Монтаж шинопровода: технология, оборудование, техника безопасности


Правильно организованная система электропроводки является важной технологической характеристикой рабочих условий в разных отраслях народного хозяйства и промышленности от мелкого сварочного производства до энергетических предприятий. От качества прокладки линий энергоснабжения зависит не только стабильность работы оборудования и коммуникаций, но и безопасность персонала. Организовать надежную и отвечающую техническим нормам проводку помогают шинопроводы, монтаж которых повышает конструкционные возможности при прокладке кабелей, а также обеспечивает высокую степень их физической защиты от внешних угроз.

Подготовка к монтажным работам

К моменту выполнения технических операций у исполнительной бригады должен быть на руках план работ с проектным решением, в котором описывается схема сборки и размещения оборудования. В частности, проектная документация включает:

  • Чертежи сборочных узлов. Указывается тип соединения, характеристики крепежных материалов, способы компоновки и варианты усиления корпуса.
  • Параметры оборудования. Поскольку конструкции шинопровода бывают разными, должен быть предварительно составлен план сопряжения частей корпуса с несущими поверхностями места установки. Например, модели со сплошной конструкцией могут крепиться прямо к стене по направляющим профилям, а некоторые перфорированные версии шинопровода монтируются и на подвесных рамах.
  • Данные по требуемой физической силе, инструментам и механизмам для выполнения сборочных и установочных мероприятий.

Относительно подготовки компонентов шинопровода выполняются следующие операции:

  • Проверка состояния деталей на предмет изъянов и дефектов.
  • Проверка на соответствие характеристик оборудования проектным параметрам.
  • Проверка комплектности.
  • Доставка компонентов на место временного содержания перед сборкой или непосредственно на место выполнения монтажных работ.

В части непосредственной организации монтажного процесса производится подготовка рабочих мест, выполняется проверка инструмента и необходимых приспособлений на объекте.

Виды шинопроводов

Далее рассмотрим классификацию шинопровода по способу применения.

Распределительный и магистральный шинопровод

Распределительный (магистральный) шинопровод предназначен для передачи электроэнергии от ГРЩ (ВРУ) до крупных потребителей, распределительных и групповых щитов. Также при помощи шинопровода выполняется передача электроэнергии от трансформатора к ГРЩ (ВРУ).

Прямая передающая секция шинопровода

Прямая распределительная секция

Распределительная секция шинопровода может содержать до шести (по три с каждой стороны) гнёзд для подключения коробок отбора мощности. Конструктивно гнёзда реализованы так, что подключение и отключение коробок отбора мощности возможно без снятия напряжение с шинопровода. Это обеспечивает повышает бесперебойность электроснабжение и эксплуатационные характеристики схемы электроснабжения. Также коробка отбора мощности может быть установлена в стык секций шинопровода. Но для её монтажа и демонтажа необходимо снять напряжение с шинопровода.

Максимальный номинал коробок, устанавливаемых в гнездо шинопровода составляет 630 А. Коробки, устанавливаемые в стык секций шинопровода, имеют номинал до 1250 А.

Прямые передающие секции для связи «Трансформатор — ГРЩ(ВРУ)», а также на участках линии, где не требуется подключение потребителей и «съем» мощности. Существует соблазн выполнить трассу шинопровода только из распределительных секций, но они заметно дороже передающих секций, поэтому трассу шинопровода выполняют из передающих секций, а в местах расположения потребителей устанавливают прямые распределительные секции.

Троллейный шинопровод

Троллейный шинопровод используют для электроснабжения кран-балок, мостовых кранов, тельферов и другого подвижного оборудования. Корпус шинопровода П-образной формы изготавливают из оцинкованной стали либо пластика. Внутри расположены шины. Внутрь шинопровода вставляется тележка-токосъемник (отсюда и название шинопровода trolley — тележка с англ.).

Осветительный шинопровод

Осветительный шинопровод — общее название для трековых шинопроводов и распределительных шинопроводов малой мощности.

