От исправности генератора зависит корректность и стабильность работы всей электроники автомобиля, ведь он питает все устройства после запуска двигателя. Поэтому важно поддерживать генератор в «боевом» состоянии, а значит, правильно его обслуживать. Периодическая проверка генератора мультиметром позволит выявить возможные неисправности устройства и увеличить его срок службы. Подробнее о том, как проверить генератор автомобиля мультиметром (со снятием и без снятия устройства), и пойдет речь в данной статье.
Мультиметр – что это
Мультиметр представляет собой измерительное устройство, применяемое для измерения сопротивления, тока или напряжения. Также с помощью такого прибора можно проверять проводку на предмет обрыва. Каждое из этих измерений предусматривает использование отдельных измерительных инструментов, например, вольтметра, амперметра или омметра. Поэтому мультиметр считается универсальным инструментом (мультиметр = вольтметр + амперметр + омметр). На практике применяются аналоговые и цифровые мультиметры.
Что такое мультиметр
Аналоговый
Такой мультиметр оборудован специальной стрелкой, как на часах, по движению которой и считываются измерения. Также аналоговый мультиметр оснащен измерительной шкалой со значениями сопротивления, тока и напряжения. Прибор недорогой, поэтому он пользуется большой популярностью. К недостаткам аналогового мультиметра стоит отнести погрешность в измерениях (в основном это касается изделий, изготовленных в Китае).
Аналоговый мультиметр
Цифровой
В отличие от аналогового, цифровой мультиметр оснащен жидкокристаллическим или светодиодным экраном, на котором отображаются данные. Данные приборы более простые в использовании, а также имеют высокую точность, чего нельзя сказать о более дешевых аналогах.
Цифровой мультиметр
Обратите внимание! Некоторые виды цифровых мультиметров могут работать в соединении с компьютером, передавая на него данные, полученные в результате измерений.
Видео — Как пользоваться мультиметром
Проверка совмещенного реле-регулятора
Если щеточный узел будет совмещен с реле, то генератор потребуется снять для проверки. Для начала необходимо проверить совмещенную схему реле-регулятора, которая сегодня используется на многих иномарках и даже отечественных машинах.
Для этого потребуется снять и разобрать генератор, т. к. нужный нам узел крепится с валом генератора, по которому ходят щетки. Ищем на генераторе «окошко» для щеток, откручиваем болт крепления, щеточный узел достаем и чистим. Обычно он в графитовой пыли.
Теперь нам нужно собрать специальную схему с использованием блока питания с регулируемой нагрузкой. Еще нам потребуется аккумулятор, ведь блок питания или зарядное устройство не работают без него. Итак, подсоединяем зарядное устройство к аккумулятору и параллельно к реле-регулятору, а к последнему подключаем еще и лампочку на 12 В.
При таком подключении лампочка будет гореть — это нормально, т. к. щеточный узел является проводником, и в спокойном состоянии напряжение здесь равно 12.7 В. Теперь нам нужно поднять напряжение на зарядном устройстве до 14.5 В. Лампа при достижении этого показателя должна погаснуть. Ведь 14.5 В — это «отсечка» роста напряжения. И если лампа погаснет, это значит, что реле сработало, и оно в принципе является рабочим.
В противном случае, если напряжение достигает 15-16 В, и лампочка при этом горит, то значит, что реле не дает отсечку. В таком случае его необходимо заменить на новое.
Теперь вы знаете, как проверить реле-регулятор мультиметром, и сможете сделать это самостоятельно.
Реле – это отдельное устройство (в отличие от интегральных схем), используемое для управления сигналами большой мощности при помощи сигналов малой мощности. Реле отделяет и защищает цепь низкого напряжения от цепи высокого напряжения посредством электромагнитной катушки. Эта статья расскажет вам, как проверить и реле (твердотельное), и катушку.
Возможные поломки генератора
Все неисправности генератора условно можно разделить на два вида – механические и электрические. Выявить механические поломки можно при визуальном осмотре устройства (трещины в корпусе, износ натяжного ролика ил ремня, расслоение и т.д.). Для выявления неисправностей электрической части нужны специальные инструменты.
Распространенные неисправности генератора
Таблица. Поломки электрической части генератора.
