Ямочный ремонт— процесс восстановления дорожного покрытия, подразумевающий точечные ремонтные работы. В зависимости от ситуации могут применяться разные методы, к примеру, нанесение пневмонабрызгом, струйно-инъекционный и другие.
Но во всех случаях принцип похожий — подготовка ямы, ее заполнение специальным составом и ожидание застывания (выравнивание). Для ускорения процесса применяются машины, позволяющие существенно оптимизировать рабочий процесс. Ниже остановимся на технологии и особенностях работы более подробно.
Ямочный ремонт, в каких случаях к нему прибегают
Потребность в ямочном ремонте дорог возникает при износе покрытия и появления на нем разного рода дефектов. Причиной повреждения может быть некачественный асфальт, низкий уровень ответственности подрядчика, тяжелые условия эксплуатации и иные факторы. Наиболее разрушительное воздействие на асфальт оказывает тяжелый транспорт, который быстро разбивает имеющиеся дефекты.
Во избежание таких проблем на дорогах устанавливаются знаки, которые ограничивают массу автомобилем. Но они не всегда работают. Правила соблюдают далеко не все компании, ведь главной задачей является получение прибыли.
По этой причине тоннаж почти всегда превышен, а маршруты прокладываются по наиболее коротким участкам, которые и разбиваются больше всего. Еще одной причиной повреждения является низкое качество применяемых материалов и недостаточное уплотнение.
Ямочный ремонт покрытия проводится на определенных участках с наибольшими дефектами. Цель выполнения работы в предотвращении дальнейшего разрушения дороги и продление ее срока службы. Популярность этого метода обусловлена следующими факторами:
- Сравнительно низкая стоимость работ.
- Доступность исходных материалов для ремонта.
- Наличие нескольких технологий восстановления.
- Возможность применения специальных машин, что ускоряет процесс ремонта.
- Проведение работ с привлечением минимального количества людей.
- Восстановление участка дороги после прокладки / ремонта подземных коммуникаций.
Благодаря ямочному ремонту, можно устранить локальные повреждения и избежать капитальных работ по восстановлению или полной замене дорожного покрытия.
Заделывание выбоин в бетонном полу
Ремонт бетонных полов начинается с расширения и углубления выбоины по периметру. Лучше для этого использовать болгарку с алмазным диском.
- Пропил делается на 1 см глубже дефекта. В стороны выбоина расширяется на 2–3 см. При необходимости эти показатели увеличивают.
- С помощью перфоратора или молотка с зубилом на месте выбоины делается выемка, должно получиться прямоугольное углубление. Если применяется перфоратор, то посторонним лучше отойти.
- Углубление тщательно очищается пылесосом и грунтуется.
- Заделывать выбоину можно после высыхания грунта. Смесь тщательно разравнивают, она несколько раз протыкается для удаления воздуха. Можно использовать металлический штырь или мастерок. Разравнивают поверхность с помощью правила.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как класть паркет на бетонный пол: укладка на стяжку, все варианты
Имеет значение глубина выбоины. Если она больше 5–6 см, то состав заливается в несколько слоев. Максимальная толщина слоя – 2 см.
- После застывания переходят к шлифовке. Добиться ровного бетонного основания поможет строительный уровень.
Работы рекомендуется проводить в респираторе, защитных очках и перчатках. Окна в процессе ремонта должны быть открыты. Пол можно покрыть краской по бетону, которая послужит дополнительной защитой. Ее подбирают специально для жилых помещений. Отремонтированный таким образом пол будет служить долго.
Технологии ямочного ремонта
В зависимости от ситуации, финансовых возможностей, состояния дороги и имеющегося оборудования выбирается технология ямочного ремонта.
Важно
При выполнении работ главная задача — устранить трещины и провалы на асфальтном покрытии, убрать имеющиеся ямы и неровности.
Ниже рассмотрим основные методы восстановления, которые применяются после прокладки инженерных коммуникаций, окончании ресурса дорожного покрытия, точечного повреждения и наличия других проблем, затрудняющих эксплуатацию дороги.
Ямочный ремонт пневмонабрызгом
Один из наиболее удобных методов ямочного ремонта, позволяющая устранить имеющиеся повреждения на дороге с помощью специальных машин. Работа проводится в несколько этапов:
- Продувка места повреждения под высоким давлением воздуха. На этом этапе яма полностью очищается от мусора и других видов загрязнений перед дальнейшей обработкой.