Распределительный шинопровод для сетей освещения

Распределительный шинопровод малой мощности (номинальные токи 25 А, 32 А, 40 А) в основном используют для построения сетей освещения, поэтому его часто называют осветительным шинопроводом.

Корпус шинопровода изготавливают из оцинкованной стали. Корпус используется в качестве PE-проводника. Внутри корпуса расположены шины (от двух до шести проводников). Также изготавливают двойные осветительные шинопроводы.

По обеим сторонам корпуса расположены гнёзда для подключение светильников либо другого оборудования. Шинопроводы комплектуют специальными разъемами-вилками.

Шинопровод является самонесущим элементом, что позволяет монтировать светильники прямо на него. Являет хорошей альтернативой системе «кабельный лоток + кабель».

Кроме построения сетей освещения применяется для подключения маломощного оборудования на конвейерах, а также на швейных фабриках.

Осветительный шинопровод для трековых светильников

Осветительный шинопровод для трековых светильников применяют для освещения жилых и коммерческих помещений, там, где нужна гибкость светотехнических решений. Корпус изготавливают из пластика, оцинкованной стали либо экструдированного алюминия. Внутри корпуса расположены медные шины. По конструкции аналогичен троллейному шинопроводу, с тем лишь отличием, что вместо тележки-токосъемника устанавливаются трековые светильники.

Трековые светильники на шинопроводе устанавливают в необходимом месте и их с лёгкостью можно перемещать вдоль всей линии шинопровода. Практически идеальный вариант для магазинов, бутиков и выставочных площадей, где нужно подсветить какую-то зону и возможна частая смена экспозиции.

Технология монтажа магистрального шинопровода

Наиболее сложный в плане установки тип конструкции, в которой размещаются силовые кабели, работающие под высоким напряжением. Например, в числе особенностей монтажа шинопроводов и токопроводов выше 1000В можно выделить необходимость выполнения соединений посредством сварки, подключение специальной техники для подъема сборочных блоков и подготовку опорных конструкций для удержания элементов канала.

Работы начинаются с компоновки секций в модульные блоки длиной от 9 до 12 м в среднем. Углы и узлы ответвлений на этом этапе выполняются контактной сваркой в среде аргона полуавтоматическими аппаратами. Сложность этой операции заключается в том, что данный тип сварки предъявляет жесткие требования к рабочей среде. Например, в помещениях с высоким классом пожароопасности и в запыленных зонах такой метод соединения исключается, поэтому сборку производят заранее на других площадках.

Болтовые зажимы при монтаже шинопровода на 1000 В и 1200 В используют при необходимости создания разъемных соединений. Фиксация обычно выполняется болтами формата М8 и М10 по направляющим швеллера, в котором изначально должны быть предусмотрены монтажные точки для интеграции метизов. Вместе с болтами устанавливаются пружинные шайбы и боковые металлические крышки.

Установка светильников на трек и их подключение к сети

По завершении монтажа шинопровода и подключения к электрической сети устанавливаем трек-светильники при помощи специализированных адаптеров с фиксирующими зажимами.

  • закрытые треки 220 В
    – вначале выставляем кольцо зажима на лед-светильнике в положение OFF. Затем помещаем светильник в трек и поворачиваем рукоять на 90 градусов (ON) для фиксации и выхода контактных пластин;
  • магнитные низковольтные треки
    – вставляем лед-светильник до фиксирования магнитом. Поворачиваем ручку фиксатора для выдвижения пластин, контактирующих с токопроводящими шинами.

Далее перемещаем led-светильники вдоль трековой рейки на проектные места, регулируем угол наклона чтобы направить световой поток на необходимый участок.

Трековая система – это гибкое решение, позволяющее изменять конфигурацию расположения трек-светильников в процессе повседневной эксплуатации. Достаточно пары минут, чтобы переместить несколько осветительных приборов на новые места и подсветить необходимые локации.

Если у Вас остались вопросы, свяжитесь с менеджером «Ледрус» для получения оперативной консультации. Наши специалисты помогут Вам выбрать комплектацию трек-системы и светодиодные трек-светильники с нужными параметрами.

