Как пользоваться осциллографом: для чего нужен, как с ним работать, принцип действия и устройство

Самый совершенный метод диагностики систем зажигания современных автомобилей проводится с помощью мотор-тестера. Этот прибор показывает осциллограмму высокого напряжения системы зажигания, а также в реальном времени предоставляет информацию об импульсах зажигания, значении пробивного напряжения, времени горения и силе искры. В основе мотор-тестера лежит цифровой осциллограф, а результаты выводятся на экран компьютера или планшета.

Методика диагностики основана на том факте, что любая неисправность как в первичной, так и во вторичной цепи всегда находит отражение в форме осциллограммы. На нее влияют следующие параметры:

Проверка зажигания осциллографом

  • угол опережения зажигания;
  • частота вращения коленчатого вала;
  • угол открытия дроссельной заслонки;
  • значение давления наддува;
  • состав рабочей смеси;
  • другие факторы.

Таким образом, с помощью осциллограммы можно диагностировать неисправности не только в системе зажигания автомобиля, но и в других его узлах и механизмах. Поломки системы зажигания делятся на постоянные и спорадические (возникающие лишь при определенных условиях работы). В первом случае используют стационарный тестер, во втором — мобильный, используемый во время движения машины. В связи с тем, что существует несколько систем зажигания, полученные осциллограммы будут давать разную информацию. Рассмотрим эти ситуации более детально.

Классическое зажигание

Рассмотрим на примере осциллограмм конкретные примеры неисправностей. На рисунках красным цветом обозначены графики неисправной системы зажигания, соответственно, зеленым — исправной.

Обрыв после емкостного датчика

Обрыв высоковольтного провода между точкой установки емкостного датчика и свечами зажигания. В этом случае происходит увеличение напряжения пробоя вследствие возникновения дополнительного последовательно включенного искрового зазора, а время горения искры уменьшается. В редких случаях искра вообще не появляется.

Допускать продолжительную работу с такой неисправностью не рекомендуется, поскольку она может привести к пробою высоковольтной изоляции элементов системы зажигания и повреждению силового транзистора коммутатора.

Обрыв провода перед емкостным датчиком

Обрыв центрального высоковольтного провода между катушкой зажигания и точкой установки емкостного датчика. В этом случае также возникает дополнительный искровой зазор. Из-за этого напряжение искры увеличивается, а время ее существования уменьшается.

В данном случае причиной искажения осциллограммы является то, что когда горит искровой разряд между свечными электродами, параллельно он горит и между двумя концами разорванного высоковольтного провода.

Сопротивление высоковольтного провода между точкой установки емкостного датчика и свечей зажигания значительно увеличено.

Увеличенное сопротивление высоковольтного провода между точкой установки емкостного датчика и свечей зажигания. Сопротивление провода может быть увеличено в силу окисления его контактов, старения проводника или использования слишком длинного провода. Из-за увеличения сопротивления на концах провода падает напряжение. Поэтому форма осциллограммы искажается таким образом, что напряжение в начале горения искры оказывается значительно большим, чем напряжение в конце горения. Из-за этого продолжительность горения искры становится меньше.

Неисправности в высоковольтной изоляции чаще всего являют собой ее пробои. Они могут случиться между:

  • высоковольтным выводом катушки и одним из выводов первичной обмотки катушки или “массой”;
  • высоковольтным проводом и корпусом двигателя;
  • крышкой распределителя зажигания и корпусом распределителя;
  • бегунком распределителя и валом распределителя;
  • “колпаком” высоковольтного провода и корпусом двигателя;
  • наконечником провода и корпусом свечи или корпусом двигателя;
  • центральным проводником свечи и ее корпусом.

Как правило, в режиме холостого хода или на малых нагрузках двигателя найти повреждение изоляции достаточно сложно, в том числе и при диагностике двигателя с помощью осциллографа или мотор-тестера. Соответственно, мотору необходимо создать критические условия, чтобы пробой проявился явно (пуск двигателя, резкое открытие дроссельной заслонки, работа на низких оборотах при максимальной нагрузке).

