Основная работа при текущем ремонте трансформатора

Для нормальной работы электротехнических устройств необходимо периодическое оперативное вмешательство. Текущий ремонт трансформатора является обязательным условием его надежной работы в будущем.

Как часто необходимо выполнять текущий ремонт трансформатора? Четкого ответа на данный вопрос дать нельзя, так как техническое состояние двух единиц оборудования с одинаковым сроком службы может отличаться. Действующие нормы устанавливают максимальный временной интервал – не реже, чем раз в четыре года.

1.4. Профилактические и ремонтные работы.

Текущие ремонты силовых трансформаторов (без выемки сердечника) с их отключением производят в зависимости от условий эксплуатации в соответствии с местными инструкциями, но не реже одного раза в год.

Текущий ремонт трансформаторов заключается в чистке изоляторов, крышки; осмотре всех контактных соединений, расширителя, выхлопной трубы; проверке газовой защиты и т. д. Продолжительность ремонта обычно не более 6-8 ч.

Капитальные ремонты силовых трансформаторов с выемкой сердечника выполняют через 6 лет после введения в эксплуатацию и в дальнейшем по мере необходимости в зависимости от результатов их измерений и осмотров.

Капитальный ремонт производят с выемкой сердечника и сопровождают внутренним осмотром трансформатора. При этом ремонте тщательно осматривают магнитопровод, проверяют затяжку стяжных болтов, обмотку, контактные соединения, изоляцию, чистят бак, расширитель; заменяют все прокладки; осуществляют все возможные профилактические испытания согласно нормам и т. д. Срок капитального ремонта трансформатора определяется его мощностью и колеблется от 1 до 10 суток.

При капитальном ремонте, а также при монтаже новых, трансформаторы испытывают в соответствии с «Объемами и нормами испытаний электрооборудования». Кроме того, выполняют профилактические испытания между капитальными ремонтами в сроки, установленные местными инструкциями.

Во время испытаний измеряют сопротивление изоляции обмоток, тангенс угла диэлектрических потерь и определяют коэффициент абсорбции. Если результаты испытаний указывают на увлажнение изоляции, трансформатор сушат. Изоляцию доступных стяжных болтов и ярмовых балок испытывают переменным напряжением 1 кв в течение 1 мин. Нарушение изоляции этих элементов может вызвать тяжелые последствия в эксплуатации, так как ведет к образованию короткозамкнутого контура в магнитопроводе и «пожару» стали.

Оборудование для ремонта силовых трансформаторов от компании GlobeCore

Компания GlobeCore выпускает широкий ассортимент оборудования, которые позволяет существенно облегчить выполнение текущих и капитальных ремонтов силовых трансформаторов.

У нас Вы можете приобрести:

  • установки очистки и регенерации трансформаторных масел;
  • установки доливки трансформаторных масел;
  • установки вакуумирования и подсушки твердой изоляции трансформаторов;
  • установки нагрева масла;
  • установки сушки атмосферного воздуха.

Классификация и выбор

Принцип работы и характеристика трансформаторов со средней точкой, подключение

Подключение счетчика через трансформаторы тока

По конструкции и исполнению трансформаторы тока используемые в измерительных цепях делятся на:

  • Встроенные. Первичная обмотка у них служит элементом для другого устройства. Они устанавливаются на вводах и имеют только вторичную обмотку. Функцию первичной обмотки выполняет другой токоведущий элемент линейного ввода. Конструктивно это магнитопровод кольцевого типа, а его обмотки имеют отпайки, соответствующие разным коэффициентам трансформации;
  • Опорные. Предназначенные для монтажа и установки на опорной ровной плоскости;
  • Проходной. По своей структуре это тот же встроенный, только вот находиться он может снаружи другого электрического устройства;
  • Шинный. Первичной обмоткой служит одна или несколько шин включенных в одну фазу. Их изоляция рассчитывается с запасом, что бы он мог выдержать даже многократное увеличение напряжения;
  • Втулочный. Это одновременно и проходной, и шинный трансформатор тока;
  • Разъемный. Его магнитопровод состоит из разборных элементов;
  • Переносной. Это устройство электрики называют токоизмерительные клещи. Они являются переносным и удобным измерительным трансформатором тока, у которого магнитная система размыкается и замыкается уже вокруг того провода в котором и нужно измерять значение тока.

При выборе трансформатора тока стоит знать главное, что при протекании по первичной обмотке номинального тока в его вторичной обмотке, которая замкнута на измерительный прибор, будет обязательно 5 А. То есть если нужно проводить измерение токовых цепей где его расчётная рабочая величина будет примерно равна 200 А. Значит, при установке измерительного трансформатора 200/5, прибор будет постоянно показывать верхние приделы измерения, это неудобно. Нужно чтобы рабочие пределы были примерно в середине шкалы, поэтому в этом конкретном случае нужно выбирать трансформатор тока 400/5. Это значит что при 200 А номинального тока оборудования на вторичной обмотке будет 2,5 А и прибор будет показывать эту величину с запасом в сторону увеличения или уменьшения. То есть и при изменениях в контролируемой цепи будет видно насколько данное электрооборудование вышло из нормального режима работы.