Технология монтажа распределительного шинопровода

Предварительно монтируются опорные сооружения, которые в дальнейшем используются по принципу несущих конструкций. На следующем этапе выполняется та же компоновка секций с блоками посредством креплений.

При монтаже несущей инфраструктуры рекомендуется выдерживать расстояние между опорными сооружениями в 3-4 м, но не более. Причем высота должна варьироваться в пределах 2,5-5 м в зависимости от условий в помещении и особенностей конструкции самого провода.

Для стыковки используются винтовые крепления, которые замыкают полумуфты. На этапе сборки соединяющие зажимы должны быть в ослабленном состоянии, чтобы не деформировать конструкцию при выполнении навесного крепежа. В дальнейшем крепежное усилие приводится в оптимальное состояние с показателями зажима 200 Н или 21 кг. Также технология монтажа шинопроводов распределительного типа предусматривает выполнение контроля стыковки путем проверки посадки выступов. Полумуфты должны попадать в фиксирующие отверстия модульных секций. Конфигурация их размещения предварительно рассчитывается в монтажной схеме.

Несмотря на громоздкость конструкции распределительных каналов, они дают широкие возможности с точки зрения вариантов размещения. Жесткую фиксацию, в частности, можно выполнять к специально выстроенным опорам, колоннам или же к поверхностям стен. При небольшой массе допускается и подвешивание канала в пролетах.

Что такое шинопровод

Устройство состоит из проводников, которые могут быть изолированными или нет, изоляторов и приспособлений, с помощью которых производится передача и распределение электрической энергии в помещениях и на территории.


Модели шинопроводов

Наиболее распространены шинопроводы для установок с напряжением до 1 кВ, представляющие собой комплектные магистральные или распределительные линии.


Магистральный шинопровод

Конструктив шинопровода может быть разным в зависимости от формы шин, их размеров, расположения, использующихся изоляторов, метода защиты от неблагоприятных воздействий.


Устройство шинопровода для освещения

Шинопровод представляет собой пакет шин, размещенных в жестком корпусе. В сечении устройства выглядят как двутавр или прямоугольник (реже — овал). Шины, закрепленные на изоляторах, могут быть медными или алюминиевыми.


Секция медного шинопровода

К наиболее распространенным относятся модели с плоскими алюминиевыми шинами.


Состав шинопровода

Чаще всего закрытые (имеющие металлический или полимерный корпус) устройства используются в сетях с низким напряжением.


Полимерный шинопровод

Шинопровод состоит из сегментов, имеющих различную конфигурацию. Эти секции могут быть выполнены в угловой, прямой, ответвительной или иной форме.

Помимо них, комплектация может включать: переходные элементы, позволяющие соединять между собой шинопроводы и другие узлы, ответвительные коробки, предназначенные для присоединения к сборной шине, крепежные системы для установки оборудования на различных основаниях и другие составляющие.

Состав шинопровода

В зависимости от назначения практикуется применение магистральных, распределительных, троллейных и осветительных моделей шинопроводов.

Технология монтажа троллейного шинопровода

К особенностям проводящих каналов этого типа относится их способность к обеспечению движения подвесного электрооборудования, например станков, крановых агрегатов, роликовых механизмов и т. д. В сущности, это система монорельс на базе стальных жестких рам с каналами для размещения силовой электропроводки.

Установка производится с помощью подмостей или специальных подъемников на подготовленные крепежные конструкции. Должна быть организована система путей рельсы, в которой обеспечивается свободный проход целевого механизма по адресным контурам. В качестве несущей основы выступают двутавровые балки. Их монтируют к поверхностям потолка или стен, которые, в принципе, могут выносить большие нагрузки. В инструкциях по монтажу шинопровода этого типа указывается, что при фиксации минимальное расстояние между точками размещения кронштейнов должно составлять не более 3 м, если предполагается прямолинейная прокладка. На участках с поворотами или использованием криволинейных секций дистанция между крепежами должна составлять не более 1,5 м.