Неисправность, фото | Описание |
Поломка реле-регулятора | Реле отвечает за АКБ, не давая генератору его перезаряжать. Выход из строя реле-регулятора приводит к полному отсутствию заряда. В таком случае требуется диагностика. |
Износ щеток | Графитовые щетки, двигающиеся по дорожкам статора генератора, изнашиваются довольно часто. Их нужно периодически менять. |
Сгорание обмотки | Обмотка на роторе или статоре может сгореть в результате перегрузки устройства. Также она может замкнуть под воздействием влаги. |
Заклинивание подшипников | В процессе эксплуатации авто подшипники генератора изнашиваются, в результате чего ин начинает подклинивать. Это приводит к разрыву ремня и, как результат, к выходу генератора из строя. |
Некоторые неисправности заметить сложно, поэтому в сервис водители обращаются с уже неработающим генератором и «уставшей» аккумуляторной батареей. Поэтому важно периодически диагностировать генератор при помощи мультиметра.
Как проверить генератор с помощью мультиметра
Причины отказа реле-регулятора
Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:
- короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
- выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
- переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
- проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
- механические повреждения узла;
- естественный износ узла, в том числе, щеток;
- плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.
Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.
Проверка генератора без снятия
Шаг 1. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и поднимите капот.
Поднимите капот
Шаг 2. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора (не перепутайте клеммы «+» и «-»). Само устройство положите на АКБ, как на фото. На неработающем авто заряд аккумулятора должен быть порядка 12,5-12,6 В.
Подключите мультиметр к АКБ
Шаг 3. Запустите двигатель.
Запустите транспортное средство
Шаг 4. Следите за показателями. Через 1-2 секунды после запуска напряжение должно увеличиться до 14,3-14,4 В.
Следите за показателями мультиметра
Шаг 5. Дайте максимальную нагрузку на генератор. Для этого нужно включить все потребители автомобиля: свет, печку, подогрев стекол и зеркал.
Включите свет
Включите печку
Включите подогрев сидений
Шаг 6. Наблюдайте за напряжением АКБ. Если показатели изменились несильно (14,1-14,2 В), то это свидетельствует о нормальной работе генератора. Если при включенных приборах напряжение сильно упало (до 13-13,5 В), тогда нужна диагностика генератора.
Следите за напряжением, идущим от генератора
Проверка со снятием
Никаких приготовлений или подготовительных этапов для проверки не требуется. Нужно лишь снять сам генератор и приготовить мультиметр. Полная проверка устройства состоит из диагностики реле-регулятора, диодного моста, обмотки статора и ротора. Рассмотрим процедуру проверки каждого из этих элементов отдельно.
Проверка генератора мультиметром со снятием
Проверка реле-регулятора
Шаг 1. Демонтируйте реле-регулятор и подготовьте мультиметр.
Снимите реле-регулятор
Шаг 2. Подготовьте лампочку с двумя проводами (как на фото).
Соедините лампочку с двумя проводами
Шаг 3. Подключите провода от лампочки к щеткам (См. Замена щеток генератора) реле-регулятора.
Подключите провода к щеткам
Шаг 4. Теперь к «+» и «-» реле необходимо подключить регулируемый блок питания.
К плюсу и минусу нужно подключить блок питания
Шаг 5. Соедините «минус» блока питания с минусом реле. Провод зафиксируйте при помощи металлического фиксатора «крокодил».
Подключите минус блока питания к реле
Шаг 6. Аналогичным образом подключите вторую клемму блока питания.
Теперь подключите плюс
Шаг 7. Готовая конструкция должна выглядеть следующим образом.
Так выглядит конструкция
Шаг 8. Теперь подключите мультиметр к клеммам реле-регулятора. Все то же самое: «минус» к «минусу».
Подключите минус мультиметра к реле-регулятору
Шаг 9. «Плюс» соедините с «плюсом».
Подключите плюсовую клемму мультиметра
Шаг 10. Включите блок питания, чтобы подать на реле напряжение. Мультиметр после включения показывает 3,8 В.
Включите блок питания
Шаг 11. Постепенно увеличивайте напряжение, смотрите на лампочку и на показания прибора. Яркость лампочки постепенно увеличивается.
Медленно увеличивайте напряжение на блоке питания
Шаг 12. В районе 14 В лампочка должна резко погаснуть. Если это произошло, то реле-регулятор работает исправно. В противном случае требуется замена данного элемента. На этом проверку реле-регулятора под нагрузкой можно считать завершенной.
