Как устроен двигатель стиральной машины: принцип работы + как заменить при поломке


Советы специалистов

Чтобы избежать ремонта тахогенератора стиральной машины рекомендуется установить надежный элемент, называемый датчик Холла. Он монтируется на двигатель устройства и отличается высокой производительностью. Многие ведущие бренды изначально оснащают стиральные машины нового поколения этим прибором.
Не всегда замедленная работа загрузочного барабана говорит о поломке тахогенератора стиральной машины Атлант. Прежде чем осуществлять замену этой детали нужно проверить работоспособность кнопок. Банальное западание кнопки запуска отжима может привести к уменьшению оборотов барабана на стадии стирки и отжима.


LG F-10B8ND

Кроме неполадок тахогенератора к замедлению оборотов может привести перегруз барабана. Нередко хозяйки не соблюдают рекомендованные производителем параметры использования стиральной машиной. Если загрузить в барабан белья больше, чем это предусмотрено конструктивными особенностями агрегата, это приведет к неправильной работе техники на всех этапах.

Принцип работы

УБЛ стиральной машины – устройство блокировки люка, которое является неотъемлемой частью автоматической стиральной машины. Главное его назначение – блокировка двери устройства и обеспечение безопасной эксплуатации аппарата. Если элемент поломан и не срабатывает, система автоматического управления машины не запустит процесс стирки.

Для того чтобы понять принцип работы данного устройства, необходимо обратить внимание на то, как он устроен. Конструкция механизма состоит из следующих элементов:

  • фиксатор;
  • термоэлемент;
  • биметаллическая пластина.

Замок блокировки люка расположен внутри пластикового корпуса. Блокирующую систему и замок связывает металлическая пружина, которая располагается в нижней части люка. В момент поступления команды от модуля управления о начале стирки устройство блокировки люка получает на термоэлемент определенный разряд электрического тока. Нагретый термоэлемент передает тепловую энергию на биметаллическую пластину, которая, увеличиваясь, нажимает на фиксатор. При появлении поломки в данной рабочей цепи блокировка люка не будет произведена, а машинка не начнет работать.

Самый распространенный электромотор

Из встречающихся видов мотора самым распространенным считается коллектор. Точнее, двигатель называется щеточно-коллекторным узлом и состоит из подвижного ротора, статичного статора, электрощеток и ламелей. Работает система за счет последовательной реакции на обмотке при поступлении электрического тока. Если коротко, то работает коллекторный мотор следующим образом:

  • на графитовые щетки, примыкающие к ламелям, поступает электрический ток;
  • создается магнитное поле;
  • через ламели напряжение от щеток передается на ротор со статором;
  • ротор начинает вращаться, постепенно набирая заданные программой обороты;
  • импульс передается на вал;
  • барабан стиралки раскручивается.

Располагается коллектор в нижней части корпуса под стиральным баком. Для передачи набираемых оборотов от двигателя к барабанному валу предусмотрен привод – шкивы и приводной ремень. Как только мотор разгоняется, «колеса» раскручиваются за счет резинки, передавая импульс на барабан.

Коллекторный двигатель отличается долговечностью, доступностью и недорогим ремонтом.

Стандартный коллекторный мотор имеет ряд преимуществ:

  • простой и надежный механизм, что делает движок долговечным;
  • доступная цена, что удешевляет автомат;
  • недорогое и легкое обслуживание и ремонт.

Есть у коллектора и недостатки. Основной среди них – высокий уровень шума из-за присутствующих щеток, которые постоянно стираются о металлический корпус мотора. Отсюда выходит и второй «минус»: графитовые наконечники со временем истираются и нуждаются в замене.

Тестируем двигатель

Когда принято решение самостоятельно протестировать двигатель, необходимо тщательно изучить устройство мотора. На стиралках от Индезит устанавливается движок коллекторного типа, выгодно отличающийся компактностью и высокой мощностью. Неотъемлемая часть устройства – приводной ремень, соединяющийся со шкивом барабана и запускающий процесс вращения.

Что касается внутреннего механизма, то под корпусом прячутся несколько отдельных деталей: ротор, статор и две электрощетки. Контролирует скорость в оборотах расположенный сверху таходатчик. Специалисты используют несколько способов для проверки работоспособности двигателя. Но для начала нужно достать его из стиральной машинки.

  1. Снимаем заднюю панель стиралки, открутив болты по периметру.
  2. Ослабляем и убираем приводной ремень, одновременно вращая шкив.
  3. Отключаем подведенную к двигателю подводку.
  1. Отвинчиваем удерживающие болты и, раскачивая движок в стороны, достаем наружу.

Какой двигатель стоит в стиральной машине

Электродвигатель стиральной машины вращает ее центральную часть – барабан. Первыми двигателями, вставшими на массовое производство, были моторы с ременным приводом, приводящие барабан в движение посредством ременной передачи. Эта технология используется и по сей день, но это не отменило эволюцию стиральных машин.

Сегодня производители стали использовать и другие типы моторов. Итого, на сегодняшний день есть три основных типа ЭД:

У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые стоит учитывать, подбирая стиральную машинку.

Устройство стиральных машин

Мало кто из владельцев стирального аппарата задумывается над его устройством и принципами работы. Однако, чтобы самостоятельно отремонтировать забарахлившую стиральную машину автомат в домашних условиях, необходимо знать ее внутреннее строение и назначение основных узлов и деталей.