После возникновения разряда в месте повреждения изоляции во вторичной цепи начинает течь ток. Поэтому напряжение на катушке уменьшается, и не достигает значения, необходимого для пробоя между электродами на свече.

Слева на рисунке вы можете видеть образование искрового разряда за пределами камеры сгорания вследствие повреждения высоковольтной изоляции системы зажигания. В данном случае двигатель работает с высокой нагрузкой (перегазовка).

Поверхность изолятора свечи зажигания сильно загрязнена со стороны камеры сгорания.

Загрязнение изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания. Это может произойти из-за отложения сажи, масла, остатков от присадок к топливу и маслу. В этих случаях цвет нагара на изоляторе значительно изменится. Информацию о диагностике двигателя по цвету нагара на свече вы можете почитать отдельно.

Значительное загрязнение изолятора может стать причиной появления поверхностных искровых разрядов. Естественно, что такой разряд не обеспечивает надежного воспламенения топливовоздушной смеси, из-за чего возникают пропуски воспламенения. Иногда в случае загрязнения изолятора поверхностные пробои могут возникать непостоянно.

Форма импульсов высокого напряжения, формируемого катушкой зажигания с межвитковым пробоем.

Пробой межвитковой изоляции обмоток катушки зажигания. В случае возникновения такой неисправности искровой разряд возникает не только на свече зажигания, но и внутри катушки зажигания (между витками ее обмоток). Он естественным образом отбирает энергию у основного разряда. И чем дольше катушка эксплуатируется в таком режиме — больше энергии теряется. При малых нагрузках на двигатель описываемая неисправность может не ощущаться. Однако при возрастании нагрузки двигатель может начать “троить”, терять мощность.

Зазор между электродами свечи зажигания и компрессия

Зазор между электродами свечи уменьшен. Двигатель работает на холостом ходу без нагрузки.

Упомянутый зазор выбирается для каждой машины индивидуально, и зависит от следующих параметров:

  • максимально развиваемое катушкой напряжение;
  • прочность изоляции элементов системы;
  • максимальное давление в камере сгорания в момент искрообразования;
  • планируемый срок службы свечей.

Зазор между электродами свечи зажигания увеличен. Двигатель работает на холостом ходу без нагрузки.

С помощью проверки зажигания осциллографом можно найти несоответствия расстояния между электродами свечи. Так, если расстояние уменьшилось, то снижается вероятность воспламенение топливно-воздушной смеси. В этом случае для пробоя нужно меньшее пробивное напряжение.

Если зазор между электродами на свече увеличивается, то значение пробивного напряжения возрастает. Поэтому, чтобы обеспечить надежное воспламенение топливной смеси необходимо эксплуатировать двигатель при небольшой нагрузке.

Обратите внимание, что длительная работа катушки в режиме, когда она выдает максимально возможную искру, во-первых, приводит к ее чрезмерному износу и раннему выходу из строя, а во-вторых, это чревато пробоем изоляции в других элементах системы зажигания, особенно в высоковольтных. Еще велика вероятность поломки элементов коммутатора, в частности, его силового транзистора, обслуживающего проблемную катушку зажигания.

Низкая компрессия. При проверке системы зажигания осциллографом или мотор-тестером можно выявить низкую компрессию в одном или нескольких цилиндрах. Дело в том, что при низкой компрессии в момент искрообразования давление газов оказывается заниженным. Соответственно, давление газов между электродами свечи зажигания в момент искрообразования также занижено. Поэтому для пробоя нужно меньшее напряжение. Форма импульса при этом не меняется, а изменяется лишь амплитуда.

На рисунке справа вы видите осциллограмму, когда давление газов в камере сгорания в момент искрообразования занижено вследствие низкой компрессии или вследствие большого значения угла опережения зажигания. Двигатель в данном случае работает на холостом ходу без нагрузки.