Вот основные величины, на которые стоит обратить внимание при выборе измерительных трансформаторов тока:

  1. Номинальное и максимальное напряжение в первичной обмотке;
  2. Номинальное значение первичного тока;
  3. Частота переменного тока;
  4. Класс точности, для цепей измерения и защиты он разный.

Капитальный ремонт трансформаторов

Как и в вопросах текущего ремонта, основные позиции капитального также диктуются типом конкретного агрегата и его конструктивными особенностями.

Однако основными положениями для капремонта трансформаторов включают в себя:

вскрытие трансформатора – сначала сливается масло ниже уровня крышки, хотя бы на 20 – 30см, затем после вскрытия масляного агрегата может извлекаться магнитпровод с обмотками;


Вскрытие бака

  • осмотр обмоток на предмет выявления повреждений изоляции, сухой трансформатор осматривать легче, но эта процедура выполняется обязательно, при выявлении межвитковых замыканий, нагаров и прочих производят ремонт или замену обмотки;
  • ремонт крышки и крышевых элементов – изоляторов, выводов, фильтров, осушителей, кранов, выхлопных труб и т.д.;
  • ремонт силовых трансформаторов предусматривает проверку расклинивания и фиксации катушек на ярме, при необходимости их подклинивают и принудительно распирают;
  • для масляных трансформаторов производится очистка жидкого диэлектрика, а при неудовлетворительных результатах анализов, его полная замена;
  • обслуживание силовых трансформаторов в объеме капитального ремонта подразумевает устранение трещин или полную замену труб, радиаторов системы охлаждения, установку новых прокладок и т.д.;
  • механическая очистка от краски и нанесение нового слоя покрасочного материала;
  • проверка состояния дополнительных приборов;
  • разборка активной части с последующей сушкой ее элементов;
  • проверка параметров работы – коэффициента трансформации, групп соединения обмоток, тока и потерь холостого хода,
  • испытание силовых цепей в приборе, проверка изоляции обмоток, измерение тангенса диэлектрических потерь и т.д.


Электрические испытания

В некоторых ситуациях, когда при ремонте электрооборудования отсутствует возможность достать ярмо электрической машины, допускается производить капитальный ремонт с внешним осмотром. Но при этом полностью должно сливаться масло из бака для обеспечения доступа к обмоткам.

Силовые агрегаты после капитального ремонта с полной или частичной заменой обмоток обязательно подвергаются принудительной сушке, невзирая на данные, полученные при испытаниях.

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов

В процессе эксплуатации отдельные части трансформатора под влиянием термических, электродинамических, механических и других воздействий постепенно теряют свои первоначальные свойства и могут прийти в негодность.
В целях своевременного обнаружения и устранения развивающихся дефектов и предупреждения аварийных отключений для трансформаторов периодически проводятся текущие и капитальные ремонты.

Текущий ремонт трансформатора производится в следующем объеме :

а) наружный осмотр и устранение обнаруженных дефектов, поддающихся устранению на месте,

б) чистка изоляторов и бака,

в) спуск грязи из расширителя, доливка в случае необходимости масла, проверка маслоуказателя,

г) проверка опускного крана и уплотнений,

д) осмотр и чистка охлаждающих устройств,

е) проверка газовой защиты,

ж) проверка целости мембраны выхлопной трубы,

з) проведение измерений и испытаний.

Для трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой производятся внеочередные ремонты регулирующего устройства в соответствии с указаниями заводской инструкции в зависимости от числа произведенных переключений.

При ремонте трансформаторов с принудительным масловодяным охлаждением следует обратить особое внимание на отсутствие подсоса воздуха в систему циркуляции масла и на проверку герметичности охладителей.

Герметичность охладителей проверяется путем создания избыточного давления поочередно со стороны масляной, а затем водяной системы согласно действующим инструкциям.

Периодичность чистки и испытания охладителей зависит от местных условий (загрязнения воды, состояния охладителей) и производится не реже 1 раза в год.

При ремонте проверяется также состояние термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

У маслонаполненных вводов трансформаторов при ремонте производятся отбор пробы масла, доливка масла, в случае необходимости — и измерение тангенса угла диэлектрических потерь (не реже 1 раза в 6 лет).

Ввиду того что масло в вводах трансформаторов через несколько лет работы приходит в негодность, при ремонте иногда возникает необходимость смены ввода. Опыт эксплуатации также показывает, что для маслонаполненных вводов с барьерной изоляцией через 10 — 12 лет работы на трансформаторах недостаточна только смена масла, а необходим капитальный ремонт с разборкой, чисткой и при необходимости сменной изоляции ввода.

Капитальный ремонт трансформаторов

Трансформатор имеет достаточно большие запасы электрической прочности изоляции и является весьма надежным аппаратом в эксплуатации.

Трансформаторы имеют маслобарьерную изоляцию. В качестве основной твердой изоляции для трансформатора используется прессшпан. Изготовляемый до последнего времени отечественными заводами прессшпан дает с течением времени усадку, что является его существенным недостатком.

