Работа крана вблизи ЛЭП – нормы и правила безопасности

Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.


Памятка для водителя крана по правилам работы возле линий электропередач

Правила работы крана вблизи ЛЭП

Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.

В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.

По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.


Порядок установки крана близко к ЛЭП
Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.

При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ 12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.

Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.

Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.


Наряд-допуск на работу крана вблизи ЛЭП – разрешительные документы, бланк

Рабочий процесс должен идти под прямым личным контролем лица, ответственного за безопасность работ кранами.

Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.


Груз также не должен доставать до линий электропередач – расстояние 30 метров и больше

Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.


Охранные зоны возле ЛЭП

К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.

Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:

  1. До 1кВ – 2 метра.
  2. От 1 до 20кВ – 10 метров.
  3. 35кВ – 15 метров.
  4. 110кВ – 20 метров.
  5. От 150 до 220кВ – 25 метров.
  6. От 330 до 500кВ – 30 метров.
  7. 750кВ – 40 метров.
  8. 1150кВ – 50 метров.

При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:

  • До 1кВ – 1,5 метра.
  • От 1 до 20кВ – 2 метра.
  • До 110кВ – 4 метра.
  • От 110 до 220кВ – 5 метров.
  • 330кВ – 6 метров.
  • До 800 кВ – 9 метров.

Внимание! Не путайте эти расстояния с размерами охранных зон. К ним они не относятся.

О нормах расстояния между опорами ЛЭП читайте в нашей статье.

Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.

Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.

Портал газовиков

Меры безопасности при производстве работ вблизи линий электропередачи

Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов работы стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода ЛЭП, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы (форма согласно приложению).

Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа, рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ.

Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.

Работа крана вблизи ЛЭП должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указывать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

При работе кранов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующем электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.

Работа стреловых кранов под не отключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установки ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.

Если работа краном будет выполняться в охранной зоне ЛЭП, то наряд-допуск выдается только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Охранные зоны линии электропередачи определяются двумя параллельными плоскостями, отступающими от крайних проводов линии на расстояние, зависящее от напряжения в линии.

Например:

для линии под напряжением до 1 кВ не менее 2 м; от 1 до 20 кВ — не менее 10 м; от 20 до 35 кВ — 15 м; от 35 до 110 кВ — 20 м; от 110 до 220 кВ — 25 м; от 220 до 500 м 30 м; от 500 до 750 кВ — 40 м; от 750 до 1150 кВ — 55 м (см. рис.11.4, размер Б).

Установка крана и производство работ вблизи линии электропередачи по наряду-допуску могут быть разрешены при условии, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части крана, а также от поднимаемого груза в любом его положении, в том числе при наибольшем подъеме или вылете стрелы, до ближайшего провода линии электропередачи, находящегося под напряжением, составляет при напряжении в линии:

до 1 кВ — не менее 1,5 м, от 1 до 20 кВ — не менее 2 м, от 35 до 110 кВ — не менее 4 м, 150 до 220 кВ — не менее 5 м, до 330 кВ — не менее 6 м, от 500 до 750 кВ — не менее 9 м

(см. рис., размер А).

Наименьшее допустимое расстояние от подъемной (выдвижной) части крана до вертикальной плоскости проекции крайнего провода (А) и граница охранной зоны (Б)
При невозможности выдержать указанное расстояние работы краном в запретной зоне (А) должны производиться при отключенной линии электропередачи, для чего лицо, подписывающее наряд — допуск, дает владельцу линии электропередачи заявку в письменном виде на отключение с указанием времени отключения и, получив письменное разрешение (линия отключена), выдает наряд-допуск на производство работ.

В наряде-допуске указывают: наименование организации, производящей работы; должность и фамилию лица, ответственного

за безопасное производство работ; адрес и наименование объекта; напряжение в линии электропередачи; наименование организации — владельца линии; номер и дату разрешения владельца ЛЭП на производство работ в охранной зоне; краткое содержание условий производство работ; допустимое расстояние по горизонтали между ближайшими проводами и выступающими частями стрелы (груза); модель крана и его крана и его краткую характеристику (длину и вылет стрелы); вид работ, время их начала и окончания выполнения. Обязательно в наряде-допуске указывают фамилию инструктируемого (крановщика и стропальщика), номер его удостоверения. О прохождении инструктажа по безопасному выполнению работ вблизи ЛЭП в наряде-допуске ставиться подпись прошедшего инструктаж и подпись лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Установка стрелового самоходного крана должна производиться в следующей последовательности:

  • лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами проверяет состояние площадки (плотность грунта, уклон, наличие опасных зон и т.п.) и указывает крановщику место установки крана;
  • кран устанавливается на выбранной площадке и заземляется переносным заземлителем;
  • при необходимости выставляются выдвижные опоры. Крановщик должен находиться вне кабины;
  • лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами делает запись в вахтенном журнале крановщика: «Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю»;
  • крановщик поднимает стрелу крана из транспортного положения в рабочее.