Диагностика по первичному напряжению

Для проведения диагностики индивидуальной катушки по первичному напряжению, нужно просмотреть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки катушки при помощи осциллографического щупа. Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе первичной обмотки исправной индивидуальной катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (ток в первичной цепи резко прерывается и возникает пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания).
  3. Участок горения искры между электродами свечи зажигания.
  4. Затухающие колебания, возникающие сразу после окончания горения искры между электродами свечи зажигания.

На рисунке слева вы можете видеть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки неисправной индивидуальной КЗ. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний после окончания горения искры между электродами свечи (участок “4”).

DIS-система зажигания

Высоковольтные импульсы зажигания, генерируемые исправными DIS-катушками зажигания двух различных двигателей (работают на холостом ходу без нагрузки).

DIS-система (Double Ignition System) зажигания имеет особые катушки зажигания. Они отличаются тем, что оснащаются двумя высоковольтными выводами. Один из них подсоединяется к первому из концов вторичной обмотки, второй — ко второму концу вторичной обмотки катушки зажигания. Каждая такая катушка обслуживает два цилиндра.

В связи с описанными особенностями проверка зажигания осциллографом и съем осциллограммы напряжения высоковольтных импульсов зажигания при помощи емкостных DIS-датчиков происходит дифференциально. То есть, получается фактический съем осциллограммы выходного напряжения катушки. Если катушки исправны, то в конце горения должны наблюдаться затухающие колебания.

Для проведения диагностики DIS-системы зажигания по первичному напряжению, необходимо поочередно снять осциллограммы напряжения на первичных обмотках катушек.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на вторичной цепи DIS-системы зажигания

  1. Отражение момента начала накопления энергии в катушке зажигания. Он совпадает с моментом открытия силового транзистора.
  2. Отражение зоны перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной обмотке катушки зажигания на уровне 6…8 А. Современные DIS-системы имеют коммутаторы без режима ограничения тока, поэтому зона высоковольтного импульса отсутствует.
  3. Пробой искрового промежутка между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры. Совпадает по времени с моментом закрытия силового транзистора коммутатора.
  4. Участок горения искры.
  5. Конец горения искры и начало затухающих колебаний.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе DIS катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Зона перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной цепи по достижении тока в первичной обмотке катушки зажигания, равного 6…8 А. В современных DIS-системах зажигания, коммутаторы не имеют режима ограничения тока, и, соответственно, отсутствует зона 2 на осциллограмме первичного напряжения отсутствует.
  3. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (во вторичной цепи при этом возникает пробой искровых промежутков между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры).
  4. Отражение горения искры.
  5. Отражение прекращения горения искры и начало затухающих колебаний.

Recommendations

Comments 11

Осциллограф не верно работает. Генератор и аккумулятор выглядят не так. Напряжение выше нормы, нет синхронизации с оборотами двигателя.

напряжение завышено намеренно, к шуму или иглам не имеет никакого отношения.

Осциллограф не верно работает. Генератор и аккумулятор выглядят не так. Напряжение выше нормы, нет синхронизации с оборотами двигателя.

Покажи правильные осциллограммы и осциллографы

Эта осциллограмма с какой точки?

Осциллограф не верно работает. Генератор и аккумулятор выглядят не так. Напряжение выше нормы, нет синхронизации с оборотами двигателя.

Зачем мне синхронизация с оборотами двигателя?

Это тест генератора, В+. Синхронизация нужна, чтоб понять, что за перда лезет и в какой момент работы двигателя она возникает. Осциллограф должен работать на переменку. На батарее буде то же, только амплитуда ниже

Привет! Страшен не шум в питании от генератора, а шум наводок по массе… Если имеются в виду дальнейшие шумы в аудио и на видео.

день добрый! иными словами, это радиочастотные помехи так?

Ну, судя по осциллограме период где-то 500мкс (

2кГц), это далеко до радио частот… Но лежит в диапазоне аудио частот.

период — да, но импульсы довольно-таки узенькие, да и на другом генераторе(импульсы больше) осциллограф показал 1кГц.