При увеличении напряжения до 14 В лампа должна погаснуть
Проверка диодного моста
Шаг 1. Для работы подготовьте мультиметр с функцией прозвона и диодный мост, который необходимо заранее снять с генератора.
Подготовьте диодный мост и мультиметр
Шаг 2. Проверьте первый диод. Он имеет положительную полярность. Сопротивление исправного диода при проверке в одном направлении должно составлять от 400 до 700 Ом.
Проверьте первый диод с положительной полярностью
Шаг 3. В другом направлении сопротивление должно равнять бесконечности. Если это так, то диод полностью исправен.
Проверьте диод в другом направлении
Шаг 4. Проверьте второй диод отрицательной полярности аналогичным образом.
Проверьте второй диод отрицательной полярности
На заметку! Сопротивление диодов может меняться в некоторых пределах и зависеть от температуры окружающего воздуха. При нагреве сопротивление уменьшается, а при охлаждении – увеличивается.
Шаг 5. По этой схеме проверьте все оставшиеся диоды. У сгоревшего диода сопротивление будет равно бесконечности.
Повторяйте процедуру для оставшихся диодов
Шаг 6. Маленькие диоды проверяются точно так же, как и большие. Сопротивление у этих диодов будет немного меньшим, чем у больших. Незначительная разница в сопротивлении этих диодов считается нормой. На этом проверка диодного моста генератора окончена.
Аналогичным образом проверьте маленькие диоды на мосту
Проверка статора
Шаг 1. Подготовьте обмотку генератора для проверки. Желательно это делать в хорошо освещенном месте.
Подготовьте статор для диагностики
Шаг 2. Возьмите мультиметр и поставьте его на прозвонку.
Выставьте режим прозвона на мультиметре
Шаг 3. Обмотка имеет три выхода и все они должны «звонить» между собой.
Выходы обмотки должны быть направлены вверх для удобства
Шаг 4. Установите первую клемму мультиметра на один выход, а второй по очереди прикоснитесь к остальным двум выходам.
Подключите клемму мультиметра к выходу обмотки
Шаг 5. Проверьте статор на наличие «пробитости» на металл. Для этого прижмите клемму мультиметра к краю обмотки, а вторую ко второму краю.
Проверьте статор на пробитость на металл
Шаг 6. Второй щуп по очереди соединяйте с выходами обмотки. Если сигналов нет, то обмотка целая.
Поочередно подключайте клемму к выходам обмотки
Проверка ротора
Шаг 1. Подготовьте ротор генератора для дальнейшей диагностики.
Подготовьте ротор для диагностики
Шаг 2. Возьмите мультиметр и выставьте на нем режим прозвонки. Черный щуп должен быть на своем родном месте, а красный – для измерения напряжения.
Установите режим прозвона на мультиметре
Шаг 3. Проверьте прибор на исправность, соединив черный и красный щуп.
Соедините щупы прибора для проверки его работоспособности
Шаг 4. Присоедините один щуп к одному кольцу ротора, а второй – к другому. Данным способом можно проверить обрыв.
Присоедините щупы к кольцам ротора
Шаг 5. Проверьте ротор на наличие пробоя. Для этого один щуп необходимо прижать к кольцу, а второй – к корпусу. Если пробоя нет, то мультиметр показывает бесконечность.
Проверьте ротор на пробои
Шаг 6. Переставьте мультиметр в режим измерения сопротивления в диапазоне 200 Ом.
Выставьте режим измерения сопротивления на мультиметре
Шаг 7. Поставьте один щуп на одно кольцо ротора, а второй – на другое (как это делалось ранее). Если обмотка целая, то сопротивление должно быть в районе 3 Ом.
Снова присоедините щупы к кольцам ротора
Мобильный стенд для проверки реле -регуляторов авто-тракторной техники
Привет всем.Давненько я тут ничего не выкладывал.Что и не удивительно-начал параллельно делать сразу несколько интересных штук.Но скоро они то же окажутся в «Законченных проэктах».А пока небольшой проэкт ,так сказать «выходного дня».Предлагаемый девайс был собран за полтора дня без заказов.