Переносное заземление убирается после установки стрелы в транспортное положение и снятия крана с выносных опор. Крановщику запрещается находиться в кабине в момент установки крана на дополнительные опоры и снятие с опор.

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.


Кран мостового типа

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

Охранная зона ЛЭП. Производство работ в охранной зоне.

При производстве строительных работ в опасной зоне действующих ЛЭП необходима руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Допуск рабочих к работам в охранной зоне линии электропередачи, находящейся под напряжением, проводят (после получения разрешения эксплуатирующей организации) допускающий из персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи и Производитель работ. При этом Производитель работ осуществляет допуск исполнителей каждой бригады данного участка, с выдачей оформленного Наряда-допуска на производство работ в охранной зоне ЛЭП.

2. Не допускается пребывание на месте работы в охранной зоне людей, не имеющих прямого отношения к проводимой работе.

3. При приближении грозы, лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано прекратить работы и вывести всех работающих из зоны работ на расстояние не ближе 25 м от ЛЭП.

Во время грозы производство работ и пребывание людей в охранной зоне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем приближение на недопустимое расстояние грузов или свободных от них тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз, до находящихся под напряжением токоведущих частей.

5. Работа строительных машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при наличии у машинистов наряда-допуска и при полностью снятом напряжении организацией, эксплуатирующей данную линию электропередачи и II-й группы по электробезопасности.

6. В случае невозможности снятия напряжения строительно-монтажные работы в охранной зоне ЛЭП допускаются только:

— при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации;

— при предварительной выдаче механизаторам и строителям наряд-допуска;

— при руководстве и непрерывном надзоре ответственного лица из числа ИТР, назначенного от СМУ-4, и имеющего квалификационную группу по технике электробезопасности не ниже III;

— при условии, если все работающие в охранной зоне могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и имеют соответствующую группу по электробезопасности.

7. Границы охранной и опасной зоны устанавливаются в обе стороны от крайних проводов для соответствующего напряжения согласно ГОСТ 12.1.051.

Границы зон, в которых существует опасность поражения электрическим током, регламентируют расстояния от неогражденных неизолированных частей (электрооборудования, кабеля, провода) или от вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, и представленны в таблице 18.

8. Во избежание повреждения действующих линий электропередач в процессе строительства устанавливаются охранные зоны в обе стороны от крайних проводов согласно данных таблицы 19.

9. Проезд автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов в охранной зоне ВЛ, а также установка и работа машин и механизмов должны осуществляться под наблюдением одного из работников местных электросетей или производителя работ, имеющего группу допуска IV, а при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ — под наблюдением ответственного руководителя местных электросетей или производителя работ, имеющего группу допуска III. В строке «Отдельные указания» наряда-допуска должна быть сделана запись о назначении работника, ответственного за безопасное производство работ кранами с указанием должности, фамилии и инициалов.

10. При проезде под ВЛ подъемные и выдвижные части грузоподъемных машин и механизмов должны находиться в опущенном положении. Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по ровной местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под не отключенными шинами и проводами ВЛ. Под ВЛ автомобили, грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у опор).

11. При установке машины оборудованной экскаваторным ковшом на месте работы Производителем работ совместно с допускающим должен быть определен необходимый сектор перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен шестами с флажками, а в ночное время сигнальными огнями.

12. Установка и работа грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.

Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею маши-нист. Не разрешается привлекать для этого других работников. В темное время суток работу с грузоподъемными машинами можно проводить только при отключении ЛЭП и достаточном освещении рабочего места и ЛЭП.

13. Передвижение строительных машин и механизмов под ЛЭП допускается, если машина имеет высоту от отметки дороги или земли не более 5 м при передвижении по автомобильным дорогам и 3,5 м при передвижении по грейдерным и проселочным дорогам и без дорог.

14. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть не менее 4 метров.

Выполнение работ в охранных зонах ВЛ с использованием различных подъемных машин и механизмов с выдвижной частью допускается только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) или от ее выдвижной или подъемной части , а также от ее рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в таблице 20.

15. При всех работах в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

16. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ при работе грузоподъемных машин и механизмов пребывание людей под поднимаемым грузом, а также в непосредственной близости (ближе 5 м) от натягиваемых проводов (тросов), упоров, креплений и работающих механизмов.

17. В случае соприкосновения стрелы крана или подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей на расстояние, не менее 4 метров, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.


Доставка опасного груза

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Важно! Перед работой необходимо рассчитать нагрузку, которая придется на каждый кран. Естественно, она не должна превышать максимально допустимые значения.

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]