когда у меня был шум в динамиках, провода входа в усилок и провода выхода на динамики лежали вместе и параллельно, оказалось, что если их развести на 10см и переходы положить перпендикулярно — шум исчезает. да, не так наверное выразился, не радиочастотные, а магнитные потоки.

надо попробовать отключить генератор и возможно окажется что помехи от катушек зажигания…

Индивидуальное зажигание

Системы индивидуального зажигания устанавливаются на большинство современных бензиновых двигателей. Они отличаются от классических и DIS-систем тем, что каждая свеча обслуживается индивидуальной катушкой зажигания. Как правило, катушки устанавливаются непосредственно над свечами. Изредка коммутация производится при помощи высоковольтных проводов. Катушки бывают двух типов — компактные и стержневые.

При проведении диагностики системы индивидуального зажигания контролируют следующие параметры:

  • наличие затухающих колебаний в конце участка горения искры между электродами свечи зажигания;
  • продолжительность времени накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания (как правило, находится в пределах 1,5…5,0 мс в зависимости от модели катушки);
  • продолжительность горения искры между электродами свечи зажигания (как правило, составляет 1,5…2,5 мс в зависимости от модели катушки).

Диагностика по первичному напряжению

Для проведения диагностики индивидуальной катушки по первичному напряжению, нужно просмотреть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки катушки при помощи осциллографического щупа.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе первичной обмотки исправной индивидуальной катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (ток в первичной цепи резко прерывается и возникает пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания).
  3. Участок горения искры между электродами свечи зажигания.
  4. Затухающие колебания, возникающие сразу после окончания горения искры между электродами свечи зажигания.

На рисунке слева вы можете видеть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки неисправной индивидуальной КЗ. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний после окончания горения искры между электродами свечи (участок “4”).

Диагностика по вторичному напряжению с помощью емкостного датчика

Использование емкостного датчика для получения осциллограммы напряжения на катушке более предпочтительно, так как сигнал, полученный с его помощью более точно повторяет осциллограмму напряжения во вторичной цепи диагностируемой системы зажигания.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика

Описание рисунка:

  1. Начало накопления энергии в магнитном поле катушки (совпадает по времени с моментом открытия силового транзистора коммутатора).
  2. Пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания и начало горения искры (в момент закрытия силового транзистора коммутатора).
  3. Участок горения искры между электродами свечи.
  4. Затухающие колебания, возникающие после окончания горения искры между электродами свечи.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика. Наличие затухающих колебаний сразу после пробоя искрового промежутка между электродами свечи (участок отмечен символом “2”) является следствием конструктивных особенностей катушки и не является признаком неисправности.

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний после окончания горения искры между электродами свечи (участок отмечен символом “4”).

Диагностика по вторичному напряжению с помощью индуктивного датчика

Индуктивный датчик при проведении диагностики по вторичному напряжению применяется в тех случаях, когда съем сигнала с помощью емкостного датчика невозможен. Такими катушками зажигания являются в основном стержневые индивидуальные КЗ, компактные индивидуальные КЗ со встроенным силовым каскадом управления первичной обмоткой, и объединенные в модули индивидуальные КЗ.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная с помощью индуктивного датчика.

Описание рисунка:

  1. Начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания (совпадает по времени с моментом открытия силового транзистора коммутатора).
  2. Пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания и начало горения искры (момент закрытия силового транзистора коммутатора).
  3. Участок горения искры между электродами свечи зажигания.
  4. Затухающие колебания, возникающие сразу после окончания горения искры между электродами свечи зажигания.

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная при помощи индуктивного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний в конце периода горения искры между электродами свечи зажигания (участок отмечен символом “4”).

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная при помощи индуктивного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний в конце горения искры между электродами свечи зажигания и очень короткое время горения искры.

· Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5 · Часть 6 · Часть 7 · Часть 8 · Часть 9 · Часть 10 · Часть 11 · Часть 12 · Осциллограф. С ним и без него · Типичные неисправности. Проверки при помощи осциллографа · Диагностика и ремонт: Осциллограф своими руками
Авторемонт. Осциллограф при поиске неисправностей,часть 7Продолжение.
Причина этой неисправности — ползучие соли и наэлектризованная пыль внутри блока. Величина опорного напряжения 5,369В, это выше допустимого отклонения.

Фото 10

Такой сигнал можно увидеть на выходе датчика при включенном зажигании и неработающем моторе. Величина усиления выставлена панели. Сигнал достаточно мощный. Но ни нечистая сила, ни иные потусторонние силы здесь не причем. Многие, увидев, нечто подобное теряются.Еще несколько осциллограмм, и потом попробую объяснить суть происходящего.

Фото 11

На фото 11 сигнал датчика, который также введет систему управления в заблуждение. Не буду уже говорить, что будет происходить при оцифровке сигнала. И дополнительные характеристики, которые дают понимание о не идеальности импульса, здесь трудно применить.

Фото 12.

На фото 12 тоже далеко не «бубль-гумм». Сигнал должен быть с четкой периодичностью. А здесь ее нет. И откуда это все берется?

Фото 13

Я повторил фото 13 прямоугольного импульса. Вот если его рассматривая на осциллографе так, как осциллограмма темно-зеленого оттенка, но при этом помнить, что реально- это как на светло-зеленом , то можно найти объяснение. К этой осциллограмме нужно еще добавить, что большинство датчиков имеют внутри свой собственный усилитель. И усилитель не совсем простой. Хотя с экономической точки зрения дешевый, а поэтому он установлен в большинстве современных датчиков. Собран он по схеме с общим эммитером. В усилителе применена отрицательная обратная связь. Поскольку это усилитель импульсный, то к нему предъявляются и некоторые требования. Входные сигналы изменяются достаточно быстро. И основным показателем для такого типа усилителей служит импульсная передаточная характеристика. Переходные процессы для такого усилителя являются определяющими. И для точности передачи импульсных сигналов, фазовые и динамические искажения должны быть сведены к минимуму. Это и решается введением обратной связи в усилителе. Часть сигнала с выхода подается на вход. Глубина обратной связи рассчитывается, и любое изменение ее приводи к появлению искажений выходного сигнала.Что может повлиять? Да работа датчика в условиях не совсем благоприятных с точки зрения воздействия внешних факторов. Одним из таких факторов является температура. И ее перепады.

Фото14

Вот датчик, побывавший в неблагоприятных условиях (вид снаружи)

Фото 15

Фото 16.

Фото 15, 16 — это то, что внутри. Места пайки, выполненные тугоплавким припоем, приобрели «крупчатую» структуру и говорить о контакте в местах пайки можно весьма условно. Даже если он и есть, сопротивление в местах пайки явно изменилось не в меньшую сторону. А это значит, что и возможно изменение величины опорного напряжения внутри самого датчика, и глубины обратной связи. Поэтому мы и наблюдаем на выходе «не пойми что». Скорость процессов изменилась. Фазовые искажения вылезли. В общем, это желательно понимать… Разбирать ситуацию до формул по каждому случаю, моделируя и определяя что явилось решающим фактором: питание или изменение глубины обратной связи, мне кажется, особого смысла нет. Правильнее будет заменить датчик. Но все же, за счет чего возникает инверсия, попробую пояснить.

На фото 13 на осциллограмме есть кратковременный выброс амплитуды при достижении ею максимального значения. Он именно кратковременный и для прямоугольных импульсов он должен иметь определенное время и составлять определенную часть от максимального значения. Так вот, если в усилителе произойдет «нечто», что позволит затянуть время процесса, когда произошел максимальный выброс, а затем следует время установления максимальной амплитуды (это участок с затухающими колебаниями амплитуды на максимуме) и это время сравняется с длительностью самого импульса — мы получим на выходе амплитуду, значительно превышающую величину опорного напряжения.