Как правило, для трансформаторов применяется жесткая система запрессовки обмотки, которая не обеспечивает автоматическую подпрессовку обмотки по мере усадки прессшпана. Поэтому после нескольких лет работы для трансформаторов предусматривается проведение капитальных ремонтов, при которых основное внимание должно быть уделено подпрессовке обмоток.

При отсутствии необходимых подъемных приспособлений капитальный ремонт допускается производить с осмотром сердечника в баке (при снятой крышке), если при этом обеспечена возможность производства подпрессовки и расклиновки обмоток.

Для ответственных трансформаторов первоначальный срок капитального ремонта после ввода в эксплуатацию установлен в 6 лет, для остальных — по результатам испытаний по мере необходимости.

Капитальный ремонт трансформатора производится в следующем объеме:

а) вскрытие трансформатора, подъем сердечника (или съемного бака) и осмотр его,

б) ремонт магиитопровода, обмоток (подпрессовка), переключателей и отводов,

в) ремонт крышки, расширителя, выхлопной трубы (проверка целости мембраны), радиаторов, термосифонного фильтра, воздухо осушителя, кранов, изоляторов,

г) ремонт охлаждающих устройств,

д) чистка и окраска бака,

е) проверка контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств,

ж) очистка или смена масла,

з) сушка активной части (в случае необходимости),

Как быть с оборудованием для ремонта трансформаторов?

Трансформаторы тока тпл-10-м

Во время проведения ремонта трансформатора некоторые операции могут выполняться вручную с использованием несложных приспособлений. В качестве примера можно привести отбор проб масла, чистку изоляторов и бака, подтягивание гаек для восстановления герметичности уплотнений между баком и крышкой. Но уже, например, доливку трансформаторного масла выполнить без специального оборудования невозможно. Перед доливкой масло необходимо подготовить (дегазировать, очистить от примесей) и сохранить в таком состоянии до попадания в трансформатор.

Компания GlobeCore выпускает оборудование, которое существенно облегчает жизнь организациями, основной специализацией которых является ремонт и обслуживание электротехнического оборудования.

Рекомендуем воспользоваться следующими моделями:

  • УВД – легкая и маневренная установка для доливки дегазированного масла в трансформатор;
  • «Иней» – установка, предназначенная для вакуумирования силовых трансформаторов и сушки твердой изоляции;
  • ППМ – установка для подогрева трансформаторного масла. Эта операция выполняется перед доливкой или заменой масла;
  • «Суховей» – установка, с помощью которой можно продуть бака трансформатора сухим горячим воздухом. Данное действие предохраняет изоляцию от увлажнения в случае разгерметизации активной части трансформатора, ремонта или технического обслуживания;
  • СММ – установки дегазации и очистки от механических примесей масел силовых трансформаторов. Используют комбинированные способы обработки масла (воздействие температуры и вакуума, адсорбенты, фильтрация), что позволяет всегда добиваться наилучшего результата;
  • СММ-Р – установка для восстановления важных эксплуатационных параметров электроизоляционного масла. Оборудование может подключаться напрямую к работающему трансформатору;
  • TSS – система безопасного подключения маслообрабатывающих установок к трансформатору. Позволяет контролировать уровень масла в баке, наличие утечек, появление воздуха в соединительных шлангах.

GlobeCore регулярно расширяет функциональность своего оборудования. Если того требует ремонт трансформатора, то установки могут оборудоваться дополнительными датчиками, а также системой контроля и управления через мобильную связь.

Этапы текущего ремонта масляного трансформатора

Текущий ремонт обычно начинается с наружного осмотра. Если при этом были выявлены какие-то дефекты, то их устраняют. Также после предварительного осмотра выполняется ряд других операций: чистка изоляторов, радиаторов и бака, удаление грязи из расширителя, доливка масла, проверка надежности соединений, взятие проб масла и др.

Очень важно определить, присутствует ли в трансформаторе течь масла. Обычно она образуется из-за нарушения герметичности уплотнений между баком и крышкой. Чтобы устранить это явление, необходимо просто подтянуть гайки. Если же и это не помогло, то проводят замену уплотнений. Желательно использовать изделия из маслостойкой резины.

Пыль и масло удаляется из бака и радиаторов. Для очистки изоляторов используется бензин. При доливке важно учитывать, что разница температур между маслом, находящимся в трансформаторе, и свежим маслом не должна превышать 5 ºC. Температура масла контролируется специальным термометром, который располагается на крышке бака.

Также уделяется внимание индикаторному силикагелю. При розовом цвете вещества производится замена силикагеля, что гарантирует надежную работу воздухоосушителя. Отработанный силикагель подвергают восстановлению. Процедура регенерации зависит от вида материала: индикаторный или гранулированный. В первом случае это сушка при температуре 100-120 ºС на протяжении 15-20 часов, а во втором – при 400-500 ºС на протяжении 2 часов. Первый признак, свидетельствующий об окончании восстановления индикаторного силикагеля – ярко голубой цвет адсорбента.