Особое внимание в ходе монтажа уделяется техническому оформлению обслуживающей механики наподобие кареток и роликов. Во-первых, линии их движения должны быть чистыми и гладкими – без выступов, заусенцев и прочих дефектов. Во-вторых, наружные нерабочие поверхности с коммуникациями привода и тыльной частью движимой механики дополнительно в процессе монтажа шинопровода закрываются комплектными крышками и муфтами, под которые также предварительно рассчитывается свободное место.

Зачем монтировать шинопровод

Наши мастера монтируют шинопроводы под ключ: от составления проекта до пуска. Поможем пройти необходимые проверки при вводе объектов в эксплуатацию. Монтаж трекового шинопровода – мера, позволяющая увеличить полезность и безопасность электропроводки.

У такой системы передачи электроэнергии есть 5 преимуществ перед классической проводкой:

  1. Компактность конструкции. По виду, это компактный короб, который можно спрятать под подвесным или натяжным потолком.
  2. Высокая скорость монтажа и демонтажа. Линию электропередач можно легко перенести в другое место.
  3. Повышенная безопасность конструкции: высокая степень защиты – от ip55 и выше. Низкий уровень электромагнитного излучения.
  4. Минимальные потери электроэнергии и экономия благодаря меньшему сопротивлению.
  5. Длительный срок эксплуатации: 20-30 лет без необходимости систематического обслуживания.

Шинопровод для светильников и ламп – решение которое снижает риски аварий и обеспечивает улучшенную безопасность для персонала.

Подключение оборудования к трековому шинопроводу

Специальные модели шинопроводов с трековой системой соединений предназначены для установки приборов освещения. Они отличаются оптимизированной и компактной системой подвесов с переходами, за счет которых можно конструировать токопроводы любой формы и конфигурации. Установка и подключение трековых светильников на шинопроводе выполняются в следующей последовательности:

  • Производится крепление основы провода путем установки шурупов в проделанные отверстия с захватом базовой панели или же с помощью подвесной скобы на тросах.
  • Выполняется установка клеммной колодки, через которую в дальнейшем подключается трековый светильник.
  • Если колодка не предусмотрена в конструкции, ее необходимо интегрировать с помощью специального модуля, подходящего по формату к стыковочной фурнитуре шинопровода.
  • Подключение выполняется по стандартной схеме – в колодце откручиваются винты захвата, после чего вставляются жилы провода и крепеж приводится в прежнее состояние.

Подключив трековый светильник на шинопроводе в одной секции, можно прокладывать его линию по следующим блокам конструкции до места ввода в питающий трансформатор. Один центральный коннектор позволяет создавать разветвленные сети энергоснабжения светильников, распределенных по длинным рельсам провода. Также в большинстве трековых конструкций предусматривается возможность универсального наращивания длины канала, что выполняется посредством специальных соединителей.

Установка и подключение шинопровода

Если стандартная длина шинопровода не позволяет собрать точно рассчитанную конструкцию трековой осветительной установки, то трек можно распилить на отрезки требуемой длины. Для этого можно воспользоваться обычной ножовкой по металлу.

Далее, для монтажа шинопровода проводим следующие мероприятия:

  • При креплении непосредственно к потолку или стене необходимо просверлить в шине отверстия.

  • Для создания подвесной трековой установки понадобится специальный тросик и скоба.

  • На одну из сторон шинопровода, через которую не будет проведено электропитание, устанавливается заглушка.

  • На другую сторону должна быть установлена клеммная колодка. Если она не установлена изначально, то колодку необходимо расположить рядом с торцом трека так, чтобы совпали маркировочные полосы и затем аккуратно ввести ее в шинопровод. Произойдет стыковка коннектора и трека.

  • Далее производится подключение электропровода. Для этого снимается крышка с коннектора, отверткой откручиваются винты, после чего в получившиеся отверстия вставляются жилы провода.

  • После подключения электропитания, необходимо закрутить стопорный винт и окончательно зафиксировать соединение.