Управление

Основная деталь в современной стиральной машине — модуль управления. Именно с помощью управляющей платы, которая представляет собой металлическую подложку с множеством резисторов, диодов и других элементов, происходят все процессы стирки: запуск и остановка машины, нагревание и слив воды, отжим и сушка белья.

От специальных датчиков модуль получает информацию о том, как действовать в тот или иной отрезок времени. В машинке используется три датчика:

  • прессостат — показывает уровень воды в баке;
  • термостат — определяет температуру воды;
  • таходатчик — контролирует количество оборотов двигателя.

Управляющий модуль — не только самая важная, но и наиболее дорогостоящая деталь стирального устройства. Если он выйдет из строя, то машинка начинает «чудить» или вовсе отказывается выполнять свою работу. Без специальных навыков ремонта электронной техники не стоит самостоятельно чинить плату. Чаще всего эту деталь полностью меняют либо отдают на починку профессионалам.

Исполняющие устройства

Получив от хозяйки машины соответствующие указания по стирке (режим, температура воды, необходимость дополнительного полоскания и другие), и проверив состояние датчиков, модуль управления отдает необходимые приказания исполняющим механизмам.

  • С помощью специального устройства УБЛ блокируется дверца загрузочного люка. В таком состоянии машина будет находиться до окончания стирки, и лишь спустя 2-3 минуты после слива воды модуль управления подаст сигнал о разблокировке люка.
  • Через клапан в бак устройства подается вода. Как только прессостат покажет, что бак наполнен, подача воды автоматически прекратится.
  • За нагрев воды отвечает трубчатый электронагреватель (ТЭН). От модуля он получает сигнал о времени включения и температуре, до которой необходимо нагреть воду в баке.
  • За вращение барабана отвечает двигатель машины, который через ремень или напрямую соединяется со шкивом барабана. Момент запуска и остановки, а также скорость вращения контролирует управляющий модуль.
  • Слив отработанной воды осуществляется с помощью помпы. Сливной насос откачивает воду из барабана и отправляет ее в канализационную трубу.

Такие на первый взгляд несложные механизмы под управлением электронного модуля выполняют всю работу стирального агрегата.

Бак стиральной машины

Бак — герметичная емкость из пластика, занимающая большую часть корпуса стиральной машины. Внутри бака расположен барабан для загрузки белья и ТЭН.

Бак стиральной машины состоит из двух частей, соединенных металлическими скобами или болтами. Забор и слив воды происходит через специальные патрубки, подведенные к стенкам бака. Для уменьшения вибрации, возникающей при вращении барабана, верхняя часть бака к корпусу машины крепится на пружины, а нижняя — с помощью амортизаторов.

Барабан изготавливают из высококачественного нержавеющего металла. Вращаясь в нем белье стирается и отжимается, полностью очищаясь от загрязнений. Резиновая манжета, расположенная между баком и барабаном, обеспечивает герметичность конструкции.

Какие двигатели используются в стиральной машине

Рассмотрим каждый тип двигателя по отдельности, оценим их сильные и слабые стороны, чтобы вы могли сделать взвешенный выбор при подборе техники.

Асинхронные

В стиральных машинах используются как двухфазные, так и трехфазные моторы. Но с 2000-х годов первый тип ушел в небытие, и сегодня используются более компактные моторы на 3 фазы и с возможностью регуляции скорости оборотов.

Устроены они таким образом: в их конструкции предусмотрено две части – статор (недвижимый) и ротор (обеспечивающий вращение барабана). Такой мотор может вращаться до 2,8 тыс. оборотов за 1 минуту.

Слабая сторона движка асинхронного типа: ослабевание крутящего момента, что вызывает раскачивание барабана и потерю мощности при вращении. Но если в вашей стиральной машинке стоит движок асинхронного типа, значит, вас ждут такие преимущества:

К минусам эксперты относят такие моменты:

В мощных СМА последних годов такие моторы уже не используются. Их можно встретить только в простых моделях из невысокой ценовой категории.

Коллекторные

8 из 10 бытовых приборов в своей конструкции предусматривают именно такие ЭД. В стиральных машинках коллекторные движки стали использоваться с начала 90-х годов, а уже спустя десятилетие практически полностью вытеснили асинхронные двухфазные аналоги. Главный их плюс – универсальность и работа от постоянного и переменного тока.

Проверяем работоспособность механизма

В продаже присутствуют машинки только с инверторными и коллекторными двигателями, поэтому рассмотрим именно эти две разновидности, асинхронный опустим.

Ищем поломку прямоприводного двигателя

Инвертор не предназначен для ремонта в домашних условиях. Самый верный вариант — попробовать системное тестирование, если ваша модель машинки на такое способна.

Самодиагностика выдаст код неисправности, его расшифровка и поможет понять, где проблема и нужны ли услуги мастера.