Смотрим осциллограммы, фото 1

И такой сигнал, при всей его красоте и синхронности – не пойдет.Если же это «нечто», происходит в тот момент когда амплитуда импульса находится в районе выброса минимального значения и времени установления минимальной амплитуды- получаем «перевертыш», осциллограмма 2:

Тоже не пойдет. Не будет работать.Если произошедшее « нечто» изменило глубину обратной связи таким образом, что превратило усилитель практически в генератор, доведя до самовозбуждения, то нужно понимать, что усилитель все-равно своего входа не лишился. А поскольку в системе есть импульсные сигналы даже от тех же тактовых генераторов, значит, присутствуют и их гармоники. Которые, да, слабые, и даже конструктивно ослабленные для того, что бы исключить наводки на другие цепи, но они есть. И они так же попадают на вход усилителя. И кто сказал, что они не выполнят роль ту же, что и модулирующий сигнал, в модуляторе.

Несущая то уже появилась, усилитель уже возбудился. И вот тогда получаем вот такое, осциллограмма 3:

К такой осциллограмме может быть и вопрос, как приложение:-« Датчик в руке, подключен, зажигание включено… что это?». Можно рассмотреть еще датчики… ну, давайте еще посмотрим, но уже с помощью не осциллографа, а графического отображения на сканере, осциллограмма 4:

После анализа графиков и данных со сканера и графиков, решение было принято на более детальную проверку двигателя. Почему? А потому, что показания MAF напрямую зависят от работы двигателя. Не датчик воздух «сосёт», а двигатель. И датчик ни чем не управляет, он просто фиксирует какое количество воздуха прошло через него. А система конкретизирует — за «определенный отрезок времени»(цикл). Датчик исправен, подсосов нет. Нет, ну можно на коррекции набросится, на ДК, на форсунки, ЭБУ попробовать призвать к ответу

С сигналами на исполнительные элементы значительно проще. Белых пятен меньше(Чего нельзя сказать об ошибках, которые можно допустить), осциллограмма 5:

Неисправность в катушке зажигания.

Можно, конечно, дать осциллограммы и форсунок, и заслонки и клапана VVT и пр., но мне кажется, что сказано уже достаточно, чтобы определиться с главным при проверке (диагностике) автомобиля, когда он не работает или работает не так как надо.

Что еще играет существенную роль? Конечно же, приборы. Оснащенность у всех разная. Поэтому не зацикливаясь на осциллографе, мы ему уже воздали по его значимости, о сканере тоже говорилось… Немного об эргономике можно сказать и возможностях.

Те, кто считает, что большое разнообразие приборов, позволяет качественнее решать вопрос поиска неисправностей… Я не соглашусь, или соглашусь, но с оговоркой. Иногда специалист используя приемы поиска и совершенно ничем не примечательные обычные приспособления приборы, решает задачу не хуже того, кто оснащен дилерским оборудование. Конечно, говорить о возможностях первого и сравнивать их с возможностями второго – неправильно. Возможности приборов различны и они не только расширяют поле самих возможностей, но и дают некоторые преимущества в виде специальных функций. Хочеться иметь приборчик с расширенными возможностями. Что бы он позволял достоверно определять неисправность, был несложным в использовании и удобным при применении. Например: осциллограммы со вторички системы зажигания обладают высокой информативностью и достоверностью. Но применение осциллографа, это … провода, датчик, проблема подлезть, этим датчиком туда куда требуется.. Короче –эргономичным прибор не назовешь.

А вот такой прибор? –(фото pribor)

Имеет гибкий зонд, достать можно куда угодно. Позволяет проверить любую систему зажигания. Отображает количество оборотов, время горения искры, величину напряжения пробоя. Достал, включил, поднес датчик зонда в нужную точку, получил данные ( неисправность на экране прибора). Согласитесь, и удобнее и быстрее чем осциллографом ( Но такой прибор вовсе не исключает осциллограф, скорее дополняет). Различные датчики тоже не помеха, а в помощь в определенных моментах (датчики разряжения, давления, емкостные, индуктивные, и пр. «приблуды»… Пусть даже самодельные. Но если вы, применяя их, находите неисправность, махните вы рукой на критиканов, которые надувают щеки от того, что используют девайсы с фирменными наклейками. Результат — вот, что важно.