Что касается термосифонного фильтра, то его перезарядка зависит от текущего значения кислотного числа масла. Оно определяется на основе испытаний взятых проб. Если кислотное число превышает 0,1 мг КОН/г, необходимо:

  1. Слить масло с расширителя.
  2. Снять крышку фильтра.
  3. Снять решетку с силикагелем.
  4. Извлечь отработанный силикагель и заменить его новым (сухим).

Техническое обслуживание

Виды трансформаторов

Эксплуатация измерительных трансформаторов не является очень сложным и трудоёмким процессом. Действия персонала заключаются, в основном, в надзоре за исправностью его вторичных цепей, наличием защитных заземлений и показаниями приборов контроля, а также счётчиков. Осмотр чаще всего производится визуальный, из-за опасности поражения человека высоким напряжением, вход за ограждения, где установлены трансформаторы строго запрещён. Однако, это касается в большей степени систем с напряжением выше 1000 Вольт. Для низковольтных цепей визуальный осмотр на наличие нагрева соединений, а также коррозии контактных зажимов является неотъемлемой работой электротехнического персонала. Самый часто применяемый прибор для измерения тока в цепях 0,4 кВ это токоизмерительные клещи. Так как при расчёте и разработке пусковой аппаратуры очень редко используются стационарные трансформаторы для измерения.

В любом случае нужно обращать внимание и принимать меры к устранению обнаруженных дефектов таких как:

  1. Обнаружение трещин в изоляторах и фарфоровых диэлектрических элементах;
  2. Плохое состояние армированных швов;
  3. Потрескивания и разряды внутри устройства;
  4. Отсутствие заземления корпуса или вторичной обмотки.

Проводя обслуживание измерительных трансформаторов, на щитах где установлены приборы, нужно смотреть не только за показаниями приборов, а ещё и за контактными соединениями проводов, которые подключаются к ним. Кстати, их сечение не должно быть меньше 2,5 мм² для медных проводов, и 4 мм² для алюминиевых.

Проверка измерительных трансформаторов

Испытание измерительных трансформаторов сводится к измерению сопротивления изоляции и коэффициента трансформации, который определяется по следующей схеме.

При этом в первичную обмотку от специального нагрузочного трансформатора или автотрансформатора подаётся ток не меньше 20% от номинального. Как известно, коэффициент трансформации будет равен соотношению тока в первичной обмотке к току во вторичной. После чего это значение сравнивается с номиналом. Если трансформатор имеет несколько вторичных обмоток, то необходимо проверит каждую. И также нельзя забывать о наличии правильной маркировки.

Выбор нужно трансформатора тока, а также их испытательные характеристики определяют в лабораторных условиях специальный высококвалифицированный электротехнический персонал, где и выдаётся соответствующий документ по его результатам.

Вывод в ремонт силового трансформатора последовательность

Во время эксплуатации любой трансформатор, понижающий или повышающий, выводится с работы аварийно в следующих случаях:

  1. Внутреннее потрескивание, которое характерно для электрического разряда между двумя разно полярными проводниками;
  2. Ненормального или неравномерного шума, который появляется как с нагрузкой, так и без неё;
  3. При необоснованном нагреве, который увеличивается даже при номинальной нагрузке и исправном охлаждении;
  4. При выбросах масла, которые могут быть и с расширителя и с разрушенной диафрагмы выхлопной трубы;
  5. При сильной течи масла, а также при достижении минимального допустимого уровня;
  6. После получения из лаборатории плохих результатов проведённого химического анализа масла.

Последовательность действий персонала при выводе с работы трансформатора в ремонт чётко регламентируется под роспись. В зависимости от местных условий и схемы включения трансформаторов эти переключения могут немного отличаться друг от друга, но основная логическая цепочка всё же остаётся неизменной. Главное, они должны быть выполнены без последствий для питаемого оборудования и для источников, потребляющих электроэнергию, а также безопасно, то есть с применением как основных, так и дополнительных средств индивидуальной защиты.

Вот последовательность отключений и переключений в схеме понижающего трехфазного масляного или сухого трансформатора подстанции, для вывода его в ремонт:

  1. Если имеется секционный разъединитель и масляный выключатель с низкой стороны, то для обеспечения бесперебойного электроснабжения питающихся потребителей. при этом в первую очередь включается разъединитель а уже потом секционный масляный выключатель;
  2. Отключается масляный выключатель с низкой стороны. Теперь обе секции питаются от одного трансформатора, который во время ремонта другого будет питать обе секции. Естественно, это если их всего две, как и трансформаторов;
  3. Отключается вводной масляный выключатель, то есть с высокой стороны;
  4. Теперь можно уже обеспечивать видимый разрыв к силовым шинам выводимого в ремонт трансформатора путём отключения линейных или шинных разъединителей;
  5. С низкой и с высокой стороны должны быть установлены переносные заземления, естественно, после непосредственной проверки отсутствия напряжения и вывешивания плакатов безопасности.