Способ тестирования и коды ошибок для каждой машинки свои. Перед тестированием нужно освободить барабан от белья и плотно закрыть люк

Если все-таки захотели снять инвертор, придерживайтесь правильного алгоритма:

  1. Отключаем прибор от электросети. Рекомендуется подождать несколько минут, чтобы все элементы окончательно обесточились.
  2. Выкручиваем болты, снимаем заднюю панель.
  3. Находим под ротором винты, которыми прикреплена проводка, выкручиваем их.
  4. Перед отсоединением проводов фотографируем или зарисовываем их, чтобы потом правильно подсоединить все источники питания.
  5. Снимаем центральный болт, который держит ротор. В процессе нужно придерживать ротор, чтобы предотвратить вращение.
  6. Снимаем сборку ротора, а за ней — статора.
  7. Отсоединяем все проволочные разъемы.

Теперь можно осмотреть двигатель. Основательно протестировать работу инвертора вряд ли получится. Что можно сделать? Проверить целостность обмотки ротора.

Часто в таких двигателях ломается датчик Холла. Работоспособен ли он — это можно выяснить только в условиях мастерской, если заменить деталь на новую.

Проводим диагностику ременной передачи

Чтобы проверить коллектор, нужно сначала достать его из корпуса. Для чего снимаем заднюю панель, рассоединяем провода и выкручиваем болты. Допустимо подковырнуть отверткой в местах крепления болтов, где часто наслаивается грязь и происходит залипание.

Теперь приступаем к диагностике. Соединяем по схеме провода обмотки статора и ротора. Подключаем все это к электричеству. С прибором все в порядке, если ротор начал вращение.


Этот способ проверки имеет свои особенности: невозможность потестировать работу двигателя в разных режимах плюс есть риск замыкания от прямого подключения

Чтобы избежать замыкания, в эту схему можно подключить балласт в виде ТЭНа. Балласт подключаем со стороны ротора. Он начнет греться, тем самым защитит двигатель от сгорания.

Коллектор — конструкция из нескольких частей и они все требуют проверки. Первые на очереди — пресловутые щетки. Они расположены по бокам корпуса. Достаем их и осматриваем.

Если они изношены, нужна замена. Явный признак такой необходимости — двигатель искрит при вращении. Чтобы купить новые щетки, возьмите с собой старые и запишите информацию о модели стиралки.

Следующий элемент — ламели. Они служат проводниками-передатчиками тока к ротору. Эти детали приклеиваются к валу и в случае заклинивания мотора не исключена их отслойка.

Если вам доступен токарный станок, на нем можно устранить небольшие отслоения. Не забудьте вычистить стружку мелкой наждачкой.

Уделите пристальное внимание заусенцам и отслоениям на ламелях, они нередко и являются причиной неудовлетворительной работы двигателя стиралки

Теперь приступим к обмоткам статора и ротора. Если в них появилось замыкание, коллектор нагревается, что вызывает срабатывание термистора. Результат — теряется мощность или вовсе прекращается работа механизма. Обмотки тестируем мультиметром в режиме сопротивления.

Статор проверяется в режиме зуммера. Концы проводки поочередно тестируются щупами. Если не следует никакого сигнала, с деталью все в порядке. Определить место замыкания можно, подсоединив один щуп к проводке, а второй — к корпусу.


Щупы прикладываются к ламели двигателя. Дисплей показывает меньше 20 Ом — имеем замыкание, больше 200 Ом — обрыв обмоток

Если прибор молчит, это нормально. В случае обнаружения поломки, для самостоятельного ремонта нужно будет создавать новую обмотку, а для неспециалиста это сложно.

Если все-таки нужна замена двигателя, обычно для этого достаточно просто установить новую деталь на место старой. Не забудьте после всех манипуляций включить машинку и проверить ее работу.

Как проверить исправность двигателя своими руками

Поскольку сегодня используются только коллекторные и инверторные моторы, рассмотрим пути диагностики на их примере.

Прямоприводной тип

Проверить его исправность в домашних условиях сложно. Можно использовать системное тестирование, если оно предусмотрено в вашей модели стиралки. Также самодиагностика может выдавать код неисправности на дисплее машины. Расшифровав код, вы поймете, в чем проблема и стоит ли обращаться в мастерскую.

Если вы все-таки решите снять двигатель, делайте это правильно:

  • Отключите стиральную машинку от питания.
  • Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
  • Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
  • Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
  • При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
  • Снимите сборку ротора.
  • За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
  • Для их выкручивания возьмите головку на 10.
  • Отсоедините разъемы проводки от статора.

Можно начинать осмотр и проверить работоспособность двигателя.

Коллекторный тип

Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Но сначала достаньте мотор из корпуса:

  • Снимите заднюю крышку СМА.
  • Отсоедините провода от двигателя.

  • Открутите болты и вытащите мотор из корпуса.

Приступите к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как указано на схеме ниже. Затем подключите обмотку к электричеству 220 Вольт. Если ротор начал вращаться, считается, что прибор исправен.

В данном методе есть недостатки. Во-первых, вы не сможете точно подтвердить функциональность двигателя, особенно как он будет работать в разных режимах. Во-вторых, прямое подключение грозит испортить мотор, если его замкнет.

Исходя из сказанного выше, в данную схему можно включать балласт, который служит защитой. В качестве балласта можно использовать ТЭН от стиралки. Подключение согласно схеме:

В таком случае при замыкании элемент начнет нагреваться, защищая двигатель от сгорания.

Поскольку коллекторный мотор состоит из нескольких элементов, их все нужно проверить.