Кстати, о датчиках, очень хорошие данные дает применение индуктивного датчика при проверке форсунок и других исполнительных элементов. Все же токовая осциллограмма дает возможность увидеть многое. Чего не видно при непосредственном подключении к цепи. Тактика применения датчиков может быть разнообразной и выбирается исходя из необходимости. Датчик разряжения например: его можно использовать как пробник, но с расширенными возможностями, когда нужно убедиться в корректной работе механизма или правильности установки ГРМ. В этом случае берется только сигнал датчика.

Графическое отображение сигнала позволяет быстро оценить работу механизма.

Фото 18

Просто сравниваются сигналы. Зрительно, Но и этого уже достаточно.Если нужно, посмотреть что-то подробнее, можно сделать синхронизацию по форсунке или катушке:

Фото 19.

Вот, на фото 19 . Можно более детально анализировать и уже с привязкой к конкретному цилиндру. Или, кто вам может запретить использовать датчик давления для измерения компрессии и относительного сравнения ее по цилиндрам(скептики спросят:« зачем?» … а компресометр сломался…). И тем более я знаю, какое количество Вольт на шкале моего осциллографа будет соответствовать 1КРа.Иными словами ваш выбор никто не ограничивает. А вот с возможностями дело обстоит несколько иначе.

Фото 20

Раньше тоже так поступали, особенно когда машины к продаже готовили. Подкручивали винт ХХ, упорный винт заслонки, поворачивали корпус трамблера. Иными словами выполняли «механические коррекции», которые позволяли несколько сгладить проявление неисправности, проявляющееся в неустойчивой работе двигателя. Увы, сейчас, покрутить нечего… или так мало, что желаемого результата не достигнуть. Дальше можно ситуацию продолжить: клиент платит деньги и уезжает. Затем, через некоторое время, к нему приходит понимание, что неисправность никуда не ушла… он едет к другому специалисту. А у того возможности скромнее. Он даже может своими приборами и не увидеть то, что сделал предыдущий ремонтник. И будет скрупулезно проверять и, возможно, что устранит неисправность… но результат не получит нужный. И вернет машину, извинившись. За то, что не смог… И будет мучиться в сомнениях. А клиент вернется к тому, у кого был, тот, кто внес коррекции. И вот этот же спец, забыв, что он делал в прошлый раз, просто выставит «по нолям», и о чудо! Машина как птица, а спец с надутыми щеками и гордо поднятой головой: « Мы Вам не просто так, мы на программном уровне работаем

» Обидно. Да. Но такой вариант вполне возможен.

Но в данном случае клиенту повезло: увидели, вернули на место, неисправность устранили

Фото 21

И еще два момента:

1 — наличие различных приборов не всегда идет во благо. Пример, когда я искал неисправность в «Кашкае». Проведение теста на баланс мощности по цилиндрам дал результат. Но если есть эндоскоп — надо же заглянуть внутрь. Зрительное восприятие убедительная вещь! (да и ради контрольной проверки… да и ради любопытства… да что там, — для самоутверждения « я прав»

). Заглянул… что получил? А ничего, кроме сомнения. Потому ничего, что подтвердило бы, результат теста не увидел! Все. А если сомнение закралось — то настало время катать «ватные шарики».

2 — Я никогда не даю советов, когда спрашивают, какое лучше оборудование приобрести ( варианты: это, или, может, вот такое?)

Пока не начал работать, пока не подержал в руках простых приборов, человек не поймет и все равно будет сомневаться. А когда начнет работать, понимание, ЧТО нужно, ему придет само. И дальше он уже будет интересоваться отличием в характеристиках и возможностями, исходя из условий работы.

