных на тележке.
Как устроена типичная подъемно-переставная опалубка?
Конструктивно такая опалубка достаточно сложна. Она включает в себя внутреннюю и внешнюю оболочку. Внутренняя часть обрабатывается специальным разделительным составом и находится в непосредственном контакте с бетонным раствором. Заливка бетона внутрь формы осуществляется посредством специальных рабочих площадок. Для достижения наивысшего качества строительства и высокой прочности конструкции бетонирование выполняют поярусно. Высота яруса, зачастую, не превышает 2-2,5 м.
Основным элементом внешней оболочки опалубочной системы являются прямоугольные либо трапециевидные стальные панели. Их фиксация друг к другу выполняется посредством высокопрочных замков. В обязательном порядке собранная конструкция проверяется на соответствие проектным размерам. Обращаем внимание, что при монтаже верхнего яруса следует следить за тем, чтобы он перекрывал забетонированную часть конструкции не менее чем на 10 см.
Как говорилось выше, любая подъемно-переставная опалубка имеет внутреннюю часть. Для ее сборки используются щиты меньшего размера, чем щиты наружной оболочки. Причем они устанавливаются в 2 яруса. Необходимый промежуток между наружными и внешними частями достигается с помощью особых распорок-фиксаторов.
Разновидности переставной опалубки
По конструктивному исполнению объемно переставную опалубку делят на четыре основных типа:
- Мелкощитовая. Максимальные размеры щита такой конструкции составляют по ширине – 1200 мм, по высоте – 1500 мм. Этот вид опалубочной системы пригоден для монтажа и демонтажа без применения подъемного оборудования.
- Крупнощитовая переставная опалубка. Ширина каждого модуля доходит до 2400 мм, максимальная высота до 3000 мм.
- Подъемно переставная. Особенностью этого типа является крепление наружного контура с внешней стороны здания при помощи специальных анкеров и закладных.
- Переставная опалубка блочного типа. Такой вид опалубки изготавливают в виде готовых блок-форм.
Ключевые достоинства и недостатки переставной опалубки для стен и других конструкций
Главным достоинством таких систем является возможность быстро возводить многоэтажные здания сложной формы. При этом строители получают возможность отливать целые этажи с несущими стенами, межкомнатными перегородками, лифтовыми шахтами и колоннами. Продуманная до мелочей конструкция и использование качественных материалов обеспечивают большой рабочий ресурс переставных опалубочных систем. Возможность многократного использования позволяет существенно снизить затраты на строительные работы в долгосрочной перспективе.
К недостаткам переставной опалубки можно отнести сложность монтажа и значительные габариты, требующие привлечение спецтехники.
ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА
В процессе строительства масштабных сооружений из монолитного бетона переставная опалубка снискала особую популярность. Ее конструкция дает возможность выполнить оперативную разборку и монтаж опалубочной системы на новом месте. С помощью переставной опалубки можно в сжатые сроки осуществлять отливку широкого спектра разнообразных конструкций. Как правило, это фундаменты, несущие стены и перегородки, межэтажные перекрытия, колонны и пр. Ниже мы акцентируем внимание на этом более детально.
Аренда переставной опалубки – сбалансированное решение для снижения строительных затрат!
Далеко не секрет, что стоимость опалубочных систем для многоэтажного монолитного строительства очень высока. Их приобретение экономически целесообразно только при условии многократного использования. предлагает вам на выгодных условиях взять в аренду переставную опалубку любого типа. Представленные у нас системы находятся в безупречном техническом состоянии и позволяют изготавливать бетонные изделия отменного качества. Все хлопоты по подбору типа опалубки, ее транспортировке, монтажу, демонтажу, сервисному обслуживанию и хранению мы возьмем на себя!
Подъемно-переставная опалубка
Это еще одна разновидность переставной опалубки во многом похожая на крупнощитовую опалубку. Однако по способу монтажа имеет значительные отличия:
- Изначально в бетонном основании по всему периметру с наружной стороны обустраивают закладные для установки крепежных анкеров.
- Затем на горизонтальной поверхности собирают крупный элемент опалубочной системы (карту) площадью до 80 м². На карте крепят подмости для обустройства настила и технологические лестницы.
- С помощью подъемного крана собранную карту подводят к бетонной стене основания и крепят к ней при помощи анкеров.
- Аналогично собирают остальные карты и монтируют с внешней стороны по всему периметру сооружения.
- Затем приступают к монтажу внутреннего контура опалубочной системы.
- Заливку бетонной смеси можно осуществлять одновременно по всему этажу возводимого здания.
- После того как бетон отвердеет, карты рассоединяют друг от друга, откручивают крепежные анкеры и с помощью подъемного крана переставляют на следующий уровень.
Собрав карты для возведения стен первого этажа, их просто переставляют в собранном виде с уровня на уровень. Такая опалубка идеально подходит для строительства многоэтажных зданий самого различного назначения и обеспечивает высокую скорость укладки бетона.
Самый известный производитель: “FORA”(Россия).
Устройство
Подъемно-переставная опалубка состоит из внутренних и внешних щитов, крепежей, подъемных приспособлений, поддерживающих устройств и настилов для рабочих. Бетон заливается непосредственно в форму из внутренних щитов, а внешние нужны для поддержки. Такая конструкция обеспечивает опалубке способность выдерживать деформирующее воздействие бетонной смеси. По периметру опалубки монтируются рабочие площадки, позволяющие контролировать процесс заливки на высоте.
Оснастка устроена таким образом, чтобы ее можно было перемещать по вертикали без распалубки системы. По мере застывания бетонной смеси форма перемещается выше для заливки следующей порции. Величина одного яруса, как правило, составляет 2-2,5 метров.
Из чего состоит подъемно-переставная опалубка
Как и любая другая опалубочная конструкция, подъемно-переставная опалубка собирается прямо на месте выполнения строительных работ и состоит из следующих основных элементов:
- внутренние и внешние опалубочные панели;
- навесные подмости, используемые для бетонирования;
- рабочая площадка;
- нижние подмости.
В конструкцию также входит механизм, позволяющие перемещать щиты опалубки в радиальном направлении и шахтный подъемник. Дополнительными (вспомогательными) элементами опалубочных систем в данном случае выступают ролики подвески, стяжки, болты, скобы и накладки, использующиеся для надежной фиксации конструкции на монолитном сооружении.
Рабочая площадка подъемно-переставной опалубки представляет собой жесткую диафрагму, которая крепится к подъемной головке. Ее устанавливают в нижней точке, после чего она может подниматься по шахтоподъемнику. В настиле присутствует кольцевое отверстие, которое необходимо для выпуска арматуры и успешной укладки бетонной смеси в опалубочную систему. По ходу подъема опалубки, длина окружности рабочей площадки уменьшается. Это происходит за счет использования лишних панелей и щитов.