Электрические щетки

По бокам корпуса мотора находятся две щетки. Поскольку выполняются они из мягкого материала, со временем они стирается. Достаньте щетки из корпуса и, если они изношены, установите новые детали.

Узнать, что со щетками проблема, можно при подключении двигателя. Если вы соединили его проводку с сетью, а при вращении он начал искрить, значит, дело в электрощетках.

Купить новые элементы вы можете в магазине, показав старые щетки либо назвав модель машины.

Проблема в ламелях

Через ламели посредством щеток передается электричество к ротору. Поскольку ламели крепятся на клей к валу, при заклинивании мотора они могут отслаиваться. С небольшими отслоениями можно справиться при помощи токарного станка, проточив коллекторы. Стружка тщательно вычищается мелкой шкуркой.

При осмотре ламелей обращайте внимание на отслоения и заусенцы, которые указывают на неполадки в работе.

Обмотки ротора и статора

При проблемах с обмоткой двигатель СМА становится менее мощным, либо вообще прекращает работать. Происходит это потому, что в обмотках возникает замыкание, мотор сильно перегревается и срабатывает термистор, который отключает его для безопасности.

Проверить обмотки можно мультиметром. Настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щупы мультиметра к ламели, как показано на картинке. В норме показатели должны быть от 20 до 200 Ом. Если сопротивление меньше – это замыкание. Если больше – обрыв обмотки.

Чтобы проверить статор, включите на мультиметре режим зуммера и по очереди прикладывайте щупы к концам проводки. Если прибор молчит, не издавая сигнала, значит, все в порядке.

Чтобы найти место замыкания, один щуп мультиметра подсоедините к проводке, другой к корпусу. В норме не должно быть никаких звуков.

Если вы нашли поломку, не пытайтесь проводить самостоятельный ремонт. Для этого нужно заново создавать обмотку. В данном случае проще заменить электродвигатель.

Как видно, проверить двигатель своими руками несложно. В некоторых случаях вы сможете самостоятельно отремонтировать двигатель или обратиться в сервисный центр.

Пошаговая замена двигателя

Итак, когда все нужные инструменты подготовлены, можно приступать.

Ход работы:

  • Убедившись, что в барабане машинки нет вещей, обесточьте её. Желательно на всякий случай подготовить тряпку и ведро. Это может понадобиться, если во время работы изнутри вытечет застоявшаяся вода.
  • Далее нужно снять крышку. В зависимости от модели, она может находиться сзади, спереди или сбоку. В любом случае, каждая из них имеет крепления, которые нужно снять с помощью соответствующего инструмента.
  • Под баком должен находиться мотор, который крепится на четырёх посадочных пазах или кронштейнах. К двум из них он прикреплён винтами. Перед снятием мотора нужно аккуратно демонтировать ремни, а также питающие и заземляющие проводники.
  • Отвинтить крепления можно с помощью гаечного ключа.
  • После того, как сняты крепления, можно демонтировать мотор. Иногда потребуется приложить немного больше усилий, так как места креплений могут быть залипшими.
  • Когда мотор поддался, аккуратно вытяните его и приступайте к ремонту или замене.

Процедура обратного монтажа будет аналогичной. Аккуратно поместите мотор внутрь стиральной машинки, установите с помощью креплений и закройте крышкой.

Работа кажется несложной, но чтобы не возникло неожиданностей, лучше, если её будет выполнять опытный специалист сервисного центра.

Ремонт мотора

Прежде чем выбросить важную и дорогую деталь, ее стоит осмотреть, поискать неисправности — некоторые из них можно устранить самому.

Чтобы найти поломку, мотор нужно подключить к сети, до этого соединив ротор и статор. Если щетки двигателя выглядят растрепанными и искрят во время работы, то их следует заменить на новые. Они могут находиться в середине двигателя или вблизи коллектора. В первом случае мотор нужно разобрать, а во втором только поддеть крепления.

Если был замечен необычный шум, перегрев, то, скорее всего, проблема в обмотке. Убедиться в этом поможет мультиметр. Нужно приложить щупы прибора к разным группам ламелей: если разница в сопротивлении выше 0,5 Ом — есть короткое замыкание. Подтвердит диагноз наличие гари, сильного запаха при работе. Если же ламели не имеют сопротивления, возможен обрыв обмотки. Перематывать ротор невыгодно — лучше купить новый.

Ламели ротора также могли испортиться, отслоиться, оторваться. Если дефект незначительный, то выровнять их можно на токарном станке, прочистить промежутки. Между ними нельзя оставлять металлическую пыль или заусеницы, измерять мультиметром на короткое замыкание. Полностью оторванные, надломленные ламели починить не удастся.

Проблемы с деталями — это следствие короткого замыкания обмотки. Даже хорошо их прочистив, починить мотор не всегда получается. Стоит поискать для машинки новый ротор.

Наиболее частные причины поломки двигателя стиральной машины

Одной из самых частых причин неисправности коллекторного двигателя являются вышедшие из строя щетки. Об их неисправности может свидетельствовать потеря вращательной силы барабана и увеличенный уровень шума во время работы.

Перегрузка бака является наиболее распространенной причиной поломки щеток. Также они достаточно быстро приходят в негодность, если использовать отжим на максимальных оборотах. Не стоит забывать про ремень, который может соскочить со шкива или вовсе порваться.