Техника безопасности при проведении технического обслуживания трансформаторов

  • Перед началом работы специалист готовит необходимый инструмент и убеждается в его исправности;
  • Работу проводят в спецодежде с обязательным использованием средств защиты от поражения электротоком;
  • Для безопасного проведения работ отключается электропитание осматриваемой камеры. Рубильник камеры переводится в положение «выключено», на выключенный рубильник вешается табличка безопасности, с предупреждением о работе людей;
  • Далее, работник проводит разрядку конденсаторов;
  • Открыв камеру трансформатора работник убеждается в отсутствии напряжения на НН выходе трансформатора.

Техническое обслуживание сухих силовых трансформаторов

Сухие силовые трансформаторы с литой изоляцией не капризны в обращении. Регламент технического обслуживания сухого трансформатора во многом зависит от условий эксплуатации.

  • Проверяйте раз в полгода систему охлаждения. в системах охлаждения с принудительной вентиляцией проверяйте вентиляторы и контроллер температуры.
  • Очищайте поверхность трансфооматора. Если трансформатор работает в загрязненной среде – то чистить его нужно чаще. В среднем удалять грязь с устройства нужно раз в 3-6 месяцев.
  • Проверяйте, нет ли на поверхности трансформатора трещин раз в год.
  • Ежегодно проверяйте изоляцию и защиту металлических деталей трансформатора. Если не нашли сколов и коррозии – то все хорошо.
  • Смотрите, насколько крепко зафиксированы обмотки. Если нашли в литой обмотке повреждения – замените ее.

Ухаживать за сухими трансформаторами проще, чем с масляными. Температуру и давление в баке с маслом нужно постоянно контролировать.В трансформаторе с воздушным охлаждением нет жидкостей. Поэтому в его обслуживание вы вкладываете меньше ресурсов.

Особенности ремонта сухих трансформаторов

При среднем ремонте сухих трансформаторов подпрессовывают обмотки и ярма магнитной системы, подтягивают все крепления, заменяют или ремонтируют изоляторы, вентиляторы и их электропроводку, кожух, зажимы и панель для переключения регулируемых ответвлений, чистят и продувают сухим сжатым воздухом все части и вентиляционные каналы, измеряют сопротивление изоляции обмоток, ярмовых балок, деталей прессовки обмоток и стяжки магнитной системы, красят кожух, шинные отводы и другие части, имеющие повреждения антикоррозийного покрытия, замеряют сопротивление обмотки постоянному току и коэффициент трансформации. При измерении сопротивления изоляции используют мегаомметр на 1000В. Сопротивление изоляции обмоток при 20 — 30 °С для трансформаторов с номинальным напряжением до 1 кВ должно быть не менее 100 МОм, более 1 до 6кВ — не менее 300 МОм, более 6кВ — не менее 500 МОм. При капитальном ремонте перематывают или заменяют обмотки, ремонтируют каркас и его магнитную систему, детали главной изоляции, переизолируют отводы, сушат, красят и запекают лаковое покрытие обмоток, а также выполняют все работы, относящиеся к среднему ремонту, включая электрические испытания. Активную часть сухих трансформаторов сушат в шкафу или воздуходувкой.

Разборка трансформаторов

Разборку трансформатора при капитальном ремонте производят в следующем порядке. Из расширителя сливают масло, снимают газовое реле, предохранительную трубу и расширитель; ставят заглушки на отверстия в крышке бака. С помощью грузоподъемных механизмов стропами за подъемные кольца поднимают крышку с активной частью трансформатора. Приподняв ее на 10 — 15 см, осматривают состояние и положение уплотняющей прокладки, отделяют ножом ее от рамы бака и по возможности сохраняют для повторного применения. После этого извлекают из бака активную часть участками, удобными для работ по удалению масляных шламов, промывки обмоток и сердечника струей нагретого масла и дефектации. Затем активную часть устанавливают на заранее подготовленную площадку с поддоном. Подняв активную часть трансформатора на 20 см выше уровня бака, отодвигают бак в сторону, а активную часть для удобства осмотра и ремонта устанавливают на прочный помост. Обмотки очищают от грязи и промывают струей нагретого до 35 — 40 °С трансформаторного масла.

Если у трансформатора вводы расположены на стенках бака, то вначале снимают крышку, сливают масло из бака на 10 см ниже изоляторов ввода и, отсоединив вводы, снимают изоляторы, а затем вынимают активную часть из бака.

Разборку, осмотр и ремонт трансформатора проводят в сухом закрытом и приспособленном для производства этих работ помещении.

После выемки активной части проверяют состояние магнитопровода — плотность сборки и качество шихтовки, прочность креплений ярмовых балок, состояние изоляционных гильз, шайб и прокладок, степень затяжки гаек, шпилек, стяжных болтов, состояние заземления

Обращают особое внимание на состояние обмоток — расклиновку на стержнях магнитопрово-да и прочность посадки обмоток, отсутствие следов повреждений, состояние изоляционных деталей, прочность соединений выводов, демпферов

В период капитального ремонта трансформатора помимо перечисленных работ при необходимости расшихтовывают ярмо магнитопровода с распрессовкой железа и снятием катушек обмоток.