Особенности монтажа открытых шинопроводов

Практически все типы шинопроводов выполняются в двух версиях – с открытой и закрытой системой контура. Первый вариант представляет собой облегченную конструкцию без внешней защиты. Такую оснастку рекомендуется применять в местах, где отсутствуют агрессивные среды внешнего воздействия.

Установка выполняется по упрощенной схеме – с помощью болтовых соединений, подвесных тросов или монтажных пластин к поверхностям коммуникационных шахт. Однако после монтажа открытых шинопроводов необходимо выполнить специальную изоляцию кабелей. К примеру, участки шины, где применяется открытая изоляция, должны закрываться асбестовым или похожим огнестойким материалом, который также предотвратит попадание искры в проводку. Внешние замыкающие крышки и панели в таких конструкциях не используются.

Как установить шинопровод, чтобы не порвать полотно

Для начала следует разобраться, как установить трековый светильник, если использована закладная, закрепленная заранее над полотном. Это несложное решение, которое можно сделать даже с минимальным опытом в строительстве. Инструкция выглядит так:

  1. Определяется размер шинопровода и его расположение. Вначале составляется простейшая схема с размерами. Затем нужно разметить поверхность потолка, чтобы обозначить положение будущей конструкции.
  2. Проводка прокладывается заранее, лучше использовать гибкий кабель с медными жилами. Сечение подбирается по суммарной мощности оборудования, для бетонных перекрытий используется специальный крепеж, чтобы провод не провисал и надежно держался. Оставляется достаточный запас для подключения трека.
  3. Для монтажа лучше всего подойдет деревянный брусок или рейка подходящей длины. Чтобы выставить оптимальное положение, для крепления к потолку проще использовать подвесы для гипсокартона, так как их можно подогнуть так, как нужно. Подвесы фиксируются дюбелями к бетону, а к бруску прикручиваются саморезами.


    Для фиксации бруса также подойдут металлические уголки.

  4. После натягивания потолка нужно в первую очередь вывести провод, для этого приклеивается пластиковое кольцо подходящего размера, внутри которого вырезается отверстие.


    Кольца и клей для натяжного потолка.

  5. Далее надо приклеить шайбы, через которые можно вкручивать саморезы для крепления магнитного шинопровода. Затем подключаются контакты через колодку или путем пайки и проверяется работа системы.


Накладной вариант проще всего реализовать.

Кстати!

Если нет шайб под саморезы, можно наклеить на потолок кусочки скотча и закручивать крепеж через них.

Особенности монтажа закрытых шинопроводов

Это полноформатные сборно-разборные модульные шахты, которые закрывают электрическую трассу со всех сторон. Такой вариант может использоваться в местах повышенных внешних нагрузок. Сама проводка на первом уровне изоляции закрывается многослойной оболочкой, предотвращающей риски механических воздействий и электромагнитного влияния. Снаружи монтируется металлический корпус, выполненный из алюминия или стального сплава. В качестве крепления для шинопроводов закрытого типа могут применяться усиленные монтажные конструкции с анкерной фиксацией. Тяжелые корпуса устанавливаются посредством кронштейнов на рамы и профильные монтажные компоненты. В качестве основы для крепления обычно используют поверхности капитальных сооружений, стен, потолков и перегородок. К эксплуатационным особенностям металлического закрытого короба можно отнести то, что он выступает заземляющим контуром, который может подключаться к основным каналам электротехнической защиты. В системах открытого типа эту функцию уже в составе шинопровода выполняют специальные металлические стержни.

Обзор системы

Трековый светильник является световым прибором, фиксируемым на шинопроводе, контакты которого идут к токопроводящим шинам трека. Среди его главных достоинств можно отметить:

  • сравнительно простую и быструю установку с подключением;
  • возможность произвести оперативную замену или установить светильник в другом месте;
  • возможность подсоединения к независимым электрическим группам.

К недостаткам подобных осветительных приборов можно отнести их достаточно высокую стоимость.

Трековую систему освещения считают отличным вариантом, позволяющим не только сделать интерьер стильным, но и свести к минимуму «копание» в проводах. Ее конструкция обладает минималистичным дизайном, радующим при этом различными цветовыми оттенками.