Ну для начала,что такое реле-регулятор,для тех кто не в теме…Эта штука следит за напряжением в бортовой сети автомобиля или другой техники и поддерживает его в заданных пределах включая и выключая возбуждение генератора.Если оно неисправно-в лучшем случае аккумуляторы будут недозаряжаться или вообще не будет зарядки,а в худшем генератор может выдать в бортовую сеть максимальное напряжение ,на что он способен.Например вместо 28 вольт-может получиться вольт этак 30-35.И ладно если это старый МАЗ-ну сгорят лампочки,выкипит акумулятор.А вот если этот МАЗ Евро -3 то там уже горит много всего интересного,особенно если всюду вставлены предохранители 25 ампер.Я уж не говорю про что то типа Ивэко или экскаватора Кобелко да и легковым мало не покажется,кроме самой машины еще все электронные «игрушки» что туда наставили весело накроются.
А те реле регуляторы ,что продаются как правило выдают самое причудливое напряжение и без проверки их явно ставить не стоит.А кроме того на какую базу или карьер к постоянным клиентам не приедешь -эти самые реле регуляторы несут на проверку десятками….
Но это так сказать лирическое отступление.Дальше те,кто не имеют дело с авто-тракторной техникой в принципе могут не читать-может быть не интересно.Но можно и почитать для общего развития….
Вообщем в день ,когда не было заказов я решил сделать что нибудь полезное.Например мобильный стенд для проверки реле-регуляторов.У меня он есть но работает от сети.А нужен он на выезде.Значит будем делать с питанием от 12 вольт…
Вот что у меня получилось
Питается прибор от 12 вольт ,но может проверять реле-регуляторы как 12 так и 24вольта соответственно и от легковушек и от грузовых машин и различной техники.При этом реле регуляторы Я120 и аналоги проверяются прям на панели прибора
А все прочее подключается через клеммы на панели и провода с маленькими крокодилами.Питается прибор через питающий кабель то же с крокодилами от любого аккумулятора.В транспортном положении питающий кабель убирается внутрь корпуса и закрывается крышкой.
Прибор обеспечивает проверку любых реле регуляторов как отечественных так и импортных,кроме тех которые управляются от «мозгов» ЭБУ.Но таких не много и на выезде почти не попадаются.Кроме того они неплохо и диагностикой проверяются.
Как обычно при сборке максимально использованы узлы и ЗИПЫ от разной непонятной аппаратуры,которых я немеренно натаскал с забросок.И эта коллекция постоянно пополняется.
Вообщем как обычно у меня получается-форма определяет содержание.Вначале мне попался линейный щиток отвоенного коммутатора для полевых телефонов в зачетной коробке.
Внутренности были удалены.
Потом пришла очередь пары электронных модулей с Алиэкспресса.Я их постоянно впрок покупаю-стоят копейки и нужны постоянно.Мне понадобится вот такой вольтметр на 50вольт постоянки
И вот такой преобразователь напряжения который выдает на выходе напряжение от 12 до 35 вольт.К сожалению он без защиты от замыкания-зато самый дешовый и достаточно «дубовый»-предохранитель обычно горит раньше
А вот тут у него подстроечный резистор,чем задается напряжение.Его мы аккуратно выпаиваем и припаиваем два провода для внешнего управления напряжением.
Теперь можно и схему нарисовать.Само собой под имеющиеся остальные детали
На элементах R1,R6,C1,VD1,VD2 , автомобильном реле K1 и кнопке SB1 собран автоматический предохранитель от замыканий и больших перегрузок а также переплюсовки питания.Эту схему в разных вариациях я использую часто.Предохранитель включаем кнопкой «пуск» , то что питание подано показывает лампа La1.Когда произошло замыкание ,реле отключится,лампа погаснет.Как работает схема предохранителя думаю поймет тот,кто решится повторить.Если что-потом расскажу подробнее.
Переключатель SA1 переключает режимы 12 вольт и 24 вольта,а так же в среднем положении снимает питание со схемы проверки реле регулятора.
На элементах R3,R4,R5 собрана внешняя цепь управления напряжением преобразователя. В режиме 12 вольт напряжение изменяется в пределах 12-16 вольт,в режиме 24 вольта в пределах 22-31 вольт,что как раз достаточно для проверки.Напряжение на выходе контролируется цифровым вольтметром.
Переключатель SA2 переключает режимы «напряжение больше-меньше» у реле регулятора Я120 и подобных в зажимах прибора
Нагрузкой реле регулятора служат лампочки La3 и La2,они же погасанием показывают что реле регулятор отключило возбуждение и пора считывать показания с вольтметра.В режиме 12 вольт работает одна лампочка,в режиме 24 вольта -две.