Ремонт сухих трансформаторов

Проще всего проводится ремонт сухих трехвазных трансформаторов напряжения. Фазы проведения ремонтных работ:

  1. Нужно подпрессовать обмотку и ярмо системы;
  2. Обязательно подтяните все крепления на вентиляции и баке;
  3. Проверьте и при необходимости замените следующие механизмы: изолятор, кожух, вентилятор, яровые балки;
  4. Очень важно продуть сухим воздухом все вентиляционные каналы устройства;
  5. И последняя проверка – это исследование на наличие ржавчины. При необходимости поврежденные участки зачищаются и закрашиваются специальной краской. Особенно обращайте внимание на кожухи, шины, магнитную систему (стяжки).


Схема сухого трансформатора

Ремонт измерительных трансформаторов

Текущий ремонт измерительных трансформаторов начинают с очистки их от пыли и грязи, затем осматривают фарфоровую, эпоксидную или другую изоляцию, проверяют надежность их крепления к конструкции, объем масла в баке и отсутствие течи в уплотнениях и сварных швах. Чтобы устранить течь масла, подтягивают скрепляющие болты. Если это не помогает, ставят новую прокладку из маслостойкой резины. Если масло протекает через сварные швы, трансформатор заменяют новым. Проверяют надежность соединения трансформатора с контуром заземления, контактные соединения внешних проводов с трансформатором, соединения вторичных обмоток с «землей». При ремонте разборных трансформаторов тока проверяют отсутствие ржавчины на торцах магнитопровода. Для этого отсоединяют проводники, откручивают гайки скрепляющих болтов и разнимают половинки трансформатора. Ржавчину снимают шкуркой, половинки скрепляют болтами, стараясь, чтобы между ними не было воздушного зазора и кабель располагался в центре окна трансформатора. В трансформаторах измеряют сопротивление изоляции, первичной обмотки — мегаомметром на 2,5 кВ, вторичной — на 1 кВ. Сопротивление изоляции не нормируется, однако для вторичных обмоток трансформатора тока сопротивление, равное 50 — 100 Мом, считается достаточным. Если сопротивление изоляции обмоток менее указанной величины, трансформатор снимают и сушат. При капитальном ремонте трансформаторы тока (ТТ) и напряжения (ТН) испытывают повышенным напряжением. При замене трансформаторов в ходе ремонта проводят испытания, проверяют целость их обмоток, а также группы соединения трехфазных и полярность однофазных трансформаторов. Как известно, направление тока в обмотке амперметра переменного тока не оказывает влияния на точность его работы (при любом способе подключения амперметра к ТТ он будет давать правильные показания). В таких же приборах, как ваттметры, счетчики электроэнергии, а также многие устройства релейной защиты, направление тока имеет большое значение. Поэтому обмотки ТТ имеют специальную маркировку, позволяющую правильно подключать его в первичную цепь высокого напряжения и во вторичную измерительную цепь. Так, начало и конец первичной обмотки маркируются соответственно Л1 и Л2 (линия), а начало и конец вторичной обмотки — И1 и И2 (измерительная цепь тока). Выводы ТН маркируют следующим образом: начало и конец первичной обмотки обозначают соответственно А и X, а начало и конец вторичной обмотки — а и х.

Рис. 11. Схема проверки полярности измерительного трансформатора: GB — аккумулятор; S — рубильник; Р — гальванометр (поляример); w1, w2 — первичная и вторичная обмотки

Целостность обмоток и правильность их соединения проверяют мегаомметром, а полярность определяют по схеме, показанной на рис. 11. При правильном обозначении выводов стрелка гальванометра (поляриметра) Р в момент замыкания рубильника 5 должна отклоняться вправо. Трансформаторы с неправильно обозначенными выводами отправляют для перемаркировки. При проверке целости вторичной обмотки закорачивают первичную обмотку, так как при разомкнутой первичной обмотке в ней будет наводиться электродвижущая сила большой величины, опасная как для человека, так и для изоляции обмотки.

Как производят ремонт измерительных трансформаторов

Обязательное требование – подготовить специальное помещение (цех или хотя бы гараж) для починки и поверки. Нужно очистить эпоксидную и фарфоровую изоляции от накопившейся пыли, грязи и жира, проверить прочность их крепления и места соединений на наличие трещин. Далее предпринимаются такие шаги:

  1. Проверка наличия масла в баке и его количеств. Если замечена течь, то нужно затянуть сильнее болты и промазать места соединения герметиком. В том случае, когда трансформатор пропускает масло через швы сварного происхождения, он нуждается в полной замене и ремонту не подлежит;
  2. Проверить соединение трансформатора и заземления. В частности вторичной обмотки и заземляющего контура;
  3. Наличие на торцах и болтовых соединениях коррозионных процессов. Если таковые имеются, их необходимо устранить посредством использования наждачной бумаги или проволочной щетки;
  4. Проверить сопротивление изоляционных материалов. Для этого понадобится специальный прибор – мегаоомметр, разработанный по принципу мультиметра. Норма – 1 кВ для обмотки первичной и 2,5 для вторичной.