Трековый светильник может крепиться несколькими способами. Наиболее распространенной считается установка на стену или монтаж на потолочную поверхность (например, на подвесной потолок).

Благодаря тросам или цепям трек-систему можно вывести и на натяжной потолок (как показано на фото ниже). В качестве альтернативы установить такую подсветку можно и под потолок для его освещения изнутри.

Приятным нюансом является и то, что установить трековый светильник можно уже и по завершении отделочного этапа ремонтных работ. Для этого вовсе не требуются услуги специалистов – подключить систему можно и своими руками.

Кстати, цена за работу мастера, который выполнит монтаж светильников на треках, будет не менее 900 рублей за метр погонный. Так не лучше ли сэкономить деньги и самостоятельно осуществить крепление и подключение к сети?

Оборудование для сборки и установки шинопровода

Комплекс монтажных мероприятий предусматривает реализацию на первый взгляд типовых, но все же разноплановых технических операций. На каждом этапе выполнения работ применяется определенная группа инструментов и оборудования. В частности, используются следующие средства и приспособления:

  • Ручной монтажный инструмент. Базовый набор инструментов, включающий отвертки, молотки, плоскогубцы и другие инструменты, которые потребуются в работе с крепежом в процессе сборки провода.
  • Электроинструмент. Для создания отверстий, резки излишек шинопровода и серийного закручивания метизов потребуется дрель-шуруповерт, электролобзик, углошлифовальный аппарат, сварочное оборудование, перфоратор и т. д.
  • Оборудование для установки конструкции. Это дополнительное оборудование для монтажа шинопровода, посредством которого может выполняться подъем и навесная фиксация конструкции. В этом качестве применяются траверсы, захваты, лебедочные механизмы, подъемники, крановые манипуляторы и т.д.
  • Измерительные приборы. Данный инструмент используется для проверки состояния электротехнической инфраструктуры шинопровода. Речь идет о мультиметрах, тестерах, амперметрах и других приборах, замеряющих те или иные показатели проводки.

Монтаж открытых шинопроводов

Рис 7

Открытые шинопроводы монтируют в такой последовательности. В соответствии с разметкой устанавливают металлоконструкции с изоляторами, прокладывают и закрепляют на изоляторах шины, затем присоединяют шины к источникам тока и к электроприемникам.

Металлоконструкции для шинопроводов изготавливают в МЭЗ, устанавливают на них изоляторы, шинодержатели или клицы, доставляют на монтажные объекты и крепят пристреливанием, вмазыванием или приваркой к закладным деталям.

Шинные полосы заготавливают также индустриальным методом в МЭЗ, где их обрабатывают, изгибают и соединяют в плети. Неразъемное соединение шин выполняют сваркой, а разъемное — болтами. Концы их зачищают на шинофрезерных или заточных станках или применяя различные зачистные приспособления. При малом объеме работ шины можно зачищать драчевыми напильниками под слоем технического вазелина, который после зачистки удаляют и заменяют чистым вазелином. После этого шины предварительно окрашивают, маркируют, сворачивают в бухты или наматывают на инвентарные кассеты и доставляют на объект монтажа.

После выпрямления шины устанавливают в шинодержатели или непосредственно на изоляторы и предварительно затягивают болты крепления. В смонтированном шинопроводе шины должны быть прямыми и ровными, без местных сближений в пролете между точками крепления. С этой целью на одном из концов шинопровода монтируют натяжное устройство типа УН, с помощью которого шины натягивают и окончательно крепят в шинодержателях. Натяжное устройство используют в процессе последующей эксплуатации шинопровода для натягивания шин, удлиняющихся с течением времени вследствие текучести алюминия.

Спуски от шинопровода к электроприемникам выполняют кабелями или проводами, проложенными в трубах и металлорукавах. Сквозь стену и перекрытие шинопровод пропускают через разборную изоляционную плиту, закрывающую проем в стене.