Визуальный осмотр тоже может помочь установить необходимость замены щеток. Так, если они искрят во время работы или имеют черный налет, то их нужно заменить.

При неисправности этого элемента ремонт можно провести на дому. Для этого нужно купить подходящую модель. Лучше всего будет купить оригинальный набор от производителя.

Другой частой причиной поломки является неисправность ламелей. Данные пластины изнашиваются довольно редко. Причиной неисправности может быть обрыв шнура в обмотке.

Как правило, это связано с неправильной эксплуатацией стиральной машинки. Например, запуск процесса стирки с незакрытыми створками барабана.

Если проблема все же с самими пластинами, то ротор, скорее всего, не подлежит ремонту. Однако если отслоение незначительное (около 0,5 мм), то можно проточить ротор на токарном станке. Для этого нужно зафиксировать ротор и заточить ламели, выровняв их по толщине. Затем аккуратно вычистить от пыли и стружки.

Определить наличие этой неисправности можно при помощи прокручивания ротора. Об этом будет свидетельствовать появление характерного звука.

Также неисправности двигателя могут быть связаны с обрывом или замыканием в обмотке. Это может быть вызвано следующим:

  • перегрев корпуса двигателя из-за коротких замыканий в обмотке;
  • нарушение изоляции обмотки.

Обнаружить обрыв можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо перевести прибор в режим измерения сопротивления и проверить сопротивление между ламелями. Нормой является значение показателя от 0,1 до 0,4 Ом.

Из-за замыкания в двигателе в негодность могут прийти и другие элементы стиральной машины. Например, командный аппарат, реле реверса и другие.

Таким образом, в большинстве случаев поломки двигателя стиральной машины происходят из-за несоблюдения правил эксплуатации, а также из-за нестабильности в электросети. Чтобы устройство проработало дольше, необходимо четко соблюдать правила эксплуатации, описанные в инструкции. Желательно также использовать дифференциальный автоматический выключатель, чтобы защитить стиральную машину от скачков напряжения.

Как функционирует датчик?

Важно понимать, какую роль выполняет тахогенератор в системе стиральной машины. Датчик выполнен в виде кольца, на котором имеются провода

При работе электродвигателя в таходатчике, за счет магнитного поля, появляется напряжение. Номинальное значение образующегося напряжения напрямую связано со скоростью вращения мотора – чем быстрее крутится движок, тем сильнее возникающее в кольце напряжение.

Именно для контроля скорости мотора и предназначен датчик Холла. Принцип действия элемента таков. Например, движок начинает вращаться усиленнее, чтобы обеспечить выставленный пользователем отжим. Так, двигателю необходимо разогнаться до 800 оборотов за минуту. Управляющий блок незамедлительно передает мотору сигнал поднимать обороты, но в какой момент прекратить набирать скорость? Именно тахогенератор, замеряющий количество оборотов движка, при наступлении заданных параметров работы, даст сигнал блоку управления прекратить ускорять электродвигатель стиральной машины.

Интересное:

Поделитесь своим мнением – оставьте комментарий

Множество людей не задумываются о всей сложности механизмов внутри стиральной машины. Но бывает, что машинка ломается и часто причиной поломки может быть такая незаметная деталь, как таходатчик или тахогенератор стиральной машины.

Инверторный тип двигателя

Это более современные моторы, появившиеся в 2005 г. Сначала их использовала компания LG, что позволило ей длительное время удерживать лидирующие позиции по продажам стиральных машин. Сегодня такой узел получил более широкое применение – его устанавливают фирмы Самсунг, Бош, AEG и др.

Такой двигатель, как и мотор коллекторного типа, имеет статор, но щетки в нем не применяются. По этой причине инверторные моторы считаются двигателями с прямой приводной передачей. Крепление их выполняется к барабану, для передачи вращения ремень не нужен.

Двигатель от стиральной машины активаторного типа обладает определенными преимуществами:

  • агрегат компактный, отличается простотой конструкции,
  • коэффициент полезного действия высокий, электричества расходуется меньше,
  • за счет отсутствия узлов, подверженных изнашиванию, эксплуатационный период продлевается,
  • при работе издает мало шума, колебаний и вибраций,
  • отжим белья выполняется на большой скорости,
  • существует настройка разных режимов вращения.

Правда, имеются определенные недостатки:

  1. стоит такой двигатель дороже, чем другие типы моторов,
  2. ремонтные работы обходятся дорого.

Способы проверки

Существует два способа, позволяющих самостоятельно проверить исправность двигателя стиральной машинки. Для того чтобы суметь ими воспользоваться, вам нужно иметь хотя бы элементарное представление об устройстве двигателя и о том, как происходит его питание. В интернете можно найти множество схем, которые в доступном виде отображают эту важную информацию.

Статья по теме: Круглая кровать своими руками: последовательность изготовления (видео)

  • Первый способ проверки предполагает подачу напряжения на стартерную и роторную обмотки двигателя, предварительно произведя поочередное соединение этих элементов. Недостаток данного способа заключается в том, что он не гарантирует 100%-го результата, так как, даже если двигатель будет вращаться под напряжением, это не значит, что он будет исправно функционировать при разных режимах работы стиральной машины.
  • Второй способ потребует специального оборудования, а именно автотрансформатора мощностью от 500 ватт. При помощи этого прибора нужно запитать присоединенные обмотки стартера и ротора. Этот метод более безопасен, так как позволяет держать под контролем скорость оборотов.