Распределение токов в обмотках


Схема измерительных трансформаторов

Испытания трансформаторов после ремонта производят при помощи высоких напряжений. При помощи таких исследований можно проверить правильность трехфазных соединений и полярность устройств.

1.2. Технические характеристики.

Силовые трансформаторы в сетях электроснабжения служат для преобразования напряжения до величины, при которой работают электроприёмники.

На центральных и цеховых ТП широко применяют двухобмоточные трёхфазные трансформаторы с естественным масляным охлаждением (рисунок 4, формата А2).

Трансформатор имеет две основные части:

активную выемную, состоящую из магнитопровода 12 с обмотками 10 и 11;

наружную, включающую в себя бак 1 с крышкой 2, маслорасширитель 8 и вспомогательные устройства.

Магнитопровод (сердечник) имеет два ярма: верхнее и нижнее, соединённые между собой тремя стержнями, на которых размещены обмотки.

Обмотки расположены на стержнях сердечника концентрически: к стержню примыкают обмотки низшего напряжения 11, а на них размещаются обмотки высшего напряжения 10; обмотки отделены одна от другой слоем электротехнического картона. Концы обмоток высшего и низшего напряжения соединены с проходными изоляторами 3 и 4, закрепленными в крышке трансформатора.

От обмоток высшего напряжения кроме основных делаются дополнительные выводы, присоединяемые к переключателю под крышкой трансформатора. Рукоятка переключателя 5 устанавливается на крышке трансформатора.

Переключатель позволяет изменять коэффициент трансформации трансформатора в пределах +/ — 5 % и этим самым регулировать напряжение на вторичной обмотке до номинального.

Бак трансформатора является резервуаром для масла, его поверхность охлаждает масло и защищает активную выемную часть от внешних воздействий. Баки трансформаторов мощностью до 50 ква выполняются гладкими, баки более мощных трансформаторов имеют трубчатые радиаторы, улучшающие условия охлаждения трансформаторов.

Текущий ремонт трансформаторов

Следует отметить, что перечень выполняемых работ определяется заводскими или отраслевыми инструкциями, указаниями, технологическими картами и т.д., но их положения не могут вступать в противоречие с ПТЭЭП.

Тем не менее, общими чертами для текущего ремонта трансформатора являются следующие операции:

  • технический осмотр, во время которого необходимо выявлять внешние дефекты и принимать меры к их устранению;
  • механическая чистка стенок и крышки баков, пазов или трубок радиаторов, изоляторов и т.д.;
  • удаление засорителей из бака, как правило, весь мусор собирается внизу, поэтому откручивая заглушку из расширителя или основного бака трансформатора, они вытекут в первую очередь;
  • определение уровня масла по показаниям стрелки или положению в маслоуказательном стекле, сравнение высоты с окружающей температурой, при необходимости, доливка;
  • проверка хода крановой и запорной арматуры;
  • если масляный бак имеет отдельные радиаторы, их также проверяют на плотность, герметичность, отсутствие потеков;
  • в объеме текущего ремонта для силовых масляных трансформаторов производят проверку газовых защит;


Проверка газового реле

  • при наличии выхлопных труб, осматривают состояние мембраны на наличие срабатывания;
  • проверка и испытание масла – пробой, химический анализ, проверка температуры вспышки;
  • электрические испытания обмоток и других элементов силового трансформатора, проверка качества контактов, подтяжка болтов.


Проверка болтовых соединений

Для тех моделей трансформаторов, которые содержат регулировочные устройства (РПН, ПБВ), необходимо осуществлять и регламентные работы на регуляторах. Сюда входят всевозможные прокрутки, опробования защит и т.д.

У трансформаторов с принудительным обдувом или другими системами принудительного охлаждения, производятся ремонты и испытания соответствующего оборудования. Для электрических двигателей проверяется состояние изоляции, в системах водного охлаждения трансформатора – герметичность.

Для большинства агрегатов, включая измерительные, производится замена или сушка имеющегося в фильтрах селикагеля. Такими же манипуляциями охватываются маслонаполненные ввода. Перед началом каждой смены выполняется осмотр этих фильтров для контроля за состоянием селикагеля в них.

Текущий ремонт трансформатора с воздушным охлаждением

Текущий ремонт сухого трансформатора имеет некоторые отличия. После снятия кожуха следует убедиться в отсутствии механических повреждений обмоток и других важных частей. Также контролируется надежность соединений и заземлений. При текущем ремонте целесообразно выполнить продувку сухого трансформатора воздухом, а также протереть изоляторы.

Процедура измерения сопротивления обмоток изолятора не относится непосредственно к текущему ремонту. Но является обязательной после его завершения.

Ремонт переключателя

Ремонт переключателя заключается в устранении дефектов контактных соединений, изолирующих трубок цилиндров и уплотняющих устройств. Контакты зачищают, промывают ацетоном и трансформаторным маслом. Обгоревшие и оплавленные контакты опиливают напильником. Разрушенные и выгоревшие контакты заменяют новыми. Небольшие повреждения изоляции трубки или цилиндра восстанавливают двумя слоями бакелитового лака. Ослабленные места присоединения отводов обмоток запаивают припоем ПОС-30.