- Распыление битумной эмульсии на стенки и днище.
- Впрыскивание состава с каменной эмульсией.
- Подготовка щебня и его смешивание с эмульсией с последующей подачей в углубление дорожного покрытия. Перемешивание происходит непосредственно в кавитаторе.
Подача более мелкого щебня для отделки верхнего слоя отремонтированного покрытия. В результате на поверхности формируется шероховатый слой, отличающийся повышенной устойчивостью к механическим воздействиям.
К плюсам этого метода стоит отнести высокую производительность, небольшую цену ремонта и возможность выполнения всего комплекса работ с помощью одной машины. В дополнительном уплотнении с помощью катка нет необходимости, и сразу после застывания можно ездить по дороге.
Метод укладки литого асфальта
Суть технологии ямочного ремонта подразумевает применение специальной смеси, нагретой до температуры 190-250 градусов Цельсия. При ее достижении материал достигает необходимого уровня текучести и представляет собой мастику. Вяжущие качества снижают или, наоборот, увеличивают способности минерального порошка. При таком способе эксплуатация дорожного покрытия доступна через 12 часов.
Суть методики в том, что щебень диаметром 0,5-1 см засыпается в предварительно налитый в яму состав, после чего производится ручное выравнивание. При использовании материалов с высокой степенью вязкости такой вид разравнивания не подходит и применяются специальные машины.
Доставка литого асфальта осуществляется с помощью специального транспорта — термос-миксера. В случае применения специального транспорта для укладки асфальта, материал из кохера направляется в бункер.
К плюсам технологии стоит отнести применение литого бетона на неровных участках, на поверхности со сложной конфигурацией или на старом дорожном покрытии. При ямочном ремонте используются специальные термосы-миксеры, которые предназначены для подготовки и укладывания готового состава. При этом трамбовать обработанный участок не нужно.
Выбор смеси для ремонта бетонной поверхности
Перед тем как начинать ремонт пола в квартире своими руками, нужно подготовить смесь для восстановления бетонных поверхностей и конструкций. В строительных магазинах они представлены в большом количестве. Для того чтобы правильно выбрать марку смеси, нужно определить степень повреждения бетонной поверхности:
- Первая степень – присутствуют раковины, усадочные трещины.
- Вторая степень – шелушение поверхности, мелкие сколы.
- Третья степень – трещины в пределах 2 мм глубиной не более 40 мм.
- Четвертая степень – трещины более 2 мм, глубина до 10 см.
- Пятая степень – большие выбоины и трещины, глубина более 20 см.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как своими руками выполнить стяжку пола с керамзитом: рекомендации
Предназначение ремонтной смеси должно быть указано на упаковке. Заслуживают внимания такие производители смесей для восстановления бетонных поверхностей, как Emaco, «Бирсс», Ceresit, «Барс».
Можно использовать универсальные ремонтные смеси, например Ivsil Render.
Поскольку цена специальных тиксотропных составов, содержащих армирующие микроволокна и полимеры, достаточно высока, для небольшого объема работ смесь можно подготовить самостоятельно. Для этого берется 1 часть клея ПВА и смешивается с 4 частями воды. На данном растворе с помощью строительного миксера или специальной насадки на дрель замешивают песчано-цементную смесь в соотношении 1:3.
Машина БЦМ-24.5, технические характеристики и принцип действия
К наиболее востребованной технике относится машина для ямочного ремонта БЦМ 24.5, представляющая собой комплект оборудования для устранения повреждений, восстановления дорог / тротуаров и иных объектов. Технические характеристики оборудования:
- вес — 3,6 т;
- размеры — 4.76х2.5х2,13 м;
- колея — 2.19 м;
- тип рамы — сварная;
- тормозной механизм — барабанный, привод на пневматическом и гидравлическом принципе;
- ручник — механический;
- мотор — ММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель;
- аккумулятор — 6СТ-77А, напряжение — 12 В, 77 А*ч;
- емкость бака — 91 л;
- производительность компрессора — 0.15 куб. м/мин;
- емкость ресивера — 20 л.
Отдельного внимания заслуживают основные системы транспорта по подаче:
- Воздуха. Осуществляется с помощью воздуходувки с производительностью в 21.5 куб. м/минуту и предельной температурой в 82 градуса Цельсия. При этом создается рабочее давление в 0.08 МПа.