Моторы в стиральных машинах: какой тип лучше?

Странная вещь – эта стиральная машина. Вы ведь тоже в первую очередь выбираете ее по размерам? И только потом, найдя идеал «90-60-90» для ниши на кухне или в ванной, смотрите на ее технические возможности. Правда в том, что Вы не обязаны досконально знать, как все устроено внутри машинки. Хотите комфортной стирки – Вы ее получите. До цели всего один шаг – определение типа двигателя.

Причины неисправности

Владельцев новых моделей LG данная статья не заинтересует — инверторные моторы ломаются крайне редко. А вот обладатели старых версий СМА нередко сталкиваются с проблемной работой движка. Чтобы узнать, нужна ли замена двигателя в стиральной машинке, выполняют последовательность действий:

  • демонтаж;
  • разборку электродвигателя;
  • проверку работоспособности.

В зависимости от результатов проверки становится понятно, что вам предстоит — ремонт двигателя стиральной машины LG своими руками, обращение к мастеру или замена изношенного устройства. Возможные неисправности коллекторного двигателя:

  • Износились щетки. Процесс износа ускоряется при регулярной перегрузке барабана. Негативно влияет и отжим на высокой скорости.
  • Короткое замыкание может привести к обрыву статорных и роторных обмоток. Движок не может из-за этого работать на полную мощность, падают обороты. Падение вращающей силы может закончиться полной остановкой устройства. Проблемные обмотки приводят к перегреванию корпуса электромотора — из-за этого срабатывает термозащита, останавливающая работу ЭД.
  • Износ ламелей. Это происходит из-за постоянного трения электрощеток. ЭД работает нестабильно, теряет свою мощность.

По статистике сервисных центров, ремонт моторов производится чаще всего из-за изношенных щеток. Второе место занимают проблемы с обмотками, замыкают тройку лидеров стертые ламели.

Советы

  • Раз в полгода-год проверяйте состояние смазки подшипников мотора. Если она на исходе, очистите вал от остатков старой смазки и добавьте новую. Не используйте индустриальное масло – оно быстро высыхает при 50-80 градусах.
  • Не перегружайте машину, «гоняя» её на пределе. Если модель предусматривает 7 кг белья, нагрузите на 5-6 кг.
  • Снизьте обороты во время отжима, особенно когда белья много (околопредельный вес). Вместо 1000 оборотов в минуту лучше использовать 400-600.
  • Лёгкие вещи требуют освежающей стирки – один основной цикл, одно полоскание, один отжим. Не затягивайте стирку на 3 часа, когда загрязнения белья невелики. Если есть сушилка и утюг, можно не пользоваться режимом сушки и лёгкой глажки.
  • Зафиксируйте машину, установив её в небольшое углубление, на сантиметр «утопив» ножки в пол. На высоких оборотах она не сдвинется с места.
  • Не подвешивайте СМА на кронштейнах над полом, даже если стена выполнена из железобетона. Поймав резонанс при тряске во время отжима белья, можно и дом завалить.
  • Если питающее напряжение в вашей сети часто меняется, используйте высокомощный стабилизатор или ИБП, выдающий стабильные 220 вольт.
  • При проверке двигателя на работоспособность включайте его последовательно через ТЭН машины – неисправные обмотки будут сохранены, так как в случае их малого сопротивления, замыканий спираль ТЭНа будет быстро нагреваться.
  • В проводке (линии) розетки, в которую включается СМА, должен задействоваться дополнительный дифавтомат.

Стиральная машина, как и всякий прибор, нуждается в бережном обращении и своевременном уходе. Тогда она без особых проблем проработает лет 10-20.

О том, как проверить двигатель стиральной машины, смотрите далее.

Выявление неисправности мотора

Коллекторные двигатели обладают одним важным преимуществом – простотой. Здесь чаще всего ломаются три вещи – щётки, ламели, обмотки. Давайте разберёмся, как осмотреть узлы и выявить неисправность. Но перед этим попробуем запустить двигатель, так как нам нужно посмотреть, заработает он или нет.

Для запуска двигателя нужно последовательно соединить обмотки ротора и статора, после чего подключить к оставшимся разъёмам источник переменного тока с напряжением 220 Вольт. Если всё хорошо, то двигатель начнёт вращаться. В это время мы можем определить его шумность, выявить искрящиеся щётки.

Щетки


Если вашей стиральной машине примерно 10 лет, то щётки будут в ужасающем состоянии – на это чаще всего указывает сильное искрение двигателя. Износившиеся щётки имеют небольшие размеры, вы это увидите сразу. Если щётка целая, то она будет достаточно длинной, без сколов и трещин. Если это не так, то нужно произвести замену. Для замены щёток старайтесь использовать оригинальные комплектующие – благодаря этому срок службы отремонтированного двигателя возрастёт. Выбрать щётки для стиральной машины и самостоятельно заменить их — это дело несложное, но ответственное.