После окончания монтажных работ шины и шинодержатели повторно окрашивают: фазу А — в желтый, фазу В — в зеленый и фазу С — в красный цвета. В шинопроводах постоянного тока положительную шину окрашивают в красный цвет, а отрицательную — и синий. Слой краски также защищает шины от коррозии и способствует их лучшему охлаждению (теплоотдача окрашенных шин значительно выше). Если фаза шинопровода состоит из одной шины, ее окрашивают со всех сторон, а в пакетах — только внешние поверхности шин. Не окрашивают болтовые соединения, а также участки, предусмотренные для наложения переносных заземлений (эти участки по краям окаймляют полосками, нанесенными черной краской). В шинопроводах, а также в распределительных устройствах красная шина находится ниже других и дальше от стены, зеленая — посередине.

Монтаж троллейных шинопроводов


Рис 8

Троллейные линии служат для питания подвижных подъемно-транспортных механизмов (кранов, кран-балок, электроталей и т. д.) и представляют собой трехфазные токопроводы, проложенные вдоль подкрановых путей. В качестве токопроводящих контактных проводников применяют стальные шины из угловой стали, установленные на специальных троллейных изоляторах.

Троллейные шинопроводы, применяются для установки всех типов оборудования, в том числе кранов, монорельсов, талей, инструментов, машин, автоматизированных систем хранения и поиска и многих других мобильных устройств.

Для монтажа открытых троллейных магистралей используют унифицированные кронштейны с установленными на них изоляторами и троллеедержателями. Кронштейны крепят непосредственно на стенах или на подкрановых балках болтами или приваркой к закладным деталям (в случае, если подкрановые балки стальные). Для компенсации температурных удлинений шин между отдельными секциями магистрали при монтаже длинных участков (30 м и более) применяют шинные компенсаторы. Наличие напряжения на троллейной линии определяют по троллейному светофору, который состоит из трех сигнальных ламп, смонтированных на стальной стойке и защищенных цветными стеклами. Для подключения светофора к троллеям служит соединительная коробка. От сигнальных ламп не требуется создания большой освещенности, поэтому для увеличения срока их службы последовательно с каждой лампой включен резистор сопротивлением 300 Ом.

Монтаж троллейных магистралей начинают после того, как строительная часть здания полностью закончена и смонтированы подкрановые балки и рельсы. Заготавливают троллейные блоки в МЭЗ по шаблонам или на кондукторах. Кондуктор для сборки троллеев состоит из стальной сварной рамы, которая опирается на приваренные к ней подрамники. На раме смонтированы струбцины для удержания элементов блока при его сборке. В промежуточных струбцинах зажимают шаблоны, по которым выполняют сборку блока, а с помощью средней и крайних струбцин закрепляют конструкции, служащие для монтажа блока троллеев и для закрепления блока на стене при установке магистрали. После закрепления элементов собирают блок и устанавливают троллеи.

Готовый блок помещают в специальную кассету, доставляют к месту установки, лебедками поднимают на нужную высоту и монтируют с автовышек, монтажных тележек, автогидроподъемников. При монтаже троллеев с помощью монтажной тележки тележку с ящиком для хранения инструмента закрепляют на металлоконструкциях мостового крана. Над ней на кронштейне устанавливают электролебедку для подъема блоков и сварочный трансформатор.

Троллейные шинопроводы серии ШТМ предназначены для питания подъемно-транспортных механизмов (однобалочных подъемных кранов, электроталей, подвесных кран-балок и передаточных тележек) и применяются в производственных помещениях с нормальной средой. Их также можно использовать для питания электрифицированного инструмента при напряжении 220/380 В. В комплект шинопроводов входят прямые (длиной 750, 1000, 1500 и 3000 мм), угловые и концевые секции. Прямая секция троллейного шинопровода представляет собой стальной короб со сплошной щелью внизу для прохода токосъемной каретки, которая перемещается вдоль шинопровода при движении подъемного механизма. Внутри короба через каждые 300 мм длины закреплены изоляторы, удерживающие четыре (три фазных и нулевой) медных троллея. Для соединения секций шинопровода и ввода в них токосъемных кареток служат соединительные муфты.