- Материала. Процесс происходит с помощью эжекторной / гравитационной технологии с применениемэлектро-пневматического управления.
- Битумной смеси. Подается под давлением 0.6 МПа из цистерны емкостью в 1000 л. Размер люка для загрузки составляет 40 см. Также предусмотрен нагревательный элемент на 3 кВт (2х1,5 кВт), работающие от напряжения 220 В. Температура контролируется и поддерживается на уровне 43-82 градусов Цельсия.
Кроме того, в состав машины для ямочного ремонта дорог БЦМ 24.5 входят следующие элементы:
- Выгрузочный шланг диаметром 9 см.
- Система промывки с применением растворителя в виде дизтоплива. Бак для хранения этого материала имеет объем в 36 л. Сам материал подается насосом с производительностью в 11.36 литров/минуту.
- Стрела. Имеет шарнирную конструкцию с тремя секциями и радиусом работы в 5,185 м.
- Датчики. В машине предусмотрен контроль напряжения, давления масла, температуры горючего, загрязнения фильтрующего элемента и т. д.
Также имеются системы промывки, подачи эмульсия и управления. Принцип действия стандартный:
- Очистка ямы с помощью воздушной струи, которая подается под большим давлением и формируется компрессором.
- Обработка ямы с помощью подготовленной битумной эмульсии. Осуществляется за счет давления, создаваемого дизельным компрессором.
- Подача щебня в подготовленную выбоину. Выполняется с помощью воздуходувки, работающей от четырехцилиндрового мотора ММЗ с жидкостным охлаждением.
- Нанесение верхнего слоя более мелкого щебня.
Технические харакетеристики | Значения |
Вес, т | 3,6 |
Геометрические размеры (ДхШхВ), м | 4.76х2.5х2,13 |
Колея, м | 2,19 |
Тип рамы | сварная |
Тормозной механизм | барабанный |
Ручной тормоз | механический |
Двигатель | ММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель |
Аккумулятор, напряжение, В / емкость, Ахч | 6СТ-77А, 12 / 77 |
Емкость бака, л | 91 |
Емкость ресивера, л | 20 |
Производительность воздуходувки, куб. м/мин | 21,5 |
Емкость битумной цистерны, л | 1000 |
Мощность нагревательного элемента, кВт | 3 |
Температура битума, град | 43 — 82 |
Радиус работы шарнирной стрелы, м | 5,185 |
Емкость для хранения эмульсии имеет большой загрузочный люк, с помощью которого можно с легкостью загружать материал. Он позволяет подготовить свыше 15 тонн щебня, чего хватает для ведения ямочного ремонта в течение рабочей смены без дозаправки. Периодически проводится очистка системы подачи с помощью дизельного топлива.
Температура эмульсии контролируется и поддерживается, благодаря встроенному обогревателю. Он питается от 220 В и обеспечивает нагрев до нужного уровня. Возможности машины БЦМ 24.5 позволяют использовать щебень разной фракции — от 0,5 до 1,3 см в зависимости от размера повреждения. Наличие большой 5-метровой стрелы позволяет выполнять ремонт больших площадей без необходимости перемещения транспорта.
При этом контроль процесса находится под надзором оператора. Последний с помощью пульта регулирует подачу щебенки, очистку шлангов / сопел и т. д. Сам распылитель отличается большим ресурсом и обеспечивает равномерность распределения рабочего состава по поверхности.
Преимущества использования машин
Применение транспорта для ямочного ремонта асфальтового покрытия имеет ряд неоспоримых преимуществ. К основным стоит отнести:
- Выполнение ремонтных работ только в тех местах, где это действительно необходимо и без замены всего покрытия.
- Возможность восстановления на большом участке без перемещения техники.
- Безопасность ямочного ремонта для оператора, который находится вне области разбрызгивания рабочего состава.
- Периодическая промывка рабочих элементов, что способствует повышению срока их службы.
- Удобное управление процессом с пульта управления.
- Возможность проведения работ даже на влажном покрытии.
- Отсутствие необходимости применения катка.
- Реальная экономия материалов и, соответственно, денег на выполнение точечного ремонта.
- Возможность выполнения восстановительных работ без перекрытия движения.
- Существенное продление срока службы асфальта.