Обмотка ротора и статора


Если двигатель работает с непонятными шумами или не выходит на полную мощность, сильно гудит или греется, то причиной этому может стать неисправность обмоток. Проверяются обмотки с помощью самого обычного мультиметра (в режиме омметра), последовательным прикосновением щупов к соседним ламелям. Расхождение по сопротивлению не должно превышать 0,5 Ом. Если же это не так, то мы можем диагностировать межвитковое короткое замыкание.

Также нам нужно определить работоспособность статора – это делается аналогичным образом. В последнюю очередь проверяем замыкание всех обмоток на статорное или роторное железо (на корпус). Для этого пользуемся мультиметром, приложив один щуп к корпусу, а вторым проходя по ламелям и выводом статорных обмоток.


Если обмотки исправны, то сопротивление будет очень высоким (десятки и сотни мегаом).

Износ ламелей


Диагностировать износ ламелей так же легко, как и износ щёток. Для этого нужно просто осмотреть коллектор, полностью извлекая ротор из двигателя. Отслаивание ламелей, обрыв подводящего контакта, наличие заусенцев – всё это приводит к тому, что щётки начинают искрить.
Причиной отслаивания ламелей является заклинивание ротора или наличие межвиткового КЗ. В результате этого ламель начинает перегреваться и отслаиваться. Если оборвался контакт в месте соединения с ламелью, то причины могут быть самыми, но вернуть провода обратно бывает очень сложно.

Советы при работе

При применении мощного мотора машины в новом обличии вы должны помнить о 2 важных нюансах его подсоединения:

Перед подключением рекомендуем разобраться с проводами различного цвета, находящимися там на раздаточной коробке:

Будьте готовы к тому, что в различных модификациях провода различаются по расцветке, но принцип их подсоединения остаётся постоянным. Для выявления пар прозвоните провода по очерёдности: исходящие к тахогенератору имеют противодействие 60—70 Ом. Отстраните их в сторону и скрепите совместно изолентой, чтобы не мешали. Другие провода прозвоните, чтобы отыскать им пару.

Какой выбрать?

С первого взгляда может показаться, что преимуществ больше у инверторного мотора, и они более весомые. Но не будем торопиться с выводами и немного поразмышляем.

По энергоэффективности инверторные моторы оказываются на первом месте. В процессе работы им не приходится справляться с силой трения. Правда, эта экономия не столь существенна, чтобы принимать ее за полноценное и значимое преимущество.

По уровню шума инверторные силовые агрегаты также оказываются на высоте

Но нужно принять во внимание тот факт, что основной шум возникает при отжиме и от слива/набора воды. Если в коллекторных моторах шум связан с трением щеток, то в универсальных инверторных двигателях будет слышен тонкий писк.

В инверторных системах обороты машины-автомата могут доходить до 2000 в минуту

Цифра впечатляющая, но имеет ли она смысл? Ведь далеко не каждый материал выдержит такие нагрузки, потому такая скорость вращения на деле оказывается бесполезной.

Сложно однозначно ответить, какой мотор для стиральной машины будет лучше. Как видно из наших выводов, не всегда высокая мощность электромотора и его завышенные характеристики оказываются актуальными.

Если бюджет на покупку стиральной машины ограничен и загнан в узкие рамки, то можно спокойно выбирать модель с коллекторным мотором. При более широком бюджете есть смысл купить дорогую, тихую и надежную инверторную стиральную машину.

Если выбирается мотор на уже имеющуюся машину, то в первую очередь нужно тщательно изучать вопрос совместимости силовых агрегатов.

Коллекторные двигатели

С подобными типами узлов стиральные машины встречаются чаще всего. Коллекторный электродвигатель конструктивно состоит из корпусной алюминиевой части, пары щеток, ротора и статора.

Щетки являются основным отличием коллекторного мотора. В процессе стирки можно услышать, как они двигаются в машине, издавая звуки, напоминающие шорохи и шелест.

С коллекторными моторами применяют ременную передачу. Электрический двигатель расположен внизу стиральной машины, с барабанным шкивом соединяется ремнем.

Преимуществами машины для стирки, на которой установлен коллекторный мотор, считаются:

  • возможность работы от постоянного либо переменного токов,
  • небольшие параметры,
  • приемлемая стоимость, легкость выполнения ремонтных работ,
  • простота управляющей электроники.

Имеются и свои отрицательные моменты:

  1. стиральная машина, на которой установлен коллекторный мотор, чаще ломается – истираются щетки, растягивается или соскакивает ремень,
  2. шумная работа щеток, отвечающих за обеспечение контакта между двигателем и ротором,
  3. низкий КПД – определенное количество энергии затрачивается на преодоление усилий трения ременной передачи в момент вращения. Как следствие – увеличивается расход электрической энергии.

Коллекторный узел со щетками считается достаточно уязвимым, часто выходит из строя. В процессе возникшего трения появляется искрение, влекущее за собой перегревание и отслаивание коллекторных ламелей от изолирующего слоя. Случаются замыкания между витками, из-за чего магнитное поле становится слабее. От этого ротор и барабан совершают неполные вращения.

Основные признаки поломки сливного устройства в разных моделях

Большинство моделей стиральных машин Самсунг, LG, Индезит оснащены системой самодиагностики, что позволяет владельцу самостоятельно определить причину поломки, посмотрев на табло (больше о том, как определить неисправности и выполнить ремонт стиральных машин своими руками, читайте тут). Информационный экран содержит данные об ошибке в виде цифр, знаков, значение которых смотрят в инструкции по эксплуатации.