Угловые секции устроены так же, как и прямые, но короб у них изогнут под углом 45 или 90° с радиусом закругления 800, 1200 и 1400 мм. Они позволяют собрать шинопровод с самой разнообразной формой трассы (с поворотом на 45 или 90°).

Токосъемные каретки устанавливают на электротали или кран-балке на специальной ведущей скобе. Каретка представляет собой металлическую тележку с четырьмя направляющими роликами. На ней смонтированы четыре блока токосъемных контактов, каждый из которых включает в себя две медно-графитные щетки. Тележка может быть укомплектована автоматами, предохранителями или клеммником.

Применение троллейных шинопроводов вместо открытых троллеев значительно снижает расход металла и трудовых затрат при монтажных работах.

ВВОДНЫЕ СЕКЦИИ

Вводные секции входят в состав шинопровода и предназначены для присоединения питающих проводов или кабелей.

Вводные секции можно устанавливать как в середине, так и на конце линии. В последнем случае открытый торец секции закрывается торцовой заглушкой. Провода или кабели подводятся сверху или снизу секции и присоединяются к зажимам, рассчитанным на двойной номинальный ток.

В зависимости от направления ввода кабеля (сверху или снизу) контактные зажимы соответственно переставляются. Вводная секция представляет собой прямую секцию, снабженную вводной коробкой, которую можно размещать с обеих сторон секций. Присоединение питающих проводов к шинам производится с помощью контактных уголков.

Таблица 7.

Техника безопасности при установке шинопровода

В процессе монтажа должны соблюдаться общие требования правил безопасности при выполнении электромонтажных работ, а также особые нормативы, относящиеся к наладочным мероприятиях в отношении токопроводящих модулей. В их числе следующие:

  • Запрещено использовать конструкции шинопровода в качестве несущих элементов или подмостей.
  • В момент установки на участке сборки и фиксации шинопровода запрещается находиться сторонним лицам, пока не будет завершено жесткое крепление.
  • При организации технических условий для выполнения крепежных и соединительных операций на высоте нельзя применять устройства и приспособления, не предназначенные для страховочных целей.
  • Специальные требования техники безопасности при монтаже шинопроводов предъявляются к сварочным работам. В частности, такие операции должны выполнять только монтажники, имеющие соответствующую квалификацию. В самом помещении, где выполняется сварка, должны быть изолированы легковоспламеняющиеся предметы и материалы.

Подвод питания к трековой системе

В целях безопасности обязательно отключите питание в том месте, где вы будете работать. Перед тем, как приступить к установке трекового освещения, найдите свой автоматический выключатель. Ваш выключатель может находиться в вашем коридоре, кладовой или гардеробной. Это металлический или пластиковый короб, обычно размещенный на стене. Отключите питание светильника на потолке, где вы хотите установить трековое освещение. После выключения питания попробуйте включить свет в том месте, где вы будете работать, просто чтобы убедиться, что вы нажали правильный переключатель. Если вы не знаете, какой переключатель управляет светом, в помещении где вы будете работать, найдите кого-нибудь, кто поможет вам. Выключайте выключатели по одному, пока ваш помощник будет следить за светом, чтобы убедиться, что он не погаснет. Если выключатель находится далеко от света, используйте для связи сотовые телефоны. После чего можно приступать к демонтажу старого источника освещения. Снимите старый светильник и обнажите провода токоподвода. Будьте осторожны при откручивании старого светильника. Он может быть тяжелым или громоздким. После того, как вы снимите его, вы увидите в потолке коробку, содержащую провода. Это и есть питающий светильник подвод питания. После снятия старого светильника уберите его в безопасное место, где оно не будет находится под ногами. Подключите эти провода к концевому питающему адаптеру шинопровода. Концевой адаптер питания обычно идет в комплекте с треком и является его концевым продолжением. Используйте саморезы, чтобы прикрепить шинопровод к потолку. При правильной установке концевой адаптер питания полностью закрывает техническое отверстие откуда выводятся питающие провода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]