Отремонтированный переключатель собирают, протирают ветошью место установки, осматривают сальниковое уплотнение, ставят на место рукоятку переключателя и затягивают шпильки. Качество работы переключателя проверяют переключением его положений. Переключения должны быть четкими, а фиксирующие шпильки во всех положениях должны полностью входить в свои гнезда.

Проверка работы переключающего устройства для регулирования напряжения под нагрузкой состоит в определении правильности последовательной работы подвижных контактов а

и
б
переключателя и контакторов К1 и К2. Нарушение последовательности работы этих элементов переключающего устройства может привести к серьезным повреждениям трансформатора и аварии в электрической сети.

Текущий ремонт силовых трансформаторов

В объем работ, выполняемых во время текущего ремонта, входят:

  • Тщательный наружный осмотр;
  • Читка корпуса, протирка изоляторов;
  • Обтяжка всех болтовых соединений, особое внимание нужно уделить токоведущим соединениям, в случае их окисления необходимо раскрутить, зачистить и заново обтянуть;
  • Проверка системы охлаждения и работы маслоуказательного устройства;
  • Срабатывание газовой защиты и чистка блок-контактов в нём;
  • Если есть автоматические устройства охлаждения, необходимо проверить их срабатывание и работоспособность;
  • Спуск ваги и конденсата с отстойника расширителя;
  • Проверка степени влажности силикагеля. Частички розового цвета должны быть заменены на новые;
  • Доливка масла в расширительный бачок в случае необходимости;
  • Замер сопротивления изоляции, эту процедуру выполняют мегомметром, рассчитанным на напряжение 2500 Вольт. Погрешность прибора не должна превышать 10–15%.

Если между текущими ремонтами во время эксплуатации были замечены мелкие неисправности они должны быть устранены ремонтным персоналом. При этом число узлов и деталей которые должны быть заменены на новые должно быть минимальным.

При текущих ремонтах сухих трансформаторов нужно обязательно снять кожух и удостоверится в отсутствии электрического нагрева и механического повреждения всех его частей. После обтяжки обязательно продуть сжатым воздухом, только после этого ставить назад кожуха. Ремонт импульсного трансформатора из-за его небольших габаритов может выполняться даже в домашних условиях.

Ремонт бака трансформатора

Внутреннюю поверхность бака очищают металлическим скребком и промывают отработавшим трансформаторным маслом. Вмятины нагревают пламенем газовой горелки и выправляют ударами молотка. Трещины на ребре и стенке корпуса заваривают газовой сваркой, а в трубе — электросваркой. Для проверки качества сварки наружную сторону шва зачищают и покрывают мелом, а изнутри смачивают керосином (при наличии трещин мел смачивается керосином и темнеет). Герметичность корпуса проверяют заливкой бака отработавшим маслом на 1 ч при температуре не ниже 10°С.

Перед заваркой трещины на ее концах просверливают сквозные отверстия диаметром в несколько миллиметров. Снимают фаски кромок трещины и заваривают ее электросваркой. Плотность шва контролируют с помощью керосина. Неплотные швы вырубают и заваривают вновь.

Профилактический ремонт трансформаторов

Кроме перечисленных вмешательств выделяют еще и так называемый профилактический ремонт, который может выполняться без или с подъемом активной части. Такой ремонт относится к предупредительным мерам и представляет собой периодический осмотр трансформатора с последующим устранением обнаруженных несущественных дефектов.

Восстановительный ремонт трансформаторов в сравнении с реконструкцией и модернизацией считается наиболее простым. При его выполнении основная задача сводится к знанию определенной технологии и умении ее использовать на практике. Необходимо следить за тем, чтобы все выполнялось так, как было сделано ранее заводом-изготовителем. Какие-либо отступления от существующей технологии должны быть тщательно продуманны, не нарушать работоспособности оборудования и не влиять на качественные показатели трансформатора.

Оцените статью:

Ремонт сварочных трансформаторов

Перед тем как перейти непосредственно к ремонту сварочного трансформатора, стоит убедиться в отсутствии подгорания клемм для подключения силового провода. Клеммная колодка, к которой подключаются концы сварочных проводов, самое слабое место этого устройства. Фазные замыкания обмоток редкость, чаще всего это замыкания на заземлённый корпус, а если всё же они произошли, то будет наблюдаться сильный нагрев. То есть при ремонте сварочных трансформаторов нужно обратить особое внимание на все болтовые соединения, так как все-таки процесс сварки связан постоянной работой трансформатора в режиме короткого замыкания. Также этот ремонт направлен на ревизию механизма, соединяющего сердечник, и надёжное закрепление обмоток на магнитопроводе. Ремонт обмоток очень редкая процедура и сводится она к нанесению специального лака на поврежденные её участки или полной её замены на новую.

Качественный текущий и капитальный ремонт трансформаторов, выполненный в полном объёме, часто становится основной составляющей долгосрочной безаварийной его работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]