Вот собственно и все. Много получилось. Возможно, «ворчливо» изложено. Но от намеченной линии не ушел. И если кто нашел для себя хоть крупицу полезной информации, значит, не зря написал.

· Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5 · Часть 6 · Часть 7 · Часть 8 · Часть 9 · Часть 10 · Часть 11 · Часть 12 · Осциллограф. С ним и без него · Типичные неисправности. Проверки при помощи осциллографа · Диагностика и ремонт: Осциллограф своими руками

МАРКИН Александр Васильевич

© Легион-Автодата

Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

г.Белгород Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б (4722)300-709

Устройство и принцип действия прибора

Объясним устройство аналогового осциллографа просто, «для чайников». Прибор состоит из следующих элементов:

  • лучевая трубка;
  • блок питания;
  • канал вертикального / горизонтального отклонения;
  • канал модуляции луча;
  • устройство синхронизации и запуска развёртки.

Для управления параметрами сигнала и его отображения на экране есть регуляторы. У старых моделей экрана не было. Изображение фиксировалось на фотоленте.

Принцип работы

При запуске прибора сигнал подаётся на вход канала вертикального отклонения. Он имеет высокое входное сопротивление. По тому же принципу работает вольтметр, измеряющий напряжение. Однако вольтметр не показывает временного графика колебаний напряжения.

Сигнал усиливается до необходимого уровня после подачи на вход. Он отображается на экране по вертикальной оси. Усиление требуется для работы отклоняющей системы лучевой трубки или преобразователя сигнала из аналогового в цифровой. Оно позволяет менять масштаб отображения колебаний на экране от крупного до мелкого.

Устройство

Лучевая трубка чувствительна к электрическим импульсам. Чем ниже их частота, тем выше чувствительность. В нынешних трубках количество лучей может составлять от одного до 16. Их количеству соответствует число сигнальных входов и отображающихся одновременно графиков.

Особенность цифрового осциллографа в том, что он имеет экран и преобразователь аналогового сигнала. У него есть память для сохранения данных о полученном графике колебаний. Часть информации анализируется в автоматическом режиме и отображается в обработанном виде. Аналоговый осциллограф не запоминает данные, а только показывает их в реальном времени.

Разверткой называется траектория движения луча, который улавливает колебания и выводит изображение на экран. Она бывает разной формы – эллиптической, круговой. Значение развёртки регулируется в зависимости от исследуемого сигнала по горизонтальной оси (временнóй).

Блок питания подаёт напряжение от сети 220 В на электронные схемы. Есть и аккумуляторные модели, способные работать автономно.

2Первое включение осциллографа DSO138

Подключите источник питания к осциллографу. Должен загореться дисплей и два раза моргнуть светодиод. Затем на пару секунд на экране появится логотип изготовителя и загрузочная информация. После этого осциллограф войдёт в рабочий режим.

Подключим пробник к BNC разъёму осциллографа и проведём первый тест. Никуда не подключая чёрный провод пробника, прикоснитесь рукой к красному. На осциллограмме должен появится сигнал наводки от вашей руки.


Первый тест цифрового осциллографа DSO138 – касание рукой

Что можно проверить с помощью осциллографа?

Данным устройством можно проверить все виды электрических сигналов с различных частей автомобиля. Ниже описаны некоторые из наиболее распространенных применений осциллографа:

  • Система топливоподачи. Проверка топливных форсунок; проверка на работоспособность датчиков температуры; а также проверка датчика массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки в карбюраторе, датчика кислорода и так далее.
  • Система зарядки и питания. Проверка системы зарядки аккумуляторной батареи проверка работы генератора.
  • Система зажигания. Определение углов опережения зажигания, диагностика датчиков системы зажигания, определение неисправностей у катушки зажигания, определение состояния высоковольтных свечных проводов и свечей.
  • Система газораспределения. Проверка правильной установки ремня ГРМ, оценка относительной компрессии цилиндров при запуске стартером, оценка компрессии в работающем режиме двигателя и в режиме прокрутки, а также проверка работы клапанов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]