Переключателем SA3 производится выбор ,куда для проверяемого реле -регулятора должен быть подключен второй вывод щеток генератора :к плюсу или к минусу.В принципе его можно было не ставить: к минусу подключено только у старых ЗИЛов и ГАЗонов но как раз они еще в больших колличествах попадаются в наших краях в виде автовышек и подобного да еще у постоянных крупных клиентов-так то пусть он будет
А теперь берем кучу хабара с забросок и комплектуем панель.Все патроны лампочек,переключатели ,кнопка , клеммы и прочее-от военной техники.Проволочный резистор R1 с какой то платы от древнего частотника. Зажим для реле регулятора Я120 сделан из латунных винтов М6.
Сама панель вырезана из текстолитовой пластины из бока упоминавшихся останков частотника. Там присутствуют несколько лишних отверстий-ну и фиг с ним.Все равно вид будет военно-дубовый.Питающий резиновый кабель из какого то ЗИПа.
И собираем все в кучу
Фальшпанель делать лень-шильдики печатаем на принтере,ламинируем и лепим на хороший двусторонний скотч.Часто так делаю-в случае чего и обновить недолго.И вставляем на место вольтметр.
Преобразователь ставится на стойках поверх вольтметра.НЕ забываем все китайские платы промазать лаком -оно может и на улице работать.И закрепляем дополнительно термоклеем дроссель и пару крупных электролитов на плате преобразователя.И соединяем все проводным монтажом.Я понимаю ,что в меня сейчас полетят тапки на предмет:»как можно,тут нету контроллеров и плат».А вот нафиг оно тут не нужно.А несколько мелких деталей неплохо припаяны на планке с контактами от упоминавшегося коммутатора.И последний штрих-стягиваем жгут проводов самыми маленькими хомутиками.
Вставляем все в корпус.На всякий случай на дно корпуса приклеил изолирующую прокладку из куска старого коврика от мыши.Хотя в принципе оно и так бы не замкнуло-там зазор миллиметров 7 до самой высокой детали.Осталось только спаять три провода с крокодилами для подключения к клеммам реле-регуляторов.На фото эти провода не попали.
Берем полведра накопившихся реле-регуляторов и наслаждаемся результатом.
А вот тут устройство зажима крупным планом-думаю все понятно из рисунка
А вот оно в транспортном положении…
Ну и напоследок,если кто еще не понял как работать с прибором:
-Переключатель 12\24 в среднем положении,ручка регулятора напряжения-в крайнем левом,переключатель +\-в нужном положении(про него рассказал раньше)
-Подключаем питающий кабель.
-Нажимаем кнопку «Пуск»-загорится лампочка.
-Если не загорелось-полярность неправильная,меняем и нажимаем «Пуск»
-Подключаем реле регулятор
-Включаем переключатель 12\24 вольта в нужное положение ,загорятся лампочки возбуждения и шкала вольтметра.
-Медленно крутим регулятор напряжения-показания вольтметра растут
-Как погасли лампочки-в этот момент считываем показания.Именно такое напряжение выдаст реле в бортсети автомобиля.
-Если выбило защиту,лампочки возбуждения не загораются или не гаснут-отправляем это реле- регулятор в страну вечной охоты….
А вот если реле нормально отключает возбуждение,какое напряжение считать нормой я не пишу-если кто то решил собрать такую штуку,то он и так знает….
Дополнительные рекомендации
Перед началом проверки необходимо ознакомиться с типом генераторной установки, ведь реле-регулятор может поддерживать разные значения в зависимости от модели авто. Речь идет о диапазоне от 13,6 до 14,2 В. Все эти тонкости нужно узнавать до начала проверки, ведь от них может зависеть конечный результат.
Проверка генератора автомобиля
В остальном процесс проверки генератора несложный, поэтому даже без наличия опыта водитель самостоятельно может это сделать. Разумеется, начать нужно с проверки генератора без снятия. Только по ее результатам можно определить, нужен ли демонтаж устройства или нет. Также в ходе проверки можно выявить и другие неисправности, связанными с генератором или с другими электрическими устройствами автомобиля.
Диагностика генератора позволит предупредить серьезные неисправности