Если в машинке этой функции нет, определяют неисправность по следующим признакам:

  • после запуска программы откачки система не сливает воду;
  • процесс слива сопровождается посторонним шумом, гулом;
  • часть воды остаётся в баке после слива или откачка проходит медленно;
  • стиралка отключается, не слив воду полностью;
  • двигатель насоса работает, но вода не вытекает;
  • панель управления зависает во время слива воды.

В зависимости от вида поломки и модели машинки неисправность выражается одним или несколькими признаками или дополняется другими. Чтобы разобраться, что причиной некорректной работы стиральной машины стала помпа, сначала агрегат осматривают на наличие прочих повреждений, проверяют работоспособность других узлов и деталей.

LG

Для поломки помпы в стиральных машинах LG характерны следующие признаки:

  • странный, нехарактерный шум в нижней правой части корпуса;
  • плохо уходящая вода во время слива;
  • неполадки при включении, отключении помпы;
  • код ошибки на дисплее.

Самсунг

Первые признаки неисправности насоса в стиральной машине Самсунг:

  • Высветившийся код ошибки на цифровом экране. Обычно появляется после зависания процесса стирки в момент откачки воды из бака.
  • Машина прекратила работу посередине цикла с полным баком.
  • Насос работает не отключаясь.
  • Вода уходит из бака нерегулярно.

Чтобы убедиться в том, что вышел из строя насос, выполняют следующие действия:

Проверяют, задавалась ли программой функция отжима

Если нет, режим запускают повторно. Проверяют правильность расположения сливного шланга, отсутствие засоров в фильтре. Обращают внимание на крыльчатку помпы. Если деталь стоит на месте или проворачивается с трудом, придётся заняться помпой.

Ардо

На поломку сливного насоса в машинке Ардо указывает код ошибки Е03, F4, которые появляются после увеличения периода слива. Типичные признаки неисправности:

  • полная остановка насоса посреди цикла стирки;
  • мотор громко работает во время закачки и слива воды;
  • откачка воды во время отжима не в полном объёме;
  • машина не реагирует на заданные программы;
  • стиралка отключается во время заполнения бака водой;
  • вода поступает в бак в недостаточном количестве;
  • помпа не включается или работает не выключаясь.

Распространённая причина остановки — попадание посторонних предметов внутрь, например, пуговиц, монеток и другой мелочи, которые блокируют работу детали, не дают вращаться крыльчатке. Либо выход из строя прессостата, не подающего сигнал на модуль управления о необходимости подачи воды (как произвести ремонт прессостата своими руками?).

Индезит

О неисправности помпы в машинке Индезит указывает код ошибки F 05, появившийся на экране информационной панели. При отсутствии табло о проблеме сообщает комбинация индикаторов, загоревшихся на панели:

  • отжим;
  • замачивание;
  • дополнительное полоскание;
  • суперстирка.

Если самодиагностика не работает, на сломавшийся насос указывают следующие признаки:

  • оставшаяся вода в баке после стирки;
  • процесс откачки воды сопровождается сильным гудением;
  • слив воды не происходит при заданной программе;
  • отключение машинки во время слива воды после стирки.

Как провести диагностику электродвигателя в домашних условиях?

Легче всего проверить на исправную работу коллекторный мотор. Его проще снять в домашних условиях и можно проверить без применения профессионального дорогостоящего оборудования.

Что касается электродвигателей с прямым приводом, для их диагностики нужна система управления, да и снимать его придется вместе с баком, поскольку он является его неотъемлемой частью. Статор закреплен на болты к раме самой стиральной машины автомат, ротор также имеет жесткое крепление, которое в большинстве случаев не разборное. Ремонт таких стиральных машин чаще всего проводится только в сервисных центрах.

Как провести проверку мотора с прямым приводом?

Чаще всего, проверить такой двигатель можно только путем анализа выдаваемых ошибок на дисплее или сервисного меню стиральной машины. По коду ошибки, появляющемся на дисплее, можно обнаружить витковое замыкание, диагностировать обрыв электросети, выход из строя щеток.

Более сложная и профессиональная проверка и ремонт производится квалифицированными мастерами с использованием специального лабораторного и стендового оборудования.

Как проверить коллекторный двигатель?

Самый распространений двигатель, используемый в современных моделях стиральных машин. Проверить коллекторный двигатель стиральной машины можно самостоятельно в домашних условиях. Для начала электродвигатель необходимо извлечь из корпуса машины автомат. Сначала откручивается задняя или передняя стенка корпуса (в зависимости от модели стиральной машины). Сам мотор находится под баком с задней стороны и прикреплен к металлической раме шпильками или болтами. Электрическое соединение оснащено через клеммы, которые легко размыкаются.

После того, как мотор будет извлечен, необходимо произвести последовательное соединение статора и ротора, а на концы подать сетевое напряжение в 220 Вт. Лучше всего, если оно будет подаваться через дополнительный балласт. В качестве него можно использовать ТЭН, главное чтобы мощность оборудования с активным сопротивлением было не менее 500Вт. Если после подключения к электросети двигатель производит вращение, а автотрансформатор не сильно нагревается, на этом этапе можно диагностировать нормальную работу мотора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]